Уголок неба ¦ Chengdu F-7P Airbolt

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация истребители
   F-7P Airbolt
       
Разработчик: Chengdu
Страна: Китай
Первый полет: 1988
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Новый вариант истребителя заинтересовал и стратегического союзника Китая Пакистан. Надо заметить, что в составе пакистанских ВВС к этому времени сформировалась довольно мощная "группировка" из старших офицеров, не слишком довольных опытом эксплуатации F-16 и ратовавших за принятие на вооружение более простого самолёта. В числе наиболее заметных фигур был коммодор авиации Саттр Алви, успевший принять участие в "октябрьской войне" 1973 г. в составе сирийских ВВС. На его боевом счету был один безусловно сбитый израильский "Мираж" и две "вероятные" победы над "Фантомами". По мнению этого авторитетного офицера, "в случае нового крупномасштабного конфликта с Индией, полученных из Америки F-16 хватит всего на два-три дня после запланированного рассредоточения авиации на аэродромы 2-го и 3-го класса и, как следствие этого, неудовлетворительных условии базирования, а также нехватки запчастей из-за повышенного износа и почти неизбежного эмбарго на их поставку."

Более того, Саттр Алви вообще считал, что "истребитель должен быть, как можно более простым и дешёвым, что позволило бы иметь значительный резерв этих машин на базах хранения, который в угрожаемый период можно было бы без особых трудностей ввести в строй частей "первой линии", укомплектовав лётными и наземными экипажами из числа резервистов". В рамках этой концепции ничего лучше МиГ-21 или J-7 найти было невозможно. В результате, в Главном штабе ВВС в Исламабаде возобладало мнение, что на вооружении необходимо иметь два типа машин: дорогой многоцелевой F-16 и дешёвый F-7 с совместимым БРЭО и СУВ (включая средства поражения).

Поскольку СССР и страны Варшавского Договора в то время рассматривались официальным Исламабадом в качестве вероятного противника, то единственным поставщиком подобной техники мог быть только Китай. К этому времени производство экспортных модификаций было целиком сосредоточено на авиазаводе в Ченьду", где в достаточно сжатые сроки была разработана модификация F-7Р. Основным её отличием от истребителей, поступавших на вооружение китайской авиации, стала изменённая система вооружения, состоявшая из квартета американских управляемых ракет AIM-9P "Саидуиндер" (возможна также подвеска китайских ракет PL-5 (копия AIM-9L) и PL-7 (копия "Мажика")), возможность подвески трёх 720-литровых ПТБ (в этой конфигурации истребители перегонялись своим ходом из Китая) и английское катапультное кресло "Мартин-Бейкер" Mk10L.

Первые истребители в июле 1988 г. поступили в 20-ю эскадрилью пакистанских ВВС, дислоцировавшуюся на авиабазе Рафики и до этого эксплуатировавшую "Миражи-IIIР". Почти сразу после прибытия F-7P получили так называемый обратно-теневой камуфляж и опознавательные знаки ослабленной контрастности. До конца 1991 г. Пакистан приобрел 24 истребителя, но уже в 1989 г. авиаторы Исламабада выдвинули дополнительные требования, что заставило внести в конструкцию и оснащение истребителя около сотни изменений, наиболее существенным из которых стало появление радионавигационного оборудования фирмы "Коллинз" и новой цифровой системы радиосвязи с возможностью кодирования переговоров. Надо заметить, что уже спустя год после получения первых самолётов пакистанские военные чрезвычайно высоко оценили этот, уже казалось бы устаревший, истребитель. В частности, Главком пакистанских ВВС маршал авиации Хакимулла заявил, что "по характеристикам надёжности F-7P значительно превосходит F-16, при этом почти не уступая последнему в воздушном боюШ, а как перехватчик вообще является первоклассной машиной".

Наряду с 20-й эскадрильей F-7P получила и 25-я эскадрилья пакистанских ВВС, дислоцировавшаяся в Мианвали. Любопытно, что именно на её базе было решено развернуть учебный центр по подготовке пилотов F-7P. Одновременно обе стороны продолжали консультации на предмет модернизации БРЛС истребителя, и в 1993 г. пришли к соглашению, в рамках которого было решено заменить станцию "Скайрэнджер" более совершенным малогабаритным радаром "Грифо-7", разработанным израильской фирмой "FIAR", с дальностью обнаружения воздушных целей свыше 55 км. По этому параметру он более чем втрое превосходил английский "Скайрэнджер", что теоретически открывало возможности применять с помощью новой БРЛС управляемые ракеты средней дальности класса "воздух-воздух". Правда, такого оружия ни Китай, ни Пакистан в то время ещё не имели. Как ни странно, не удовлетворились пакистанцы и английскими катапультными креслами, которые как на новых машинах, так и на полученных ранее было решено заменить китайскими креслами "тип IV", обеспечивавшими спасение пилота на уровне земли при скорости 140 км/ч.

Различные трудности (причём не только технического порядка) задержали реализацию этого проекта, и лётные испытания нового варианта истребителя начались только в мае 1996 г. Любопытно, что в составе собственных ВВС Китай не имел истребителей с подобным БРЭО, что объяснялось отсутствием опыта у радиоэлектронной промышленности "Поднебесной империи" в проектировании достаточно мощных малогабаритных авиационных РЛС. Попытки же заключения лицензионных соглашений на производство достаточно современных систем с европейскими разработчиками практически всегда наталкивались на американское "вето". В результате, за рубеж Китай продавал (как и сейчас это делает Россия) куда более совершенные самолёты, нежели имел в собственных арсеналах.

Дальнейшим развитием F-7P стал истребитель F-7MP Airbolt, также созданный под требования ВВС Пакистана. Усовершенствования коснулись, главным образом, авионики (в соответствии с контрактом, подписанным в 1989 году вносилось около 100 изменений). В частности, самолет получил новое радионавигационное оборудование фирмы Коллинз и цифровое радиосвязное оборудование.

В 1993 году между Китаем и Пакистаном было подписано соглашение об установке на самолеты F-7P и F-7MP вместо радиодальномера Skyrandger миниатюрной БРЛС FIAR Griffo 7 с дальностью обнаружения воздушных целей более 55 км. В мае 1996 года начались летные испытания этой станции на летающей лаборатории F-7.






 ЛТХ:
Модификация   F-7P
Размах крыла, м   7.154
Длина, м   14.89
Высота, м   4.10
Площадь крыла, м2   23.00
Масса, кг  
  пустого   5275
  нормальная взлетная   7531
Топливо во внутренних баках, л   2385
  в ПТБ   1800 (1 ПТБ 800 и 2 500 л или 3 500 л)
Тип двигателя   1 ТРД Liming (LM) Wopen-7ВM
Тяга , кН  
  нефорсированная   1 х 43.15
  форсированная   1 х 59.83
Максимальная скорость, км/ч   2175 (М=2.04)
Перегоночная дальность, км   2230
Практическая дальность, км:   1740
Боевой радиус, км  
  в роли перехватчика   650
  в роли ударного самолета   370
Максимальная скороподъемность, м/мин   10800
Практический потолок, м   18800
Макс. эксплуатационная перегрузка   7
Экипаж, чел   1
Вооружение:  два 30-мм пушки Type 30-1 (HР-30) с 60 патронами на пушку
 Боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески
 2-4 УР воздух-воздух PL-5 или AIM- 9 Sidewinder
 2х500(250-,100-,50) кг бомбы или 2 ПУ 18х55 мм или 7х90-мм НУР


 Доп. информация :


  Фотографии:

 F-7P ВВС Пакистана
 F-7P ВВС Пакистана
  F-7P ВВС Пакистана (c) PakistaniDefence.com
 FT-7P ВВС Пакистана
 FT-7P ВВС Пакистана
 F-7P ВВС Пакистана
 F-7P ВВС Пакистана
 F-7MP ВВС Пакистана

  Варианты окраски:

 F-7P ВВС Пакистана
 F-7P из состава 20-й эскадрильи пакистанских ВВС

 



 

Список источников:

Виктор Журавченко, Михаил Жирохов. Китайские копии "Русской балалайки"
Air Force World.com. PLA
Chinese Defense Today. An unofficial web site of Chinese defense affair
Hui Tong.Chinese Military Aviation.
Вестник Авиации и космонавтики. Владимир Ильин. Авиация великого соседа
PakistaniDefence.com


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: