Первой модификацией истребителя F-4 Phantom, выпускавшейся большой серией стал вариант F-4B. В этой машине были объединены доработки, производившиеся на различных машинах F-4A. Так
же на F-4B были уставлены двигатели J79-GE-8A и 8B, изначально начала запланированные на Фантом. Бортовая РЛС AN/APQ-50 была заменена на более совершенную AN/APQ-72. До смены системы обозначений в
сентября 1962 году, F-4B имел обозначение F4H-1.
Несмотря на изначальную, чисто "истребительную" специализацию, F-4B оснастили системой AJB-3, обеспечивавшей применение ядерных бомб. Полетом самолета управляла аналоговая САУ и аналоговый
автопилот AN/ASA-32 фирмы General Electric. Так же самолет оснастили девятью узлами подвески, обеспечивавшие возможность использования до 8 454 кг бомб или пятнадцати блоков НУРС FFAR. Антенна системы
предупреждения об облучении AN/APR-30 была установлена в обтекателе на киле. Причем первые 18 F-4B получили эти системы уже позднее.
В серии рекордных полетов по программе High Jump на F4H-1 было уставлено несколько рекордов скороподъемности. 21-го февраля 1962 года в авиационном центре ВМФ было поставлено сразу два рекорда.
Самолет, пилотируемый подполковником ВМФ Джоном Янгом, достиг высоты в 3000 метров за 34,523 секунды. А полковник Лонгтон забрался на 6000 метров за 48,787 секунд. Позднее Джон Янг стал астронавтом и
участвовал в программах "Джемини" и "Апполо", а так же стал пилотом первого космического челнока в 1981 году. Еще три рекорда было поставлено 1 марта 1962 года подполковником МакГрау, побившим высоты
9000 и 12000 метров за 61,629 и 77,156 секунд соответственно. 31-го марта 1962 года подполковником Брауном высота 20000 метров была взята за 178,5 секунды. 3 апреля 1962 года Джон Янг достиг высоты
25000 метров за 230,44 секунды. Последним рекордом стал рекорд скорости подъема на высоту 30000 метров за 371,43 секунду, поставленный подполковником Нордбергом 12 апреля 1962 года.
Первые серийные F4H-1 поступили в учебные подразделения ВМФ. Первой F4H-1 получила в начале 1961 года эскадрилья VF-121, базировавшаяся в авиацентре ВМФ "Мирамар". За тем, в конце того же года, в
эксплуатировавшую уже F4H-1F эскадрилью VF-101, так же поступили F4H-1. Первым полностью боеготовым подразделением, вооруженным Фантомами, стали эскадрильи VF-74 и VF-114.
В октябре 1961 года VF-74 стала первой, способной действовать на F4H-1 с авианосцев. Первой в морской поход с августа по октябрь 1962 года отправилась VF-102 на борту авианосца Энтерпрайз.
К инценденту в тонкинском заливе, произошедшем в августе 1964 года, самолетами F-4B было вооружено 13 эскадрилий. В боевых действиях Фантомы впервые были задействованы в ходе операции "Pierce Arrow"
5-го августа 1964 года. Самолеты эскадрилий VF-142 и VF-143 действовали с авианосца "Констелешн", прикрывая бомбардировщики, наносившие удары по вьетнамским базам торпедных катеров.
Первую воздушную победу во вьетнамской войне F-4B одержали не над вьетнамским, а над китайским самолетом. Девятого апреля 1965 года F-4B с авианосца "Рейнджер", пилотировавшийся лейтенантом
Теренсом Мерфи из эскадрильи VF-69 атаковал и сбил китайский МиГ-17. После чего Мерфи сам был сбит, по всей видимости ракетой Сперроу, выпущенной одним ведомых.
Первыми жертвами северо-вьетнамских летчиков стали командир Томас Пейдж и лейтенант Джон Смит младший из VF-21, летавшие на F-4B (б/н 151488) c авианосца "Мидуей". Самолет был сбит 17 июня 1965
года МиГом-17 неподалеку от Хайфона.
В воздушных боях пилоты F-4 могли надеяться только на ракеты AIM-7 и AIM-9, так как пушечного вооружения не было. Результатом боев по Вьетнаме стали контейнеры ложных целей, установленные по бокам
в задней части фюзеляжа. В дополнение с СПО AN/APR-30 самолеты оснастили системами РЭБ AN/ALQ-51 и AN/ALQ-100.
В части Корпуса морской пехоты США F4H-1 начали поступать в июне 1962 года, когда эскадрилья VMF(AW)-314 сменила F4D Skyray на Фантомы. Начиная с апреля 1965 года, подразделения КМП вооруженные
F-4B перебазировались на аэродромы Вьетнама и Таиланда, а так же на борт авианосца "Америка". Эти самолеты активно участвовали в боевых действиях во время вьетнамской войны, в основном работая по
наземным целям. Во Вьетнаме было сбито 72 F-4B КМП, еще 3 самолета были потеряны в результате летных происшествий.
Всего с июня 1961 года по март 1967 года было построено 649 истребителей F-4B. Самолеты находились в строю до конца 60-ых годов. В начале 1970-ых 228 F-4B было переоборудовано в вариант F-4N в
рамках программы "Bee Line". Первый F-4N совершил полет 4 июня 1972 года. Остальные F-4B были заменены на F-4J. Последними эксплуатантами F-4B стали VF-51 и VF-111, снявшие с вооружения эти самолеты в
1974 году.
Некоторые F-4B, начиная с 1969 года, были переведены в VF-22L1 резерва авиации ВМФ. После нескольких лет эксплуатации эти самолеты были переданы на базу консервации и хранения авиатехники "Дэвис-Маунтейн".
В КМП F-4B оставались на вооружении до 1979 года, до тех пор пока ему на смену не пришли модернизированные F-4N.
Двенадцать F-4B было переоборудовано в вариант F-4G (не путать с самолетом РЭБ ВВС США F-4G Wild Weasel). Флотские F-4G предназначались для исследования возможности автоматической посадки на
авианосец. Эти самолеты находились на вооружении VF-213 и базировались на авианосце Китти-Хок. Машины использовались с ноября 1965 по июнь 1966 во Вьетнаме, причем одна из них была сбита огнем ЗА.
Остальные одиннадцать самолетов было возвращено в вариант F-4B.
Еще три самолета F-4B были переделаны в вариант YF-4J, ставшие прототипами следующей и последней модификаций Фантомов ВМФ и КМП США.
Несколько машин было переоборудовано в беспилотные варианты DF-4B. Несколько самолетов из VAQ-33 использовались в качестве самолетов радиоэлектронной разведки EF-4B. Позднее эти машины
использовались в качестве учебных целей для операторов РЛС. С вооружения эти самолеты сняли в 1981 году.
Еще два F-4B под обозначением NF-4B было задействовано в различных научно-исследовательских программах.
На базе F-4B в 1963 году был создан многоцелевой истребитель F-4C для ВВС США.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F-4B |
Размах крыла, м |
11,70 |
Длина, м |
17,78 |
Высота, м |
4,95 |
Площадь крыла, м2 |
49,23 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
12701 |
максимальная взлетная |
20231 |
Тип двигателя |
2 ТРДФ General Electric J79-GE-8 |
Удельная тяга на форсаже, кг |
2 х 7711 |
Максимальная скорость , км/ч |
2390 |
Радиус действия, км |
644 |
Практический потолок, м |
18898 |
Экипаж |
2 |
Вооружение: |
AIM-7, AIM-9, AGM-12, свободнопадающие, кассетные бомбы, зажигательные бомбы весом до 7275 кг
до пяти 1401 литровых ПТБ |
Доп. информация : |
|
|
Чертеж "McDonnell F-4B/E/S Phantom"
Фотографии:
|
Тысячным построенным Фантомом стал F-4B, выкаченный из сборочного цеха 7 июля 1965 года |
|
F-4B во время операции High Jump |
|
F-4B из VF-114 с авианосца Китти-Хок сопровождает советский Ту-16. (1963 год) |
|
Пуск УРВВ AIM-7 Sparrow с борта истребителя F-4B |
|
F-4B из VF-101 садиться на палубу авианосца "Энтерпрайз" |
|
Кабина пилота F-4B |
Схемы
|
F-4B Phantom II |
Варианты окраски:
|
F-4B из VF-74, авианосец "Форрестол" |
|
F-4B из VF-102, во время первого боевого похода на авианосце "Энтерпрайз" |
|
F-4B из VF-161, авианосец "Констелейшн" |
|
F-4B из VF-161, авианосец "Мидуэй" |
|
F-4B из VF-84, май 1965 г., авианосец "Индепенденс" |
|
F-4B из VMFA-542, КМП, 1966 г. авиабаза Дананг |
|
F-4B из VF-32, авианосец "Джон Ф Кеннеди", 1978 г. |
|
F-4B из VF-33, авианосец"Америка", 1968 г. |
|
F-4B из VF-51, авианосец "Коралл Си ", 1972 г. |
|
F-4B из VF-102, авианосец "Энтерпрайз", 1968 г. |
|
F-4B из VF-111, авианосец "Коралл Си", 1971 г. |
|
F-4B из VF-111, авианосец "Коралл Си ", 1975 г. |
|
F-4B из VF-121, 1970 г. |
|
F-4B из VMFA-122, Вьетнам, авиабаза Дананг, 1968 г. |
|
F-4B из VMFA-232, 1976 г. |
|
F-4B из VMFA-312, 1972 г. |
|
F-4B из VMFA-321, 1975 г. |
|
F-4B из VMFA-312, 1976 г. |
|
F-4B из VMFA-323, Вьетнам, авиабаза Чу Лай, 1968 г. |
|
F-4B из VMFA-531, 1978 г. |
|
F-4B из VMFA-531, авианосец "Коралл Си", 1980 г. |
|
Уголок неба. 2004