Для замены устаревавшего палубного истребителя De Havilland Sea Vixen командование Королевского флота Англии планировало перспективный двухмаховый истребитель с вертикальным взлетом и посадкой Hawker Siddley P.1154. Но из-за неоправданной дороговизны и затянувшейся разработки правительство Британии закрыло этот проект. В то же время между правительством Англии и компанией McDonnell велся диалог по предложению о создании варианта истребителя F-4 Phantom в соответсвии с британскими требованиями. Первого июля 1964 года Королевский флот дал официальное разрешение на создание такого самолета.
Изначально планировалось, что британский Фантом будет создан на основе F-4B ВМФ США, и этому варианту было присвоено обозначение F-4B(RN). Но со временем планы претерпели изменения и специалисты компании McDonnell решили за основу взять истребитель F-4J. Данный вариант под обозначением F-4K был запущен в разработку.
Вскоре, после получения одобрения со стороны командования британского флота по F-4K, был размещен заказ на постройку двух опытных самолетов YF-4K и двух предсерийных F-4K. Позднее поступил заказ на серию в 143 Фантома, но снижение расходов на содержание авианосцев, привели к пересмотру числа заказанных истребителей до 137, а за тем до 110, и в конце концов всего до 50, с дальнейшей дозакупкой еще 7 самолетов.
Для обеспечения возможности использования на английских авианосцах, имевших меньшие размеры, чем американские, было произведено большое количество доработок и изменений. Кроме этого правительство потребовало, чтобы 40-45% элементов нового самолета производилось в Великобритании.
Основным отличием F-4K от F-4J стала замена двигателей J-79 на RB.168-15R Spey 201 фирмы Rolls-Royce. Более мощные двигатели позволили безопасно эксплуатировать Фантомы на небольших палубах, и повысили эффективность системы сдува пограничного слоя (работавшей за счет воздуха, отбиравшегося у первой ступени турбокомпрессора), что снизило посадочную скорость. Новые двигатели потребовали укрепления и увеличения нижней части задней части фюзеляжа, нагрузка на которую возросла на 20%.
Для увеличения угла атаки крыла на взлете была создана новая двухсекционная, выдвигавшаяся на 100 см, носовая стойка шасси. Отработка такой стойки были произведены на истребителе F-4B ВМФ США в рамках испытаний, производившихся на борту авианосца Forrestal.
С целью снижения посадочной скорости на F-4K были установлены закрылки большей площади. Так же F-4K получили стабилизаторы с «маневренной» щелью по передней кромке, аналогичные использовавшимся на F-4J. Помимо этого была предусмотрена возможность автоматического опускания элеронов вниз на 16,5 град. при выпуске шасси и закрылков. Т.е. нейтральным положением элеронов становилась позиция -16,5 град.
БРЛС AN/AWG-10 заменили выпускавшейся по лицензии фирмой Ferranti английской версией этой станции под обозначением AN/AWG-11.
Первые два опытных YF-4K были оснащены двигателями Spey, но несли оборудование американского производства. Первый полет YF-4K (б/н XT595) состоялся 27 июня 1966 года, а второй прототип (б/н XT596) поднялся в воздух 1 августа того же года. После этого обе машины были отправлены на авиабазу Эдвардс для испытаний силовой установки.
Первый предсерийный F-4K (б/н XT597) поднялся в воздух 1 ноября 1966 года. Два предсерийных F-4K были полностью укомплектованы оборудованием английского производства. Британскими подрядчиками были известные фирмы Short Brothers, BAC и Rolls-Royce. Растянутая производственная цепочка привела к увеличению общей стоимости одного самолета, и привела к задержкам в ходе производства.
Как уже говорилось, королевский флот заказал серию из 48 F-4K (б/н XT857-XT876 и XV565-XV592). На вооружение ВМФ они поступили под обозначением Phantom FG.Mk 1. Индекс “FG” обозначает сокращение “Fighter-Ground”, т.е. истребитель-бомбардировщик.
Первые три Фантома поступили в на авиабазу Йовилтон 29 апреля 1968 года. Войсковые испытания и обучение экипажей было развернуто в эскадрилье 700Р, а за тем и в эскадрильях 892 и 767.
Первыми полной боевой готовности для действий с авианосца достигли летчики эскадрильи 892, которая получила аттестацию 21 марта 1969 года. Отработка полетов была начата осенью 1969 года на авианосце ВМФ США Saratoga. С июня 1970 года эскадрилья базировалась на английском авианосце Ark Royal, где самолеты решали прежде всего задачи обеспечения ПВО АУГ, а так же поражения наземных и надводных целей.
По сравнению с американскими двигателями J79, английские Spey обеспечивали на 10% больший радиус действия и на 15% большую перегоночную дальность. Английские самолеты быстрее набирали высоту при взлете, и позволяли выполнять маневры, требовавшие энергичного разгона. Однако максимальная скорость и высота полета, и в целом высотные характеристики были самолетов со Spey были хуже, чем у самолетов с J79.
С принятием на вооружение истребителей Phantom FG.Mk 1 началось уменьшение авианосных сил Королевского ВМФ. Так как стоимость переоснащения авианосца Eagle на Фантомы оказалась слишком высокой, а авианосец Victorius из-за пожара пришлось отправить на пенсию раньше времени, то единственной платформой для Фантомов оказался авианосец Ark Royal. В связи с этим, потребное количество существенно снизилось, и ВМФ получил только 29 самолетов, а остальные попали в Королевские ВВС, которые в то время уже получали F-4M Phantom FGR.Mk 2. Машины, раннее предназначавшиеся флоту были определены в 43 эскадрилью, специально сформированную 1 сентября 1969 года, и базировавшуюся в Шотландии на авиабазе Леучарс. Последний F-4K Phantom FG.Mk 1 (б/н XT592) был поставлен 21 ноября 1969 года.
Позднее Фантомы Королевского ВМФ были оснащены системой предупреждения об облучении ARI 18228 фирмы Markoni, разместившейся в большом прямоугольном обтекателе на киле. Так же большинство Фантомов прошло трехэтапную модернизацию БРЛС, включавшую в себя добавление расширенного режима целеуказания (SEAM) для УР Sidewinder.
В составе вооружения F-4K не было встроенной пушки. Изначально палубные Фантомы не могли нести ППК SUU-23/A. Но позднее, F-4K, переданные в ВВС, были доработаны и получили возможность использования на центральном подфюзеляжном пилоне.
В 1978 году британское правительство приняло решение отказаться от использования в палубной авиации самолетов обычной схемы взлета и посадки, и авианосец Ark Royal был снят с вооружения. Последний полет Фантома с палубы Ark Royal состоялся 27 ноября 1978 года. В том же году закончилась история эскадрильи 892, которая была расформирована 15 декабря 1978 года. Оставшиеся F-4K были в конце 1978 года переданы ВВС. После этого Королевский ВМФ перешел на малые авиносцы, вооруженные СВВП Harrier.
Переданные ВВС F-4K в 1975 году поступили на вооружения 111-ой эскадрильи, решавшей задачи ПВО, и летавшей ранее перехватчиках Lightning. Личный состав 111-ой эскадрильи переучился на Фантомы в 1978-80 годах. После достижения полной боеготовности летчики 111-ой эскадрильи осуществаляли патрулирование воздушного пространства Исландии. Эта эскадрилья эксплуатировала Фантомы до 1990 года, после чего сменила их на Tornado F.Mk 3.
В 43-ей эскадрилье ВВС Фантом последний раз поднялся в воздух 1 июля 1989 года, после чего эскадрилья перешла на Tornado F.Mk 3.
В ходе эксплуатации Королевский ВМФ потерял в летных проишествиях семь Фантомов. В дальнейшем, уже в строю ВВС было потеряно еще восемь самолетов. В настоящее время все оставшиеся F-4K Phantom FG.Mk 1 законсервированы и находятся на хранении. Их летная эксплуатация не осуществляется. Однако Королевские ВВС предлагают Фантомы на продажу.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F-4K/Phantom FG.Mk 1 |
Размах крыла, м |
11,60 |
Длина, м |
17,50 |
Высота, м |
4,9 |
Площадь крыла, м2 |
49,23 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
14058 |
максимальная взлетная |
23764 |
Тип двигателя |
2 ТРДФ Rolls-Royce Spey 202/203 |
Удельная тяга на форсаже, кг |
2 х 7711 |
Максимальная скорость , км/ч |
2231 |
Радиус действия, км |
1610 |
Практический потолок, м |
18531 |
Экипаж |
2 |
Вооружение: |
AIM-7, AIM-9, SkyFlash, свободнопадающие, кассетные зажигательные бомбы, блоки НУРС SNEB.
До 5 1401 литровых ПТБ |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2004
|