Последней в семействе "Тайгеркэтов" стала модификация F7F-4N. Она вобрала в себя практически все изменения, вносившиеся в
конструкцию предшественников в ходе эксплуатации: вертикальное оперение
увеличенной высоты, усиленную конструкцию крыла и фюзеляжа, а также
модифицированное шасси и посадочный крюк. В отличие от предыдущих
модификаций "четверка" имела только один вариант - двухместный ночной
истребитель, оснащенный радаром AN/APS-19, вооружение которого состояло из
четырех 20-мм пушек в крыле с боезапасом 200 выстрелов на ствол. Кромех
того, машина могла нести на пилонах под крылом бомбы, ракеты и подвесные
топливные баки.
Прототипом XF7F-4N стала одна из "троек" (N 80548), которую фирма
модифицировала и представила на испытания 27 июня 1945 г. Следует отметить,
что в основном переделки заключались в установке на самолет
соответствующего радиоэлектронного и другого оборудования "четверки" (радар,
автопилот Р-1, прицел Mk.8 и тому подобное) , и не касались усиления
конструкции. Поэтому испытать этот самолет на авианосце не представлялось
возможным. Прототип прослужил довольно долго: после проведения испытаний
он в 1947-1948 гг. использовался для отработки электронного оборудования в
Патуксент Ривер, а с мая 1950 г. по декабрь 1954 г. эксплуатировался в
подразделении ВМС в Дейтоне и был пущен на слом лишь в июле 1956 г.
Серийные F7F-4N были поставлены заказчику в период с 17 сентября по 7
ноября 1946 г. Столь короткий срок поставок объясняется тем, что выпустили
их всего... 12 штук (NN 80609-80620). А ведь еще в мае 1945 г. ВМС
предполагали заказать у фирмы Грумман дополнительно еще 1 250 машин. Но
окончание войны и появление реактивной авиации поставили крест на этих
планах.
Хотя геометрические размеры самолета не изменились, за счет усиления
конструкции увеличился его вес (пустого до 7 950 кг, а максимальный боевой
до 10 020 кг) и, соответственно, ухудшились летные характеристики:
максимальная скорость составляла 579 км/ч у земли и 702 км/ч на высоте 7
500 м, потолок - 11 460 м, а скороподъ-емность-21 м/с.
Описание конструкции
F7F "Тайгеркэт" - двухмоторный самолет цельнометаллической конструкции. Он был первым палубным истребителем в американском флоте с шасси,
выполненным по трехколесной схеме с носовым колесом.
Его фюзеляж состоял из четырех секций. Носовую занимали отсек с оборудованием и ниша уборки носового колеса. Следом шла кабина летчика. Далее, в центральной секции,
устанавливались топливные баки. На истребителях модификаций F7F-1N, F7F-3N и F7F-4N в этом месте размещалась кабина оператора РЛС. А для сохранения дальности полета
использовался подфюзеляжный подвесной топливный бак. Четвертая секция фюзеляжа - хвостовая - начиналась от задней кромки крыла. В ней размещались вспомогательное
оборудование и тормозной посадочный крюк. Кроме того, крепились киль с рулем поворота и стабилизатор с рулем высоты.
Кабина летчика имела бронированную перегородку, отделявшую ее от топливного отсека. Фонарь состоял из двух частей: неподвижной - переднего козырька с бронестеклом -
и подвижной, обеспечивающей доступ в кабину. В открытом и закрытом положении подвижная часть фонаря фиксировалась штыревыми замками. При необходимости фонарь можно было
сбросить аварийно.
Приборы контроля работы двигателей и параметров полета размещались на трех панелях приборной доски. Для исключения вибрации стрелок приборов панели имели
амортизацию. Над приборной доской в центре находился оптический прицел Мк8. Ниже и слева от него - панель с тумблерами управления вооружением. Под этой панелью
располагалась главная приборная панель, а еще ниже, между ногами летчика, - дополнительный щиток (так называемая "борода") с приборами и ручками управления воздушным винтом
изменяемого шага и топливной системой. На этом же щитке находились сигнализация выпущенного положения посадочного крюка и сигнализация работы гидронасоса.
Справа в кабине стояли блоки радиостанции, а слева - приборы контроля электрооборудования.
На левом борту кабины размещались рычаги управления двигателями (РУД). На РУД находились переключатель положения закрылков, переключатель управления триммерами и
кнопка передатчика радиостанции.
Перед креслом летчика располагалась ручка управления рулем высоты и элеронами. В ручку вмонтированы гашетки стрелкового оружия. По высоте кресло пилота
регулировалось рычагом, располагавшимся слева от него.
В кабине оператора РЛС основным прибором был экран радара. На приборной доске, кроме этого, устанавливались: указатель скорости, указатель курса, часы, высотомер,
термометр наружного воздуха. Ниже приборной доски стоял блок контроля работоспособности РЛС. Справа и слева от оператора располагались панели управления станцией.
Крыло самолета - свободнонесущее, трапециевидной формы, с работающей дюралевой обшивкой. Конструктивно оно состояло из двух половин и имело складывающиеся концевые
части. Механизм складывания - гидравлический, с управлением из кабины летчика. В поднятом (то есть в сложенном) положении законцовки крыла фиксировались специальными
замками.
Крыло изготавливалось по двухлонжеронной схеме. К переднему лонжерону крепились мотогондолы двигателей и стойки основного шасси. Механизация состояла из элеронов и
четырехпозиционных щелевых закрылков. Установочный угол атаки крыла 3°, поперечное "V" - 6°. Профиль крыла изменялся по размаху. В корневой части оно имело профиль NASA
23015, а на законцовках - NASA 23012. Закрылки имели четыре фиксированных положения: "убрано", 15°, 30° и 40°. Обшивка элеронов и закрылков - полотняная.
Хвостовое оперение - свободнонесущее, двухлонжеронное, цельнометаллическое. Обшивка киля и стабилизатора - дюралюминиевая, а руля направления и высоты - полотняная.
Управление рулевыми поверхностями - гидравлическое.
Мотогондолы имели центральное входное устройство для доступа к двигателю охлаждающего воздуха. Ниши уборки основных стоек шасси закрывались двумя створками. В задних
обтекателях мотогондол устанавливались аккумуляторы и маслобаки двигателей. Моторамы двигателей изготавливались из стальных труб.
Шасси, впервые на палубном истребителе, как уже было сказано, трехколесное с носовым колесом. Это колесо - самоориентирующееся и поворачивающееся на 360°. Стойка его
крепилась к силовому шпангоуту, разделявшему первую и вторую секции фюзеляжа. Стойки же основных колес крепились к лонжеронам крыла и убирались в отсеки мотогондол,
поворачиваясь назад по полету. Выпуск и уборка шасси осуществлялись гидравлическими механизмами. Аварийная система - пневматическая.
Тормоза колес шасси - пневматические, колодочного типа. Размеры основных пневматиков - 914x279 мм, носового - 660x203 мм. Выпуск и уборка посадочного крюка -
гидравлические.
Силовая установка состояла из двухрядных звездообразных двигателей воздушного охлаждения R2800C фирмы "Пратт энд Уитни". Каждый двигатель развивал мощность 2100 л.с.
на высоте 1000 м и 1700 л.с. - на высоте 5000 м. На самолетах более поздних выпусков ставились двигатели R2800-22W или R2800-34W.
Трехлопастные винты правого вращения диаметром 4012 мм фирмы "Гамильтон Стандарт". Лопасти винтов - алюминиевые, угол их установки изменялся в пределах 30 - 95°.
Топливная система включала в себя баки, бензопомпу, сетчатые фильтры, распределительные клапаны баков и двигателей.
Топливо размещалось в трех фюзеляжных баках: основном, резервном и дополнительном. На некоторых модификациях устанавливался вспомогательный топливный бак (в носовом
отсеке). Кроме этого, под самолет мог подвешиваться подфюзеляжный бак, а к подкрыльевым пилонам модификаций F7F-3, F7F-3N, F7F-3P и F7F-4N - еще два стандартных топливных
бака Mr12.
Радиоэлектронное оборудование состояло из связного оборудования, аппаратуры опознавания "свой-чужой", радиовысотомера и РЛС. На различных модификациях "тайгеркэтов"
могли использоваться РЛС типов AN/APS-6, SCR-720 или AN/APS-19. Блоки станции размещались в носовом отсеке фюзеляжа (за основным топливным баком) и в обтекателях мотогондол
двигателей. Связное оборудование включало в себя приемники и передатчики УКВ и MB диапазонов и радиокомпас. Аппаратура опознавания "свой-чужой" состояла из
приемника-передатчика AN/APX-2 с самоликвидатором и сигнализации в кабинах летчика и оператора. На самолете устанавливался радиовысотомер AN/APN-1. Вооружение было
встроенное стрелковое, ракетное и бомбардировочное. Стрелковое включало в себя четыре пулемета М2 "Кольт" калибра 12,7 мм, расположенные в фюзеляже, и четыре пушки М3
калибра 20 мм, установленные в корневой части крыла (по две в каждой секции). Боекомплект составлял по 400 патронов на пулемет и по 200 снарядов на пушку. Перезарядка
оружия - гидравлическая. На самолетах модификаций F7F-2N, F7F-2D, F7F-3N и F7F-4N пулеметное вооружение отсутствовало.
В состав бомбардировочного вооружения входили бомбы калибром до 900 кг на подфюзеляжном пилоне, бомбы калибром до 454 кг на усиленных крыльевых пилонах,
расположенных между фюзеляжем и мотогондолами двигателей. На самолетах модификаций F7F-2N, F7F-3, F7F-3N и F7F-4N с узлами подвески Мк-9 имелась возможность использовать на
этих узлах бомбы калибром до 113 кг (до 8 штук).
Ракетное вооружение могло использоваться на модификациях F7F-2N, F7F-3, F7F-3N и F7F-4N. На этих самолетах на правой и левой консолях крыла устанавливались восемь
держателей Мк9 для 127-мм ракет HVAR.
На подфюзеляжном пилоне всех модификаций (кроме F7F-1) могла подвешиваться тяжелая НУР "Тайни тим". На этом же пилоне подвешивалась торпеда Мк13.