Уголок неба ¦ McDonnell Douglas F-4J Phantom II

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   F-4J Phantom II
       
Разработчик: McDonnell Douglas
Страна: США
Первый полет: 1964
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Последней модификацией самолета F-4, серийно выпускавшейся для ВМФ и КМП США, стал F-4J. Учтя опыт создания и эксплуатации F-4B и F-4C, в 1963 году командование ВМФ составило требования к новому варианту истребителя. Работы над новым вариантом развернулись параллельно с работами над F-4D для ВВС.

Три серийных самолета F-4B было переоборудовано в опытные YF-4J. Первый полет YF-4J состоялся 4 июня 1964 года. А 27 мая 1966 года от взлетной полосы оторвался первый серийный F-4J. Серийное производство осуществлялось 1966 года по январь 1972 года. Всего было выпущено 522 истребителя F-4J.

Самолеты оснастили новыми двигателями J79-GE-10, тягой 8119 кг на форсаже. Из-за возросшего веса F-4J получили укрепленные основные опоры шасси, выдерживавшие касание палубы с вертикальной скоростью до 7,1 м/с, и колеса большего диаметра, что повлекло за собой увеличение крыльевых колодцев, которые прикрыли выпуклыми обтекателями на верхней и нижней поверхности крыла, аналогично F-4C. В задней части фюзеляжа разместили топливный бак №7, доведя внутренний запас топлива до 7565 л. Однако из-за увеличившегося объема радиоэлектронного оборудования пришлось несколько уменьшить топливный бак №1.

Одним из пожеланий ВМФ было улучшение взлетно-посадочных характеристик Фантома. Специалистами McDonnell было решено выполнить щель вдоль передней кромки стабилизатора. Эта мера позволила существенно повысить эффективность горизонтального оперения на малых скоростях, а так же избавиться от затенения при больших углах атаки. Предкрылки зафиксировали в выпущенном положении. Еще одним нововведением стало опускание элеронов на 16,5° элеронов при выпуске шасси и закрылков, что давало крылу дополнительные несущие свойства. В результате принятых мер, посадочная скорость снизилась с 250 км/ч до 230 км/ч.

В состав оборудования так же были внесены изменения. Самолеты F-4J получили новую систему бомбометания AN/AJB-7, обеспечивавшую всевысотное применения ядерных и обычных бомб. Так же было установлено оборудование, позволявшее использование УР AGM-12 Bullpup. Система управления оружием была заменена на AN/AWG-10, интегрированную с импульсно-доплеровской РЛС AN/APG-59 фирмы Westinghouse. Новая БРЛС была способна эффективно обнаруживать и сопровождать низколетящие цели на фоне земли или моря. В состав оборудования была добавлена аппаратура односторонней передачи данных AN/ASW-25, что позволяло осуществлять посадку на авианосец в автоматическом режиме. Тепловая станция под обтекателем БРЛС была упразднена.

Ряд доработок был произведен уже в ходе серийного производства. Так, начиная 1966 года в СУО был добавлен режим расширенного целеуказания для УР AIM-9 (SEAM - Sidewinder Expanded Acquisition Mode), что позволяло полноценно использовать новые варианты AIM-9. Начиная с серий блок 45 и 46, самолеты получили нашлемную систему целеуказания VTAS. Позднее начали устанавливать систему РЭБ AN/ALQ-126, антенны которого расположили в узких продолговатых обтекателях на верхней части воздухозаборников и в небольших обтекателях под воздухозаборниками. Так же были установлены система предупреждения об облучении AN/APR-32 и система отстрела тепловых ложных целей AN/ALE-35. Для повышения эффективности в ближнем воздушном бою, самолеты получили вычислители упреждения стрельбы AN/AYK-14. Помимо этого была заменена система "свой-чужой" на AN/APX-76 или -89. В состав навигационного оборудования была введена гировертикаль GVR-10. Для покидания самолета в экстренных ситуациях были установлены катапультные кресла класса "0-0" фирмы Martin-Baker. Бортовая сеть была доработана путем установки двух преобразователей переменного тока мощностью по 30 кВА.

В строевые части ВМФ F-4J начали поступать в октябре 1966 года, а в части КМП в июне 1967 года. Истребители F-4J интенсивно использовались во Вьетнаме в ходе операций “Rolling Thunder” и “Linebacker”. Одиннадцатого октября 1972 года F-4J из VFMA-333 пилотируемый майором Томасом Лассетом и капитаном Джоном Комингсом сбили МиГ-21, одержав единственную воздушную победу корпуса морской пехоты США за всю войну во Вьетнаме.

В январе 1969 года семь доработанных F-4J поступило в пилотажную группу "Blue Angels", которая летала на них до конца 1973 года.

Несколько модифицированных F-4J, под обозначением EF-4J, использовались в VAQ-33 в качестве имитаторов самолетов-постановщиков помех противника.

Во время фолклендского конфликта, для восстановления снизившейся из-за участия строевых самолетов в боевых действиях обороноспособности, Англия получила пятнадцать F-4J. Самолеты, находившиеся с базе хранения и консервации Дэвис-Монтан, были тщательно проверены. Часть оборудования, специфичного для ВМФ США было заменено на британские системы. Самолеты под обозначением F-4J(UK) были поставлены в Англию начиная с августа 1984 года.

В середине 1970-ых годов F-4J начали снимать с вооружения частей ВМФ, постепенно замещая его истребителем F-14. Многим F-4J на смену пришли F-4N, представлявшие собой модернизированные F-4B. Существенная часть снятых с вооружения F-4J в настоящее время храниться на базе Девис-Монтан. Однако около 250 самолетов было доработано в вариант F-4S и возвращено в строй. В начале 1980-ых годов почти все F-4J были сняты с вооружения. Последним пользователем стала эскадрилья VF-74, окончательно заменившая F-4J на F-4S в 1982 году. В частях корпуса морской пехоты США F-4J начали снимать с вооружения в конце 1970-ых – начале 1980-ых годов, заменяя их на F-4S.




 ЛТХ:
Модификация   F-4J
Размах крыла, м   11,70
Длина, м   17,78
Высота, м   4,95
Площадь крыла, м2   49,23
Масса, кг  
  пустого самолета   12701
  максимальная взлетная   20231
Тип двигателя   2 ТРДФ General Electric J79-GE-10
Удельная тяга на форсаже, кг   2 х 8119
Максимальная скорость , км/ч   2390
Радиус действия, км   644
Практический потолок, м   18898
Экипаж   2
Вооружение:

  AIM-7, AIM-9, AGM-12, свободнопадающие, кассетные бомбы, зажигательные бомбы весом до 7275 кг
До 5 1401 литровых ПТБ


 Доп. информация :

 
 Фотографии:

 Один из трех опытных YF-4J
 F-4J в полете
 F-4J из VF-121 на палубе авианосца "Рейнжер", 14 декабря 1976 г.
 F-4J на палубе авианосца "Констелейшн"
 F-4J из VF-96 сопровождает бомбардировщик А-5
 Пилотажная группа ВМФ США "Blue Angels"

 Варианты окраски

 F-4J из VF-11, авианосец "Форрестол", 1976 г.
 F-4J из VF-21, авианосец"Рейнжер", 1978 г.
 F-4J из VF-33, авианосец "Индепенденс", 1975 г.
 F-4J из VF-41, авианосец "Теодор Рузвельт", 1975 г.
 F-4J из VF-74, авианосец "Карл Нимиц ", 1976 г.
 F-4J из VF-103, авианосец "Констелешн", 1976 г.
 F-4J из VF-161, авианосец "Саратога", 1971 г.
 F-4J из VF-114, авианосец "Китти Хок", 1974 г.
 F-4J из VF-191, авианосец "Корал Си", 1976 г.
 F-4J из VF-213, авианосец "Китти Хок", 1972 г.
 F-4J из VMFA-115, 1976 г.
 F-4J из VMFA-312, 1976 г.
 F-4J из VMFA-333, авианосец "Америка", 1972 г.
 F-4J из VMFA-334, Вьетнам, авиабаза Дананг, 1968 г.

 

 

Список источников:

Денис Евстафьев. Многоцелевой истребитель F-4J Phantom II
Bill Gunston. F-4 Phantom
Rene J. Francillion. McDonnell Douglas Aircraft since 1920: Vol 2.
Squadron/Signal. Aircraft Number 65. Larry Davis. F-4 Phantom II In Action
Boeing.com.
McDonnell Douglas History
Federation of American Scientists. US Military Aircraft. F-4 Phantom II


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: