Уголок неба ¦ McDonnell Douglas F-4E Phantom II

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   F-4E Phantom II
       
Разработчик: McDonnell Douglas
Страна: США
Первый полет: 1965
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   

 

Во время эскизного проектирования истребителя Phantom II, было рассмотрено несколько предложений по варианту с пушечным вооружением. Но в то время была популярной идея, что маневренные воздушные схватки Второй Мировой войны ушли в прошлое, и на волне всеобщей ракетизации, бортовая артиллерия считалась атавизмом. Благодаря этому, первые варианты Фантомов были исключительно ракетными.

Однако, в ходе воздушных боев во Вьетнаме, быстро выявились недостатки новейших ракет «воздух-воздух». Первые модели УРВВ AIM-7 Sparrow, AIM-4 Falcon и AIM-9 Sidewinder не оправдали возложенных на них ожиданий. Ракеты были дороги, ненадежны и неустойчивы к противомерам. Вьетнамские истребители зачастую избегали гибели из-за того, что выпущенная Фантомом ракета отказывала или промахивалась. Первые варианты F-4 могли нести подвесную пушечную установку на подфюзеляжном пилоне, но использование данной установки увеличивало лобовое сопротивление, а стрельба не блистала высокой точностью.

В марте 1961 года фирма McDonnell предложила ВВС США первый вариант F-4 с пушкой, но но не вызвал особого интереса у военных. В конце 1964 года конструкторы McDonnell начали проектирование нового варианта Фантома, несущего бортовое артиллерийское вооружение. Данный вариант, получивший обозначение F-4E, привлек внимание руководства ВВС, и с июня 1965 года разработка финансировалась ВВС. В дальнейшем F-4E суждено стать самым массовым и самым распространенным вариантом Фантома.

Основной сложностью вооружения F-4 бортовой пушкой было отсутствие свободного места в плотно нафаршированном аппаратурой фюзеляже. Решение проблемы было найдено в использовании более длинной носовой части разведчика RF-4C. В новом носу разместили БРЛС AN/APG-30, а под ним в обтекателе установили 20-мм шестиствольную скорострельную пушку M61A1 фирмы General Electric. В новый вариант был переоборудован опытный самолет YRF-4C (с/н 62-12200). Прицел с вычислителем для пушки был позаимствован у F-100D. Контейнер с контрольно-измерительной аппаратурой подвешивался на пилоне под фюзеляжем. Переоборудованный самолет получил обозначение YF-4E, и совершил первый полет 7 августа 1965 года.

После 50 испытательных полетов YF-4E оснастили новыми двигателями J79-GE-J1B. Результаты испытаний YF-4E были весьма обнадеживающими. Два следующих YF-4E были переоборудованы из серийных F-4C (с/н 63-7445) и F-4D (с/н 65-0713). На втором YF-4E была установлена пушка, но отсутствовала БРЛС. Оба самолета были оснащены двигателями J79-GE-J1B, по позднее получили J79-GE-17, что потребовало установки новых узлов крепления и дополнительных титановых листов, для защиты хвостовой части от возросшей температуры реактивной струи. Для размещения пушки M61A1 в ограниченном пространстве носовой части самолета, была создана новая система подачи боеприпасов. Близость пушки к БРЛС потребовала создания высокоэффективных демпферов и пламягасителя.

Установочная серия из 96 истребителей F-4E была заказана в августе 1966 года в дополнение к заказу на F-4D. Первый серийный F-4E (с/н 66-0284), пилотируемый Р. Д. Хантом и У. Уайтом взлетел 30 июня 1967 года.

Пушечная установка под носом мешала установке большой БРЛС, устанавливавшейся на F-4C и F-4D, поэтому F-4E оснастили полупроводниковой станцией следующего поколения AN/APQ-120 фирмы Westinghouse, имевшей меньший диаметр антенны. Однако из-за задержек с поставками AN/APQ-120 первые 30 самолетов были поставлены без БРЛС, которые установили по мере их доступности. На F-4E «прописали» систему предупреждения о радиолокационном облучении AN/APS-107, но из-за ненадежной работы аппаратуры первые 67 истребителей данной системой не оснащались.

Вес барабана с 639 снарядами пушки M61A1 был скомпенсирован установкой дополнительного 360 литрового бака в задней части фюзеляжа, в результате чего, общая емкость топливной системы увеличилась до 7545 литров. Один из бортовых ПВД был перенесен на обтекатель РЛС. На серийные самолеты устанавливались двигатели J79-GE-17 с удельной тягой на форсаже 8120 кг. Для снижения веса были сняты приводы механизма складывания крыла. Так же была упразднен аварийный электрогенератор, работавший от набегающего потока воздуха.

В ходе эксплуатации пушечной установки быстро выявилось, что мощная сила дульного пламени и выходящие из ствола пороховые газы, образовывавшиеся во время стрельбы стали причиной ряда проблем. С изначальной конструкцией дульных тормозов пушки M61A1 на F-4E часто случались помпажи двигателей, в которые попадали пороховые газы. К тому же конструкция надульников оказалась такова, что во время полета из-за набегающего воздуха они издавали громкий свист, хорошо слышимый с земли, что демаскировало самолет за долго до подлета к цели. Данные проблемы были решены путем удлинения стволов пушки. Так же была создана система, перекрывавшая входные каналы воздухозаборников во время стрельбы, что исключало попадание пороховых газов в двигатели.

Второй серийный F-4E (с/н 66-0285) совершил первый полет 11 сентября 1966 года. На этом самолете были внедрены меры по повышению эффективности хвостового оперения, а так же произведены испытания на штопор. Третий серийный F-4E (с/н 66-0286) 2 октября 1967 года был перегнан на базу ВВС Неллис в штате Невада для эксплуатационных испытаний.

В ходе серийного производства истребители F-4E непрерывно модернизировались. На самолетах Block 31 начали устанавливать систему предупреждения о критических углах атаки. Начиная с серии Block 40 в замен снятого аварийного генератора начали устанавливать вспомогательную силовую установку. На Block 41 эластичные фюзеляжные баки заменили на самозатягивающиеся. Серия Block 42 получила новую систему РЭП и СПО AN/APR-36/37.

На серии Block 48 начали устанавливать электронно-оптическую систему AN/ASX-1 TISEO (Targer Identification System-Electro Optics) фирмы Northrop, позволявшую обнаруживать и идентифицировать цели на больших дистанциях. Систему, представлявшую собой телекамеру с мощным объективом, разместили в корневой части левого крыла. TISEO выдавала изображение на ЭЛТ в кабине оператора. На экспортные самолеты данная система не устанавливалась. За место ИНС AN/ASN-63, системы управления оружием AN/ASQ-91 и навигационного вычислителя AN/ASN-46A была установлена цифровая прицельно-навигационная система AN/ARN-101(V) фирмы Lear-Siegler, которая упростила задачи аэронавигации, но сделала Фантома плохом бомбардировщиком, так как программное обеспечение было неудачным и сырым, и не позволяло осуществлять эффективное прицеливание и бомбометание. Так же был установлен доработанный прицел AN/ASG-26.

Для решения проблем плохой маневренностью была начата программа "Agile Eagle", целью которой была выработка мер по повышению устойчивости самолета на больших углах атаки. В результате был разработан предкрылок, автоматически выпускавшийся при углах атаки более 6°. Первый самолет с предкрылками совершил полет 11 февраля 1972 года. После испытаний ВВС заказали комплекты для доработки, и 304 F-4E, произведенных ранее были оснащены предкрылками.

Начиная с Block 56 AN/APR-36/37 была заменена системой AN/ALR-46 фирмы Itek, выполненной с использованием цифровой техники. Примерно в то же время на всех строевых F-4E была обеспечена возможность подвески двух контейнеров РЭБ (обычно AN/ALQ-131 фирмы Westinghouse), контрольной видеокамеры KB-18A и установлена система госопознавания AN/APX-80.

На Block 53 путем установки многофункционального дисплея с цифровым интерфейсом была реализована возможность применения УР AGM-65 Maverick. Так же был установлен двигатель J79-GE-17C или -17Е с мало дымящей камерой сгорания.

Лазерный дальномер-целеуказатель AN/AVQ-23A/B Pave Spike устанавливался на F-4E поздних серий, а так же на Block 36-45. Самолеты Block 48 оснащались контейнерами инфракрасной/лазерной системы целеуказания AN/AVQ-26 Pave Tack, позволявшей применять оружие с лазерной системой наведения без внешнего целеуказания не зависимо от времени суток. Данный контейнер не получил распространения из-за того, что его большие размеры позволяли подвешивать только на подфюзеляжном пилоне. Начиная с осени 1977 года 180 самолетов было оборудовано упомянутой ранее цифровой прицельно-навигационной системой AN/ARN-101(V). F-4E несущие данную систему выделялись характерными антеннами на гаргроте.

Производство F-4E осуществлялось 12 лет, в течении которых было построено 1387 машин, 993 из которых состояло на вооружении ВВС США (58 F-4E Block 60 и 62 было выделено Израилю во время войны «судного дня» в 1973 году), а 394 было поставлено за рубеж. Последний F-4E был произведен 25 октября 1979 года для Кореи.

Демонстрационная группа ВВС США Thunderbirds в июне 1969 года была переоснащена истребителями F-4E. Это были F-4E ранних серий, и некоторые из них не были оборудованы маневренными предкрылками. С самолетов сняли пушечные установки и БРЛС. Четыре макета ракет AIM-7 было установлено на фюзеляжных узлах, и использовались как дымогенераторы. Фантомы прослужили в строю демонстрационной группы до 1974 года, после чего их сменили более дешевые в эксплуатации самолеты T-38 Talon.

Первые F-4E попали на юго-восточный театр боевых действий в ноябре 1968 года в составе 469 тактического авиакрыла, разместившегося на таиландской авиабазе Корат. Еще 6 эскадрилий в 1972 году разместили во Вьетнаме и Таиланде.

В ходе войны во Вьетнаме экипажи F-4E сбили 21 вьетнамский истребитель, 10 из которых было уничтожено УР Sparrow, 5 пушечным огнем, еще 4 УР Sidewinder, и еще один был поврежден УР Sidewinder и добит из пушки. В большинстве вылетов во Вьетнаме F-4E выполнял роль бомбардировщика.

С 1975 года 116 F-4E Block 42-45 начали переоборудовать в противорадиолокационные самолеты F-4G Wild Weasel.

Начиная с 1975 года F-4E ВВС США начали постепенно вытесняться новейшими F-15 Eagle, а с 1979 года и F-16. Последние F-4E были выведены из состава строевых частей в начале 90-ых годов. К началу операции «Буря в пустыне» в январе 1991 года все строевые F-4E были сняты с вооружения ВВС США. Однако несколько самолетов, оснащенные контейнерами Pave Tack из 7440 смешанного авиакрыла действовали по наземным целям на севере Ирака, базируясь на турецкую авиабазу Инкирлик.

394 самолета, построенные для зарубежных заказчиков (включая финансировавшуюся правительством США поставку 86 Фантомов Израилю). Экспортные F-4E не могли быть носителями ядерного оружия.

Турция в 1973 году заказала 40 истребителей F-4E, и еще 32 в 1977 году. В ответ на участие Турции в операции «Буря в пустыне» США передало 40 F-4E, снятых с вооружения 110, 141, 457 и 35 авиакрыльев.

ВВС Греции заказали 46 F-4E в 1971 году.

Корейская республика в 1978 году заказала 37 F-4E, еще 24 самолета США предложили в 1988 году и 30 в 1989.

Иранское правительство заказало 208 F-4E, из которых былна о поставлено 177 самолетов. После исламской революции США наложило эмбарго на поставки оружия Ирану. В результате возникли сложности с запасными частями и обслуживанием Фантомов, и когда в 1980 Ирак напал на Иран, только 40% иранских Фантомов смогло подняться в воздух. Потери в ходе первых 9 месяцев войны составили около 60 F-4E.

ВВС Израиля начали получать F-4E в сентябре 1969 года, а за 6 месяцев до этого несколько экипажей переучилось на новый тип на авиабазе ВВС США Джордж. Всего с сентября 1969 по январь 1971 было поставлено 44 F-4E и 6 RF-4E. Тяжелые потери ВВС Израиля в ходе Войны на истощение заставили США оказать поддержку поставкой F-4E ВВС США. C 1970 по 1973 год было передано 78 вновь построенных, а так же взятых из строевых частей ВВС США Фантомов. После войны Судного дня ВВС США передали еще порядка 40 самолетов, многие из которых были ветеранами Вьетама. С 1975 года по 1976 было поставлено 24 F-4E из ВВС США, 24 вновь построенных (оборудованные системой TISEO, и доработанные для применения ПРР AGM-78 Standart-ARM) и 12 RF-4E. В общей сложности Израиль получил 204 истребителя F-4E и 12 RF-4E.

В ВВС Израиля Фантомы получили имя "Курнас" (кувалда). Израильские Фантомы подверглись глубокой модернизации. На большинство самолетов была установлена неубирающаяся штанга для дозаправки в воздухе, а так же обеспечена возможность использования УР «воздух-воздух» Shafrir, Python-3 и УР Gabriel. Пушка M61A1 заменена на пару 30M552, и установлена ИК-станция переднего обзора FLIR, а БРЛС заменена многорежимной EL/M-2021 фирмы Elta.

По заявлениям Израиля истребителями F-4E в ходе различных конфликтов с 1969 по 1982 год было одержано 116 воздушных побед, в то время как потери составили 55 самолетов.

В 1979 году по договоренности между правительствами Египет начал получать от США F-4E и запасные части к ним. Всего было получено 35 самолетов. По началу уровень техэксплуатации Фантомов египетскими ВВС был очень низким, положение исправилось в 1983 году, после вмешательства специалистов ВВС США.

В 1963 году McDonnell Douglas предложила правительству Австралии F-4C, оснащенные французскими двигателями SNECMA Atar 9, но выбор был сделан в пользу F-111C. Из-за задержек с поставками F-111, Королевские ВВС Австралии дали согласие на Фантом и получили 24 F-4E, которые начали прибывать в Австралию в сентябре 1970 года, где прослужили до июня 1973 года, после чего были возвращены в США.

Истребитель F-4E активно задействовался в различных экспериментальных программах. Так опытный YF-4E (62-12200) стал платформой для испытания электродистанционной системы управления в рамках программы PACT (Precision Aircraft Control Technology). Первый полет YF-4E с ЭДСУ совершил 29 апреля 1972 года, а первый полет с полностью функционировавшей ЭДСУ был совершен 22 января 1973. Позднее этот же самолет переоборудовали для программы CCV (Control Configured Vehicle) установив над воздухозаборниками ПГО. Первый полет по этой программе был совершен 29 апреля 1974 года. Пятого декабря 1978 года YF-4E был передан в музей ВВС США на базе Райт-Паттерсон в штате Огайо, где он и находиться по сей день.






 ЛТХ:
Модификация   F-4E
Размах крыла, м   11.71
Длина, м   19.20
Высота, м   5.03
Площадь крыла, м2   49.24
Масса, кг  
  пустого самолета   13397
  максимальная взлетная   17964
Тип двигателя   2 ТРД General Electric J79-GE-17А
Тяга нефорсированная, кН   2 х 8120
Максимальная скорость , км/ч   2410
Практическая дальность, км   4180
Боевой радиус действия, км   958
Максимальная скороподъемность, м/мин   15200
Практический потолок, м   21600
Экипаж, чел   2
Вооружение:  одна 20-мм пушка М61А1
 4-6 х УРВВ AIM-7E/F/M Sparrow
 4 х AIM-9 Sidewinder на крыльевых узлах подвески
 Боевая нагрузка :
 до 1370 кг вооружения на центральном пилоне и
 до 5888 кг оружия, расположенного под крылом на 6 узлах подвески
 6 х УРВЗ AGM-65 Maveric
 1 20 кт ядерная бомба В57 или 100/500 кт В61
 11 454-кг бомб с ЛН GBU-16 Paveway II
 24 227-кг бомбы Mk.82 или 13 360-кг бомб М117 или
 13 360-кг зажигательных бомб BLU-10/B
 4 контейнера GBU-5/A c 30-мм пушкой GAU-13A и 300 патронов или 4 контейнера SUU-16A или -23A c 20-пушкой M61A1 или GAU-4 и 1200 патронов
 До 5 1401 литровых ПТБ


 Доп. информация :


 Чертеж "McDonnell F-4E Phantom II"
 Чертеж "McDonnell F-4B/E/S Phantom"
 Книга "РЛЭ McDonnell Douglas F-4E Phantom II"
 Фотографии:

 Первый опытный пушечный Фантом YF-4E
 Экспериментальный Фантом, участвовавший в программе "Agile Eagle"
 Серийный F-4E в полете
 F-4E из 388 тактического авиакрыла на авиабазе Корат
 F-4E из 388 тактического авиакрыла
 В полете F-4E демонтрационной группы ВВС США Thunderbirds
 

Звено F-4E Thunderbirds на взлете

 F-4E турецких ВВС
 F-4E ВВС Австралии
 F-4E ВВС Греции
 F-4E ВВС Ирана
 Звено F-4E ВВС Израиля с УР Python 3
 Влетает F-4E ВВС Израиля
 YF-4E (62-12200), доработанный по программе CCV
 Пушка M61A1 Vulcan на истребителе F-4E
 Пушечная установка M61A1
 БРЛС AN/APQ-120
 ТРДД J79-GE-17
 Кабина пилота F-4E
 Кабина оператора F-4E

 Схемы

 F-4E Phantom II

 Варианты окраски:

 F-4E командира 4 тактического авиакрыла ВВС США, авиабаза Неллис, 1982 год, учения Red Flag
 F-4E из 388 тактического авиакрыла, авиабаза Корат, 1972 год
 F-4E ВВС Египта, 1980 год
 F-4E ВВС Израиля

 

Список источников:

Денис Евстафьев. Многоцелевой истребитель F-4E Phantom II
Boeing.com. McDonnell Douglas F-4 Phantom II
Federation of American Scientists. US Military Aircraft. F-4 Phantom II
Bill Gunston. F-4 Phantom
Squadron/Signal. Aircraft Number 65. Larry Davis. F-4 Phantom II In Action
Verlinden. Lock On №8. Francois Verlinden, Willy Peeters. F-4E Phantom II
Aerohobby. Witold Jaworsky, Anatol Olak. F-4 Phantom II
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. McDonnell F-4 Phantom 


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: