Уголок неба ¦ Douglas F5D Skylancer

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   F5D Skylancer
       
Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1956
Тип: Палубный истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первые реактивные самолеты старели очень быстро. Не стал исключением и "Скайрэй". Почти одновременно с началом его серийного выпуска военные пожелали иметь более современную модификацию с улучшенными характеристиками (прежде всего с более высокой скоростью). Еще в октябре 1953-го Бюро по аэронавтике ВМФ США заказало постройку двух прототипов F4D-2. Доработки оказались значительными, поэтому вскоре новый вариант получил собственный индекс F5D-1 и имя Skylancer ("Небесный Улан"). Крыло с тонким профилем и подкрепленной стрингерами обшивкой толщиной 2,5 мм (более прочной, по сравнению, с неподкрепленной "безмоментной") обеспечивало малое сопротивление, позволяя выйти на сверхзвук. Причем, такой скорости планировали достичь с тем же двигателем J57-P-8, как и на F4D-1.

Всю электронную начинку заменили на новую, разработанную инженерами фирмы "Дуглас". Самолет одним из первых в мировой практике получил бортовой компьютер, облегчавший пилотирование и стрельбу. Среди своих конкурентов он выделялся более мощным ракетным вооружением. Специально для него ракетное отделение фирмы "Дуглас" разработало вариант ракеты "Спарроу" с активной радиолокационной ГСН (головкой самонаведения) AAM-N-3 "Спарроу-II". Выбор такой ГСН обусловлен слабостью бортовой РЛС "Скайлансера". Дальность полета ракеты составляла всего 8 км, что не давало истребителю особого превосходства в конкурсной борьбе. Кроме этого новшества на F5D-1 имелась встроенная в фюзеляж пусковая установка с НУР "Майти Маус" или "Аэромат" и четыре 20-мм пушки.

Первый XF5D-1 поднялся в воздух 21 апреля 1956 года. По сравнению со "Скайрэем", "Небесный Улан" оказался гораздо более резвым, достигнув на высоте 10670 м числа М=1,44. Казалось, новый самолет ждет благополучная судьба, и вскоре последовал первый предварительный заказ на 17 предсерийных машин. Однако строевые полки так и не дождались "Скайлэнсеров". В то время ВМФ США проводил конкурс на новейший реактивный палубник. Соперником "Улана" стали "Грумман" F11F-2 "Супер Тайгер" и "Воут" F8U "Крусэйдер". Победителем неожиданно для всех назвали F8U, который значительно уступал "Скайлэнсеру" в скорости. Причина такого выбора была простой - фирма "Дуглас" имела огромный пакет заказов и финансовых трудностей не испытывала.

Помимо F5D, шли работы над серией новых модификаций А-4 "Скайхок" и бомбардировщика A-3D "Скайуорриор". А компания "Воут" могла уцелеть, лишь получив заказ на свой "Крусэйдер". Таким образом, удачный самолет Хейнеманна принесли в жертву закулисной политики авиагигантов.

Все четыре F5D, которые успели собрать к тому времени, попали для испытаний на базу NACA Моффетт Филд. Здесь они достаточно долго прослужили в качестве летающих лабораторий, выполняя различные программы исследований. Последний уцелевший "Небесный Улан" в Моффет Филд не стали разбирать на металлолом, а установили перед въездом на базу на постаменте. А серийные F4D-1 благополучно дослужили на флоте до начала 60-х годов, после чего их передали в резерв. Свой век "небесные" истребители доживали в качестве учебных самолетов в школе летчиков-испытателей.

Эдвард Хейнеманн планировал создать для замены "Скайрэя" еще более современный и скоростной самолет (М=1,9). Проект двухместного палубника имел такую же размерность, но отличался схемой утка с передним горизонтальным оперением и треугольным крылом. Второго летчика-оператора ввели в экипаж для работы с радаром. Из вооружения запланировали установку одной пушки калибра 25 мм и подвески пары ракет "Сайдуиндер". С двигателем PW 1120 проект выглядел очень перспективным, но до реальных работ по нему дело не дошло. Таким образом, не дождалось пополнения и "небесное" семейство Эдварда Хейнеманна.






 ЛТХ:
Модификация   F5D-1
Размах крыла, м   10,4
Длина, м   15.3
Высота, м   3.96
Площадь несущей поверхности, м2   55.0
Масса пустого самолета, кг   9700
Взлетная масса, кг   11300
Грузоподъемность, кг  
Емкость топливных баков (внутр./внешн.), л   3200/2272
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   1487
  у земли  
Практический потолок, м   16800
Максимальная дальность, км   2170
Дальность действия, км  
Экипаж, чел   1
 

 четыре пушки калибра 20 мм, бомбы, контейнеры неуправляемых снарядов и ракеты на шести подкрыльных замках с общей грузоподъемностью 1814 кг.
Два центральных замка предназначены для подвешивания дополнительных топливных баков емкостью 567 или 1136 л каждый


 Доп. информация :


  Чертеж "Douglas F5D Skylancer"
 Фотографии:

 F5D-1
 F5D-1
 F5D-1
 F5D-1
 F5D-1
 F5D-1 NASA
 F5D-1 NASA
 F5D-1 NASA
 Кабина пилота F5D-1

 Схемы

 F5D-1
 Компоновочная схема

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Сергей Колов. "Небесные" родственники Хейнеманна. Самолеты F4D, F5D.
Эдмунд Цихош. Сверхзвуковые самолеты
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Douglas F4D-2N Skyray/F5D-1 Skylancer
Global Security.org. US Military Aircraft. Douglas F5D-1 Skylancer
Aviation Enthusiast Corner. Aircrsft: Douglas F5D-1 (F-6A) 'Skyshark'
Naval Fighters. Steve Ginter. Douglas F5D-1 Skylancer
NASA Dryden F5D-1 Skylancer Photo Collection


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: