Продолжая совершенствование истребителя, фирма Грумман провела исследования, показавшие, что увеличение площади хвостового
оперения позволит улучшить устойчивость и управляемость машины. Один из
прототипов был соответствующим образом переоборудован и испытан в
аэродинамической трубе. Результаты испытаний оказались положительными - на
свет появилась еще одна модификация "Тайгеркэта" - F7F-3. Первый
полет серийного истребителя состоялся 10 марта 1945 г., а за период с
марта 1945 г. по июнь 1946 г. выпустили 250 "троек" различных модификаций.
Внешне от своих предшественников самолет отличался лишь увеличенным по
высоте и площади вертикальным оперением, гораздо более серьезные изменения
коснулись конструкции. На истребителе установили моторы Пратт-Уитни
R-2800-34W мощностью 2100 л.с., с улучшенными высотными характеристиками,
усилили конструкцию планера, а на месте кабины оператора установили
дополнительный 300-литровый топливный бак, доведя суммарную вместимость
топливной системы до 1720 л. Пушечно-пулеметное вооружение осталось
прежним - четыре 12,7 мм пулемета в носовой части с боезапасом 300
выстрелов на ствол и четыре 20 мм пушки (300 выстрелов на ствол) в корне
крыла (следует отметить, что из-за некоторых проблем часть F7F-2N и "троек"
раннего выпуска оснащались полностью пулеметным вооружением). Значительно
усилили конструкцию пилонов, что позволило увеличить вес боевой нагрузки -
теперь самолет мог нести под крылом 453-кг бомбы, а под фюзеляжем - 907-кг
бомбу. Появилась также возможность использовать 1 135,5-литровые подвесные
топливные баки. Увеличение веса самолета потребовало усилить конструкцию
шасси.
Первые поставки нового истребителя КМП начались в марте 1945 г., а его
освоение в эскадрильях велось форсированными темпами, чтобы поскорее
испытать F7F-3 в бою. Джо Реннер, один из командиров авиабазы КМП Шерри
Пойнт, предложил не перевозить самолеты морем, а перегнать их на Гаваи,
чтобы затем, перелетая с острова на остров, доставить их своим ходом в
район боевых действий. Это позволяло не только избежать возможных потерь в
случае торпедирования транспорта, но и здорово экономило время. Для
доказательства своей правоты Реннер совершил беспосадочный перелет из
Шерри Пойнт в Сан Диего в Калифорнии. С его самолета было снято вооружение,
орудийные порты заделаны, а три подвесных бака по 1135 литров довели
суммарный запас топлива до 5000 литров. Перелет прошел без осложнений и
после преодоления дистанции в 3700 км (а этого с лихвой хватало, чтобы
долететь из Сан-Франциско до Гаваев) еще остался небольшой запас топлива.
Пару дней спустя Реннер повторил перелет в обратном направлении, но высшее
командование не обратило внимания на эти достижения и боеготовые
соединения отправились морем на Гуам, опоздав вступить в бой.
Учитывая большой радиус действия и высокую скорость истребителя, на его
базе сделали фоторазведчик, получивший обозначение F7F-3P. Первую из этих
машин флот получил в марте 1945 г., последнюю - в декабре. За девять
месяцев выпустили около 60 самолетов. Подобно F7F-3N фоторазведчики
сходили с общего конвейера и отправлялись на Локхид для доработки.
Вооружение на них не ставилось, а в хвостовой части фюзеляжа монтировалось
фотооборудование, состоявшее из двух камер бокового обзора и трех
вертикально установленных камер для маршрут-" ного фотографирования. Кроме
того, на самолет устанавливали оборудование для дистанционного управления
фотосъемкой и перископ в кабине пилота, обеспечивавший ему обзор вниз. В
походном положении объективы камер закрывались крышками, которые также
управлялись дистанционно.
Существовало еще две "штучных" модификации "тройки": F7F-3E и F7F-3К.
Согласно директиве ВМС, выпущенной в январе 1946 г., модификация F7F-3Е
являлась ночным бомбардировщиком оснащавшимся радаром. По документам Грумман в этот вариант переделали три машины, но в боевых частях они уже
служили под обозначением F7F-3N. Вполне возможно, что бомбардировочное
оборудование на них или вообще не ставилось, либо было демонтировано.
F7F-3K существовал в единственном экземпляре и представлял собой серийный
истребитель (№ 80411), переделанный фирмой Белл Эйркрафт в дистанционно
управляемый беспилотный самолет. Судьба его сложилась неудачно: 8 августа
1946 г., после демонстрационного полета (который, между прочим, включал и
выполнение фигур высшего пилотажа) машина потерпела аварию при посадке на
аэродром авиабазы Шерри Пойнт из-за механической поломки в системе выпуска
шасси. Повреждения оказались настолько серьезными, что от восстановления
самолета отказались.
Казалось бы, то, что самолет не успел принять участие во Второй Мировой
войне и малое (сравнительно) количество построенных машин должны были
сделать "Тайгеркэт" "проходным" вариантом, который в наше время могли бы
припомнить только историки авиации. Но история распорядилась по другому.
Вспыхнувшая на Корейском полуострове, война заставила воющие стороны
мобилизовать все ресурсы и предоставила "Тайгеркэтам" возможность проявить
себя.
Сильное беспокойство войскам ООН в Корее доставляли ночные налеты пилотов
северокорейских По-2, очевидно позаимствовавших опыт советских легких
ночных бомбардировщиков. Первые "Тайгеркэты" прибыли в Корею в составе
эскадрильи VMF(N)-542 корпуса морской пехоты. Отплыв из Сан-Диего 26
августа 1950 г. на борту авианосца " Кэйп Эсперанс" эта эскадрилья прибыла
в японский порт Йокосука 11 сентября, а уже 19 сентября ее перебросили на
недавно освобожденную авиабазу Кимпо, неподалеку от Сеула. Несколько позже,
в октябре, к ней присоединилась эскадрилья VMF(N)-513, на вооружении
которой помимо F7F-3 находились также ночные истребители F4U-5N и -5NL "Корсар".
В марте 1951 г. VMF(N)-542 была отозвана в США для перевооружения, а ее "Тайгеркэты"
были переданы VMF(N)-513.
Первую воздушную победу "Тайгеркэты" одержали 1 июля 1951 г., когда экипаж
в составе капитана Лонга и оператора РЛС уоррент-офицера Бакингема
перехватили и сбили северокорейский По-2 севернее Сеула (между прочим, это
была первая ночная победа авиации Корпуса морской пехоты). Из-за малой
высоты полета и невысокой скорости, а также малой радиолокационной
заметности, По-2 являлся весьма трудной целью и Лонгу и Бакингему удалось
свалить его только с третьего захода. Следующий По-2 был сбит 23 сентября
экипажем в составе майора Ван Ганди и сержанта Уоллма, открывшим огонь с
дистанции 150 м и поразивших противника первыми же выстрелами.
F7F-3 VMF(N)-513 использовались также в ночных ударных операциях, чему
способствовало мощное вооружение истребителя (в том числе и бомбовое) и
способность длительное время находиться в воздухе. Достаточно сказать, что
до лета 1952 г. пилоты 513-й эскадрильи выполнили более 50% ночных
тактических вылетов авиации ООН. Основной их задачей было уничтожение
техники и живой силы противника, который осуществлял передвижение
преимущественно по ночам.
Помимо F7F-3N в Корее также использовались разведчики F7F-3R 1-го
воздушного крыла Корпуса морской пехоты. Они вели разведку на малых
высотах и несли серьезные потери, в результате чего их заменили на
реактивные F2H-2 "Бэнши".
Появление на вооружении у северокорейцев реактивных истребителей
оставляло мало шансов поршневым машинам и к началу лета 1952 г. VMF(N)-513
полностью перевооружили на реактивные "Скайнайты", а "Тайгеркэты" были
отправлены на "заслуженный отдых" в части второго эшелона, где они были
полностью сняты с вооружения к середине 50-х годов. Несколько самолетов
были переоборудованы для тушения лесных пожаров и использовались пожарной
охраной западного побережья США до середины 80-х годов. В настоящее время
существует, как минимум, один летный F7F-3 восстановленный энтузиастами из
Окленда, который постоянно участвует в различных авиашоу, демонстрируя
прекрасный образец истребителя заката "винтовой" эры, а еще несколько
экземпляров этого самолета находятся в различных авиамузеях США.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F7F-3 |
Размах крыла, м |
15.70 |
Длина, м |
13.83 |
Высота, м |
5.05 |
Площадь крыла, м2 |
42.27 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7380 |
нормальная взлетная |
11670 |
Тип двигателя |
2 ПД Pratt Whitney R-2800-34W Double Wasp |
Мощность, л.с. |
2 х 2100 |
Максимальная скорость , км/ч |
700 |
Крейсерская скорость , км/ч |
357 |
Перегоночная дальность, км |
3700 |
Практическая дальность, км |
1950 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1380 |
Практический потолок, м |
12405 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
четыре 20- мм пушки в корневой части крыла (300 патронов) и
четыре 12,7-мм пулемета (300 патронов), 1 торпеда под фюзеляжем и до 454 кг бомб под каждой консолью крыла или одну 907 кг бомбу под фюзеляжем |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|