Уголок неба ¦ McDonnell Douglas F-4D Phantom II

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   F-4D Phantom II
       
Разработчик: McDonnell Douglas
Страна: США
Первый полет: 1965
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   

Несмотря на то, что F-4C Phantom на много превосходил F-105 как бомбардировщик, и по многим параметрам превосходил перехватчик F-106, ВВС США понимали, что резерв модернизации самолета далеко не исчерпан. В связи с этим, было предложено большое количество доработок, даже предлагалось установить бортовую пушку М61, но в то время военные еще не успели осознать опыт воздушных боев во Вьетнаме, и от установки пушки отказались. Позднее, в результате установки пушки, появился следующий вариант Фантома - F-4E.

В марте 1964 года, когда F-4C только начали поступать на вооружение, ВВС заключили контракт на создание следующего варианта Фантома - F-4D. Прототип F-4D совершил первый полет в июне 1965 года, а первый серийный самолет поднялся в воздух в декабре того же года. Поставки ВВС были начаты в апреле 1966 года. Первым F-4D получило 36 тактическое авиакрыло, базировавшееся в Германии, на авиабазе Битбург. В ходе серийного производства, завершившегося в феврале 1968 года, было построено 793 самолета F-4D.

По сравнению с F-4C у F-4D было обновлено и дополнено бортовое оборудование. Антенны системы предупреждения о радиолокационном облучении AN/APR-25/26 были перенесены в обтекателе упраздненной на первых F-4D, возвращенной, начиная с серии Block 27, ИК-станции AAA-4, расположенной под обтекателем РЛС, что придало ему характерную дополнительную выпуклость. Позднее данные системы заменили на AN/ALR-69(V)-2 и AN/APS-107A, антенны которой разместили в вертикальном оперении.

БРЛС AN/APQ-100 заменили на более легкую и компактную AN/APQ-109A, выполненную с частичным использованием полупроводниковой техники. Для работы по наземным целям была установлена РЛС AN/APA-165. Работу систем вооружения обеспечавала СУО AN/ASQ-91, сопряженная с бомбовым прицелом AN/AJB-7. Так же была установлена инерциальная навигационная система AN/ASN-63. Для ведения воздушного был установлен прицел AN/ASG-22, из-за аппаратуры которого пришлось уменьшить объем топливного бака №1. На ИЛС пилота выдавалась информация о скорости, высоте, угле атаки, а так же, по информации от БРЛС, направление и расстояние до цели, и ее скорость. На внешних узлах подвески могли быть расположены контейнеры генераторов активных радиопомех AN/ALQ-87, AN/ALQ-101 и AN/ALQ-119.

В состав вооружения воздушного боя F-4D входили УРВВ AIM-4 и AIM-7, от флотской AIM-9 ВВС, как и в случае с F-4C отказались. Тем не менее неутешительные результаты использования AIM-4 заставили вооружить F-4D Сайдвиндерами. Для уничтожния наземных целей F-4D могли нести широкий спектр НУРС, свободнопадающих и ядерных бомб. F-4D стал первым носителем высокоточного оружия с полуактивной лазерной системой наведения. В состав высокоточного вооружения F-4D входили новейшие КАБ М-118, GBU-10 и Mk 84 с ПАРЛСН, а так же с электронно-оптической СН - УРВЗ AGM-65 и КАБ GBU-8 и GBU-15. Позднее F-4D получили возможность использовать пушечные контейнеры SUU-16/A и SUU-23/A, подвешивавшиеся на подфюзеляжный пилон.

Некоторые системы устанавливались на ограниченное количество самолетов. Так, систему радионавигации AN/ALR-92 LORAN-D получили 72 F-4D, выделявшиеся характерной антенной на гаргроте. Несколько самолетов было модернизировано под контейнеры целеуказания Pave Knife и AN/ASQ-152(V)-2 Pave Spike, что позволило не только применять КАБ с ПАРЛСН индивидуально, но и выдавать целеуказание для группы самолетов. Два F-4D были оснащены контейнерами ЦУ AN/AVQ-10 Pave Sword. Контейнер был построен на базе ППУ SUU-11 и модифицированной ИКГСН УР AIM-9, которая отслеживала пятно от лазерного луча, излучаемого контейнером ЦУ AN/AVQ-12 Pave Spot с самолета О-2А. Один самолет был оборудован контейнером Pave Fire, имевший низкоуровневой ТВ-канал и лазерный дальномер-целеуказатель. Данный контейнер позволял осуществлять бомбометание с пикирования в ночных условиях. Система оказалась неудачной, и сложной в использовании, поэтому ее использование ограничилось одним самолетом. Одинадцать Фантомов было оснащено системой лазерного ЦУ AN/AVQ-9 Pave Light, которую разместили слева на фюзеляже около заднего фонаря. Для использования системы летчику было необходимо выполнять левый разворот, осуществляя подсветку цели, пока остальные самолеты ее атаковали. Все F-4D с системой Pave Light поступили в 8 тактическое авиакрыло.

В боевые действия во Вьетнаме F-4D вступили в мае 1967 года. Первая воздушная победа была одержана 5 июня 1967 года экипажем из 555 тактической эскадрильи в составе майора Эверетта Распберри и капитана Френсиса Галлка, сбившей УР AIM-7 вьетнамский МиГ-17. В ходе воздушных боев наибольшую эффективность показали УР AIM-9, в то время как AIM-4 зарекомендовали себя не с лучшей стороны. На долю AIM-4 приходиться 4 сбитых МиГ-17 и 1 МиГ-21. Ракета была «задумчива» - даже после захвата цели, и нажатия боевой кнопки СУО требовалось 6-7 секунд для запуска ракеты, что в маневренном бою являлось вечностью. Аэродинамические поверхности рулей не моги обеспечить должной маневренности, что не позволяло применять AIM-4 по интенсивно маневрирующим целям. В дополнение ко всему, AIM-4 было необходимо прямое попадание в цель, так как ракета была оборудована только контактным взрывателем. Боевая часть ракеты была недостаточно мощна (около 1,80 кг), для уверенного поражения цели с одного попадания.

В ходе вьетнамской войны было потеряно 194 F-4D, что составило 25% от общего количества построенных самолетов. Непосредственно в боевых действиях было сбито 170 самолетов, остальные 24 стали жертвами летных происшествий. Из 170 в воздушных боях было потеряно 17 F-4D, большинство же было уничтожено огнем зенитной артиллерии. Пилотами F-4D было сбито 45 вьетнамских самолетов, таким образом, соотношение воздушных побед составило 2,6 к 1.

ВВС США проводили исследования по переоборудованию F-4D в самолет РЭБ по программе Wild Weasel. Было задействовано 4 самолета, получившие обозначение EF-4D. Машины оснастили системами AN/APR-38 и ППР AGM-78 Standard ARM. В 1972 году была начата программа летных испытаний, но ни один из девятнадцати запланированных к переоборудованию в EF-4D самолетов в дальнешейшем не был переоборудован.

Начиная с 1977 года F-4D из состава ВВС начали переводить в национальную гвардию и резерв ВВС. Последний F-4D был снят с вооружения резерва ВВС и национальной гвардии США в 1990 году.

Из 793 произведенных F-4D 32 было продано Ирану и 18 Южной Корее. Иран разместил заказ на 16 F-4D в 1967 году. Позднее было дозаказано еще 16 самолетов. Первый F-4D приземлился на иранской земле 8 сентября 1968 года. Позднее были произведены большие поставки F-4E и RF-4E. Иранские Фантомы привлекались к безуспешным попыткам перехвата МиГ-25. Боевое крещение состоялось в 1975 году, когда Иран оказывал поддерку Оману в борьбе с повстанцами. В 1979 году в Иране произошла исламистская революция, и на поставки запасных частей для Фантомов было наложено эмбарго. В результате этого многие самолеты были разобраны на запчасти для поддержания в летном состоянии части авиапарка. Однако известно о нелегальных поставках запчастей из Израиля и некоторых стран НАТО. Когда в сентябре 1980 Ирак напал на Иран, в воздух было способно подняться только 40% Фантомов.

Из-за постоянной угрозы со стороны Северной Кореи, в 1968 году Южная Корея заказала 18 F-4D. По данному контракту поставлялись самолеты, взятые из строевых частей ВВС США. Первые четыре F-4D прибыли в Корею в августе 1969 года. В конечном счете, корейцы получили 42 Фантома различных модификаций, последний из которых был поставлен в 1988 году.






 ЛТХ:
Модификация   F-4D
Размах крыла, м   11,68
Длина, м   17,75
Высота, м   4,95
Площадь крыла, м2   48,40
Масса, кг  
  пустого самолета   13200
  максимальная взлетная   24766
Тип двигателя   2 ТРД General Electric J79-GE-15
Удельная тяга на форсаже, кг   2 х 7711
Максимальная скорость , км/ч   2390
Практическая дальность, км   2590
Боевой радиус действия, км   1120
Максимальная скороподъемность, м/мин   14700
Практический потолок, м   18900
Экипаж   2
Вооружение:

  ППУ SUU-16/A или SUU-23/A c БК 1200 снарядов, AIM-7E/F/M Sparrow, AIM-9 Sidewinder, AIM-4 Falcon, AGM-65, тактические ядерные бомбы В57, В61, Mk.28, КАБ GBU-8, GBU-10, GBU-15, Mk.84, обычные бомбы Mk.82, М117, зажигательные бомбы BLU-10/B
До 5 1401 литровых ПТБ


 Доп. информация :


Фотографии:

 F-4D с двумя КАБ
 F-4D из 433 TFS 1967 год
 Звено F-4D из 8 авиакрыла во время выполнения задачи бомбежки целей в промышленных районах Ханоя.
 Экипаж F-4D, поднятый по тревоге, готовиться к вылету.
 F-4D из 432 авиакрыла, базировавшегося в Таиланде на авиабазе Удорн
 F-4D иранских ВВС
 В полете F-4D ВВС Южной Кореи
 

 БРЛС AN/APQ-109A

 Кабина пилота F-4D
 Кабина оператора F-4D
 Кабина пилота F-4D, оборудованного системой радионавигации LORAN
 Кабина оператора F-4D, оборудованного системой радионавигации LORAN

 Варианты окраски:

 F-4D из 497 TFS "Night Owls", 1969 год (самолет оснащен системой LORAN)
 F-4D из 13 тактического авиакрыла, авиабаза Удорн, 1969 год
 F-4D командира 366 авиакрыла полковника Поля Уотсона, авиабаза Дананг, октябрь 1968 года

 

Список источников:

Денис Евстафьев. Многоцелевой истребитель F-4D Phantom II
CollingsFoundation.org
Federation of American Scientists. US Military Aircraft. F-4 Phantom II
Bill Gunston. F-4 Phantom
Squadron/Signal. Aircraft Number 65. Larry Davis. F-4 Phantom II In Action
Aerohobby. Witold Jaworsky, Anatol Olak. F-4 Phantom II
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. McDonnell F-4 Phantom 
Squadron/Signal. Detail & Scale vol.43. Bert Kinzey. F-4C, F-4D, RC-4C Phantom II


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: