Первые реактивные самолеты старели очень быстро. Не стал исключением и "Скайрэй". Почти одновременно с началом его серийного выпуска военные пожелали иметь
более современную модификацию с улучшенными характеристиками (прежде всего
с более высокой скоростью). Еще в октябре 1953-го Бюро по аэронавтике ВМФ
США заказало постройку двух прототипов F4D-2. Доработки оказались
значительными, поэтому вскоре новый вариант получил собственный индекс
F5D-1 и имя Skylancer
("Небесный Улан"). Крыло с тонким профилем и подкрепленной стрингерами обшивкой
толщиной 2,5 мм (более прочной, по сравнению, с неподкрепленной "безмоментной")
обеспечивало малое сопротивление, позволяя выйти на сверхзвук. Причем, такой
скорости планировали достичь с тем же двигателем J57-P-8, как и на F4D-1.
Всю электронную начинку заменили на новую, разработанную инженерами фирмы
"Дуглас". Самолет одним из первых в мировой практике получил бортовой компьютер,
облегчавший пилотирование и стрельбу. Среди своих конкурентов он выделялся более
мощным ракетным вооружением. Специально для него ракетное отделение фирмы "Дуглас"
разработало вариант ракеты "Спарроу" с активной радиолокационной ГСН (головкой самонаведения) AAM-N-3 "Спарроу-II". Выбор такой ГСН обусловлен слабостью бортовой РЛС "Скайлансера".
Дальность полета ракеты составляла всего 8 км, что не давало истребителю особого
превосходства в конкурсной борьбе. Кроме этого новшества на F5D-1 имелась
встроенная в фюзеляж пусковая установка с НУР "Майти Маус" или "Аэромат"
и четыре 20-мм пушки.
Первый XF5D-1 поднялся в воздух 21 апреля 1956 года. По сравнению со "Скайрэем",
"Небесный Улан" оказался гораздо более резвым, достигнув на высоте 10670 м числа
М=1,44. Казалось, новый самолет ждет благополучная судьба, и вскоре последовал
первый предварительный заказ на 17 предсерийных машин. Однако строевые полки так
и не дождались "Скайлэнсеров". В то время ВМФ США проводил конкурс на новейший
реактивный палубник. Соперником "Улана" стали "Грумман" F11F-2 "Супер Тайгер" и
"Воут" F8U "Крусэйдер". Победителем неожиданно для всех назвали F8U, который
значительно уступал "Скайлэнсеру" в скорости. Причина такого выбора была простой
- фирма "Дуглас" имела огромный пакет заказов и финансовых трудностей не
испытывала.
Помимо F5D, шли работы над серией новых модификаций А-4 "Скайхок" и
бомбардировщика A-3D "Скайуорриор". А компания "Воут" могла уцелеть, лишь
получив заказ на свой "Крусэйдер". Таким образом, удачный самолет Хейнеманна
принесли в жертву закулисной политики авиагигантов.
Все четыре F5D, которые успели собрать к тому времени, попали для испытаний
на базу NACA Моффетт Филд. Здесь они достаточно долго прослужили в качестве
летающих лабораторий, выполняя различные программы исследований. Последний
уцелевший "Небесный Улан" в Моффет Филд не стали разбирать на металлолом, а
установили перед въездом на базу на постаменте. А серийные F4D-1 благополучно
дослужили на флоте до начала 60-х годов, после чего их передали в резерв. Свой
век "небесные" истребители доживали в качестве учебных самолетов в школе
летчиков-испытателей.
Эдвард Хейнеманн планировал создать для замены "Скайрэя" еще более
современный и скоростной самолет (М=1,9). Проект двухместного палубника имел
такую же размерность, но отличался схемой утка с передним горизонтальным
оперением и треугольным крылом. Второго летчика-оператора ввели в экипаж для
работы с радаром. Из вооружения запланировали установку одной пушки калибра 25
мм и подвески пары ракет "Сайдуиндер". С двигателем PW 1120 проект выглядел
очень перспективным, но до реальных работ по нему дело не дошло. Таким образом,
не дождалось пополнения и "небесное" семейство Эдварда Хейнеманна.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F5D-1 |
Размах крыла, м |
10,4 |
Длина, м |
15.3 |
Высота, м |
3.96 |
Площадь несущей поверхности, м2 |
55.0 |
Масса пустого самолета, кг |
9700 |
Взлетная масса, кг |
11300 |
Грузоподъемность, кг |
|
Емкость топливных баков (внутр./внешн.), л |
3200/2272 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
1487 |
у земли |
|
Практический потолок, м |
16800 |
Максимальная дальность, км |
2170 |
Дальность действия, км |
|
Экипаж, чел |
1 |
|
четыре пушки калибра 20 мм,
бомбы, контейнеры неуправляемых снарядов и ракеты на шести
подкрыльных замках с общей грузоподъемностью 1814 кг.
Два центральных замка предназначены для подвешивания дополнительных
топливных баков емкостью 567 или 1136 л каждый |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|