Уголок неба ¦ McDonnell Douglas F-4M Phantom II/Phantom FGR.Mk 2

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   F-4M Phantom/Phantom FGR.Mk 2
       
Разработчик: McDonnell Douglas
Страна: США,Великобритания
Первый полет: 1967
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


После решения британского Королевского ВМФ о принятии на вооружение истребителей F-4K/Phantom FG.Mk 1, в январе 1965 года Королевские ВВС решили последовать примеру ВМФ и принять на вооружение вариант F-4M/Phantom FGR.Mk 2 с двигателями Spey. Эти самолеты предполагались для замены устаревших, но хорошо себя зарекомендовавших истребителей-бомбардировщиков Hawker Hunter. Индекс “FGR” обозначает "Fighter, Ground attack and Reconnaissance" - истребитель, бомбардировщик, разведчик.

Изначально на замену Хантеру планировался СВВП Hawker Siddley P.1154, который проектировался сразу в двух вариантах наземного и палубного базирования. В феврале 1964 года ВМФ отказались от участвия в проекте P.1154, оставив ВВС одних. После победы Лейбористкой партии на выборах в октябре 1964 года, одним из первых действий нового премьер-министра Гарольда Вилсона стал вопрос о реальной необходимости Британии столь дорогого боевого самолета как P.1154, и второго февраля 1965 года правительство Британии закрыло эту программу. Таким образом ВВС оказались без реальной замены истребителю Хантер. Это заставило ВВС обратиться за помощью к заокеанскому союзнику. В январе 1964 Королевские ВВС уже проявляли интерес к истребителю F-4 фирмы McDonneell. В то же время ВМФ приняло решение о закупках варианта F-4K. Предвидя, что британские ВВС могут принести неплохую прибыль, McDonnell начала проработку варианта F-4M по требованиям ВВС. Девятого февраля 1965 года Королевские ВВС объявили о выборе Фантома в качестве приемника Хантера. Соглашение между McDonnell и ВВС о постройке двух опытных YF-4M и 38 серийных F-4M было подписано первого июля 1965 года. Тогда же было оговорено, что потребности британских ВВС составляют порядка 200 машин, хотя вскоре это число уменьшилось до 150, а в дальнейшем ВВС отказались еще от 32 самолетов.

Фантомы из Королевских ВВС, как и флотские, были оснащенный двигателями Spey 202/203. Хотя изначально ВВС выбрали более дешевые и надежные J79, но по политическим причинам пришлось изменить выбор на британские двигатели.

Основным отличием F-4M от F-4K стала БРЛС AN/AWG-12 (производившаяся по лицензии версия AN/AWG-10), сопряженная с инерциальной навигационной системой (разработанной для бомбардировщика TSR.2). Так же у F-4M не было "маневренных" стабилизаторов, системы опускания элеронов и раздвижной носовой стойки шасси. Как и F-4K, F-4M не оснащались встроенной пушкой. Однако у F-4M была предусмотрена возможность использования ППК SUU-16/A и SUU-23/A. В состав вооружения входило 4 УР AIM-7 Sparrow на подфюзеляжных полуутопленных узлах и 2 или 4 УР AIM-9 Sidewinder на крыльевых пилонах.

Большое количество систем и узлов британских Фантомов производилось в Британии. Компанией BAC производилась хвостовая часть фюзеляжа, рулевые поверхности, киль, стабилизаторы и передняя кромка центроплана. Фирма Delaney Gallay выпускала систему кондиционирования и титановые противопожарные перегородки. Английское отделение Goodyear по субподряду фирмы Dunlop, изготавливавшей систему противоскольжения, выпускало тормоза. Фирма Ferranti осуществляла лицензионное производство БРЛС AN/AWG-12 и ИНС. Топливная аппаратура, автопилот и навигационный вычислитель ASN-46 поставляла фирма Marconi (по лицензии фирмы Bendix).

Первый из двух опытных YF-4M (б/н XT852 и XT853) оторвался от взлетной полосы в Сент-Луизе 17 февраля 1967 года. После этого самолет был передан на авиабазу Холломен для произведения испытаний. Другой прототип проходил испытания в авиационном центре ВМФ Поксент Рива.

Всего британским Королевским ВВС было поставлено 116 серийных истребителей Phantom FGR.Mk 2. Первые F-4M были поставлены в июле 1968 года. Последний самолет был поставлен 29 октября 1969 года.

Изначально планировалось использовать Phantom FGR.Mk2 в качестве ударного самолета, пока не будет принят на вооружение англо-французский SEPECAT Jaguar. После поступления "Ягуаров" в строевые части, Фантомы должны были полностью перейти на обеспечение ПВО, заменив в этой роли перехватчики Lightning.

В августе 1968 года первые F-4M поступили на вооружение 228 подразделения базировавшейся на авиабазе Кенингсби. Полной боевой готовности достигла первой 6 эскадрилья, сменившая на Phantom FRG.Mk 2 устаревшие Canberra B.Mk 16.

В состав вооружения F-4M входили блоки НУРС SNEB, свободнопадающие 454-кг, кассетные бомбы BL775 и тактические ядерные бомбы. При решении разведывательных задач использовался контейнер EMI, оснащенный фото-, ИК-камерами и локаторами бокового обзора.

В середине 1970-ых годов на вооружение начали поступать самолеты Ягуар, и подразделения, использовавшие Фантомы в качестве бомбардировщиков, начали постепенное переоснащение на новый самолет. А Фантомы, в свою очередь, начали вытеснять со службы перехватчики Lightning. Начиная с 1975 года F-4M начали оборудовать системами предупреждения об облучении ARI.18228 фирмы Marconi. Стандартное вооружение F-4M в роли перехватчика состояло из 4 УР AIM-7E2 и 2 УР AIM-9G, а так же ППК SUU-23/A. В 1979 году на вооружение была принята УР Sky Flash, вошедшая в начале 1980-ых годов в арсенал Фантома вместе с AIM-9L.

Фантомы из состава ВВС не принимали участия в конфликте на Фолклендах в 1981 году. Однако после того, как британцы отбили у Аргентины Фолклендские острова, с 1982 года группа Фантомов ВВС базировалась в аэропорте Порт Стенли. Для компенсации бреши в европейском истребительном парке Королевских ВВС, образовавшейся после переброски Фантомов на Фолкленды в составе войск НАТО, Британия приобрела 15 F-4J, принадлежавших ВМФ США. Самолеты сохранили двигатели J79-GE-10 и частично американскую авионику. Им было присвоено обозначение F-4J(UK), а на вооружение принят под обозначением Phantom F.Mk 3.

Начиная с 1987 года с целью продления ресурса, 75 Phantom FGR.Mk 2 начали оборудовать новыми консолями производства компании Bae.

В конце 1980-ых годов эскадрильи, вооруженные Фантомами, начали переходить на Tornado F.Mk 3. Последние две истребительные эскадрильи были расформированы в середине 1991 года, а 1435 эскадрилья, базировавшаяся на Фолклендах, сменила Фантомы на Торнадо в середине 1992 года. Последними пользователями Фантомов в Королевских ВВС стали 56 и 74 эскадрильи, расставшиеся со своими "призраками" в конце 1992 года. На этом карьера Phantom FGR.Mk 2 в рядах ВВС туманного Альбиона закончилась.

В ходе эксплуатации Phantom FGR.Mk 2 в результате летных происшествий было потеряно 32 машины.




 ЛТХ:
Модификация   F-4M/Phantom FGR.Mk 2
Размах крыла, м   11,60
Длина, м   17,50
Высота, м   4,9
Площадь крыла, м2   49,23
Масса, кг  
  пустого самолета   14058
  максимальная взлетная   23764
Тип двигателя   2 ТРДФ Rolls-Royce Spey 202/203
Удельная тяга на форсаже, кг   2 х 7711
Максимальная скорость , км/ч   2231
Радиус действия, км   1610
Практический потолок, м   18531
Экипаж   2
Вооружение:

  AIM-7, AIM-9, SkyFlash, свободнопадающие, кассетные зажигательные бомбы, блоки НУРС SNEB.
До 5 1401 литровых ПТБ


 Доп. информация :


Фотографии:

 Пара FGR.2 Phantom во время взлета. Авиабаза Кенингсби, Англия 1992 г.
 F-4M Phantom FGR.2 на авиабазе Бриз Нортон, Англия, июль 1991 г.
 Phantom FGR.2 из 92 эскадрильи, авиабаза Майлендхол, май 1987 г.
 Phantom FGR.2 из 92 эскадрильи, авиабаза Бриз Нортон, июль 1991 г.
 Строй из 16 F-4M из 56 и 74 эскадрильи. Кенингсби, 13 июня 1992 г.
 Фантом из 6 эскадрильи демонстрирует свой арсенал
 Phantom FGR.2 из 43 эскадрильи сопровождает советский разведчик Ту-95
 Phantom FGR.2 ведет стрельбу из подвесного контейнера SUU-16
 F-4M во время посадки
 Двигатель Rolls-Royce Spey 202
 Разведывательный контейнер EMI
 Кабина летчика Phantom FGR.2
 Кабина оператора Phantom FGR.2

 Варианты окраски:
 F-4M Phantom FGR.2 из 41 эскадрона

 

 

Список источников:

Денис Евстафьев. Многоцелевой истребитель F-4J Phantom II
Bill Gunston. F-4 Phantom
Rene J. Francillion. McDonnell Douglas Aircraft since 1920: Vol 2.
Squadron/Signal. Aircraft Number 65. Larry Davis. F-4 Phantom II In Action
Boeing.com.
McDonnell Douglas History
Federation of American Scientists. US Military Aircraft. F-4 Phantom II

Verlinden Publications. Lock On №10. Willy Peeters. British Phantoms F-4J/FGR.1 & FGR.2
Raf.mod.uk. The Royal Air Force - Home Page


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: