Уголок неба ¦ Chengdu F-7M Airguard

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация истребители
   F-7M Airguard
       
Разработчик: Chengdu
Страна: Китай
Первый полет: 1983
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Пока производились все эти внешнеторговые операции, в самом Китае на авиазаводе в Ченьду приступили к разработке новой экспортной модификации J-7II, получившей обозначение F-7M "Эргард". В основе этой разработки была положена западная авионика, договор о поставке которой Китай подписал с представительством британского концерна "GEC-Маркони". Британцы предоставили китайским специалистам комплект бортового оборудования HIDWAC, включавшем тактический дисплей на ЭЛТ, БРЛС GEC-Marconi Type 226 Skyranger, цифровой вычислитель, радиовысотомер, систему госопознавания ("свой-чужой"), кодирующую аппаратуру для радиосвязи и ИЛС (систему индикации на лобовом стекле) GEC-Marconi Type 956, на который выводится полетная и прицельная (в том числе и радиолокационная) информация, а также информация, обеспечивающая управление вооружением (до 32 параметров). Расширение состава БРЭО потребовало и увеличения мощности электрической системы. В кабине пилота установлено катапультируемое кресло Martin-Baker Mk10L.

Появление новой электроники позволило усилить вооружение F-7M новыми ракетами малой дальности PL-7, имевшими более совершенную ИК ГСН и улучшенные манёвренные характеристики, а, благодаря появлению ещё двух пилонов для размещения боевой нагрузки, количество средств поражения на борту фактически удвоилось. Это в свою очередь заставило разработчиков модернизировать двигатель (установлен вариант WP-5ВМ), смонтировать более мощный бортовой электрогенератор и поставить усиленное шасси, способное выдержать потяжелевшую "птичку". Появилось на истребителе и "птицестойкое" лобовое стекло козырька кабины, а штангу ПВД перенесли на верхнюю поверхность передней части фюзеляжа, одновременно сместив его вправо.

Судя по всему, первым обладателем этих истребителей стал Иран. Его некогда самые мощные в регионе ВВС (будучи при шахе главным союзником США на Среднем Востоке, Иран обзавёлся помимо тактических истребителей F-4 ещё и тяжёлыми истребителями F-14 "Томкэт", на которые из-за баснословной цены не соблазнилась никакая другая страна) к середине 80-х гг. представляли собой жалкую тень былого могущества. В условиях затянувшейся войны с Ираком режиму Хомейни была позарез нужна новая военная техника и, особенно, боевые самолёты. Однако командование иранскими ВВС сочло, что в условиях подавляющего превосходства в воздухе иракских истребителей F-7M имеют мало шансов уцелеть и потому их передали авиации Корпуса Стражей Исламской Революции, где они использовались преимущественно для воздушного прикрытия стратегических объектов во внутренних районах страны. По неподтверждённым данным, к концу ирано-иракской войны на их счету было несколько сбитых иракских истребителей-бомбардировщиков и якобы даже один Ту-22, во что верится, откровенно говоря, с трудом.

Другими покупателями F-7M стала Бангладеш, купившая 16 самолётов, Зимбабве - 22, Мьянма - 24, Судан - 20 и Шри-Ланка, подписавшая в начале 80-х контракт на поставку пяти F-7M, один из которых представлял собой учебно-боевую "спарку".

Первыми из новой генерации смогли повоевать ланкийские "китайцы". С начала 80-х гг. на острове Шри-Ланка продолжаются вооруженные столкновения между сингалезским большинством и тамильским меньшинством (выразителем интересов которого выступает движение "Тигры освобождения Тамил Илама"), которое выступает за создание собственного государства. Правительство небольшого островного государства закупает оружие везде, где только можно, поэтому в составе ВВС числятся самолеты как западного, так и российского производства. В 1992 г. ланкийцы приобрели в КНР пять F-7M (из которых одна "спарка"). Из этих самолетов сформировали 5-ю эскадрилью (куда передали и все ранее закупленные FT-5).

Самолеты активно применяются на севере страны, базируясь на авиабазе Катунайка. Однако малое время нахождения над целью и невозможность точного наведения с земли значительно ограничивают сферу применения F-7 (по этому поводу стоит заметить, что китайцы и не планировали изначально использовать самолеты этого типа в качестве штурмовиков). Пытались "приспособить" реактивные "свистки" и для борьбы с плавсредствами "тигров", на которых они пересекают Поллкский пролив, отделяющий остров от Индии. Однако и здесь самолеты себя совершенно не оправдали, поэтому на сегодняшний день эту функцию возложили на Ми-24. Потерь F-7 не отмечено, что является не доказательством высокой подготовки их пилотов, а иллюстрацией слабости ПВО боевиков.

Судан уже на протяжении почти сорока лет находится в состоянии перманентной гражданской войны. Правительство использует все имеющиеся силы в борьбе с мятежниками, в том числе и ВВС. Согласно данным открытых источников, из-за нехватки средств поставка самолётов растянулась на шесть лет и, начавшись в 1988 г., завершилась только в 1996-м. Причём, спустя год количество F-7M в составе суданских ВВС сократилось до 15 самолётов, правда в дополнение к ним имеется ещё два МиГ-23, восемь МиГ-21МФ, 18 F-5 и дюжина F-6.

Авиация широко применяется для атак на позиции мятежников на юге страны. При этом часто страдает мирное население. Как отмечают наблюдатели, техническое состояние самолетного парка оставляет желать много лучшего. Трудно сказать, насколько эффективными оказались китайские истребители, но ещё до окончания поставки первой партии самолётов, Судан приступил к переговорам на предмет поставки ещё шести машин этого типа.

Своеобразным гибридом F-7M и F-7В стал самолет F-7BS, созданный в 1991 году для Шри Ланки. Сохранив конструкцию фюзеляжа и простую китайскую авионику F-7B эта машина получила крыло от F-7M с четырьмя узлами внешней подвески. Ланкийским ВВС поставлено четыре самолета этого типа.

Модификация самолета F-7M для ВВС Китая получила обозначение J-7IIM. Главным отличием этой версии стало установка китайского катапультируемого кресла HTY-4, вместо Martin-Baker Mk10L.



 ЛТХ:
Модификация   F-7M
Размах крыла, м   7.154
Длина, м   14.89
Высота, м   4.10
Площадь крыла, м2   23.00
Масса, кг  
  пустого   5275
  нормальная взлетная   7531
Топливо во внутренних баках, л   2385
Тип двигателя   1 ТРД Liming (LM) Wopen-7ВM
Тяга , кН  
  нефорсированная   43.15
  форсированная   59.83
Максимальная скорость, км/ч   2175 (М=2.04)
Перегоночная дальность, км   2230
Практическая дальность, км:   1740
Боевой радиус, км  
  в роли перехватчика   650
  в роли ударного самолета   370
Максимальная скороподъемность, м/мин   10800
Практический потолок, м   18800
Макс. эксплуатационная перегрузка   7
Экипаж, чел   1
Вооружение:  две 30-мм пушки Type 30-1 (HР-30) с 60 патронами на пушку
 Боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески
 2-4 УР воздух-воздух PL-5B, PL-7 или AIM- 9 Sidewinder
 2 500 кг бомбы или 4 250-(100-,50-) кг бомбы
 2 ПУ 18 х 55 мм или 7х90-мм НУР


 Доп. информация :


  Фотографии:

 F-7M
 F-7M
 F-7M
 F-7M
 F-7M
 F-7M
 Пара F-7MB ВВС Бангладеш
 F-7M ВВС Мьянмы (Бирмы)    (c) M Radzi Desa

  Варианты окраски:

 Прототип F-7M
 Прототип F-7M
 F-7M из состава ВВС Шри-Ланки, середина 90-х годов.

 



 

Список источников:

Виктор Журавченко, Михаил Жирохов. Китайские копии "Русской балалайки"
Air Force World.com. PLA
Chinese Defense Today. An unofficial web site of Chinese defense affair
Hui Tong.Chinese Military Aviation.
Вестник Авиации и космонавтики. Владимир Ильин. Авиация великого соседа
AFWing.com
Famous Russian Aircraft. Yefim Gordon, Dmitry Kommisarov, Keith Dexter. Mikoyan MiG-21


Уголок неба. 2009 



 

  Реклама: