Новый вариант истребителя заинтересовал и стратегического союзника Китая Пакистан. Надо заметить, что в составе пакистанских ВВС к этому времени
сформировалась довольно мощная "группировка" из старших офицеров, не слишком довольных опытом эксплуатации F-16 и ратовавших за принятие на вооружение более простого самолёта. В числе наиболее
заметных фигур был коммодор авиации Саттр Алви, успевший принять участие в "октябрьской войне" 1973 г. в составе сирийских ВВС. На его боевом счету был один безусловно сбитый израильский "Мираж"
и две "вероятные" победы над "Фантомами". По мнению этого авторитетного офицера, "в случае нового крупномасштабного конфликта с Индией, полученных из Америки F-16 хватит
всего на два-три дня после запланированного рассредоточения авиации на аэродромы 2-го и 3-го класса и, как следствие этого, неудовлетворительных условии базирования, а также нехватки запчастей
из-за повышенного износа и почти неизбежного эмбарго на их поставку."
Более того, Саттр Алви вообще считал, что "истребитель должен быть, как можно более простым и дешёвым, что позволило бы иметь значительный резерв
этих машин на базах хранения, который в угрожаемый период можно было бы без особых трудностей ввести в строй частей "первой линии", укомплектовав лётными и наземными экипажами из числа
резервистов". В рамках этой концепции ничего лучше МиГ-21 или J-7 найти было невозможно. В результате, в Главном штабе ВВС в Исламабаде возобладало мнение, что на вооружении необходимо иметь два
типа машин: дорогой многоцелевой F-16 и дешёвый F-7 с совместимым БРЭО и СУВ (включая средства поражения).
Поскольку СССР и страны Варшавского Договора в то время рассматривались официальным Исламабадом в качестве вероятного противника, то единственным
поставщиком подобной техники мог быть только Китай. К этому времени производство экспортных модификаций было целиком сосредоточено на авиазаводе в Ченьду", где в достаточно сжатые сроки была
разработана модификация F-7Р. Основным её отличием от истребителей, поступавших на вооружение китайской авиации, стала изменённая система вооружения, состоявшая из квартета американских
управляемых ракет AIM-9P "Саидуиндер" (возможна также подвеска китайских ракет PL-5 (копия AIM-9L) и PL-7 (копия "Мажика")), возможность подвески трёх 720-литровых ПТБ (в
этой конфигурации истребители перегонялись своим ходом из Китая) и английское катапультное кресло "Мартин-Бейкер" Mk10L.
Первые истребители в июле 1988 г. поступили в 20-ю эскадрилью пакистанских ВВС, дислоцировавшуюся на авиабазе Рафики и до этого эксплуатировавшую "Миражи-IIIР".
Почти сразу после прибытия F-7P получили так называемый обратно-теневой камуфляж и опознавательные знаки ослабленной контрастности. До конца 1991 г. Пакистан приобрел 24 истребителя, но уже в
1989 г. авиаторы Исламабада выдвинули дополнительные требования, что заставило внести в конструкцию и оснащение истребителя около сотни изменений, наиболее существенным из которых стало
появление радионавигационного оборудования фирмы "Коллинз" и новой цифровой системы радиосвязи с возможностью кодирования переговоров. Надо заметить, что уже спустя год после получения первых
самолётов пакистанские военные чрезвычайно высоко оценили этот, уже казалось бы устаревший, истребитель. В частности, Главком пакистанских ВВС маршал авиации Хакимулла заявил, что "по
характеристикам надёжности F-7P значительно превосходит F-16, при этом почти не уступая последнему в воздушном боюШ, а как перехватчик вообще является первоклассной машиной".
Наряду с 20-й эскадрильей F-7P получила и 25-я эскадрилья пакистанских ВВС, дислоцировавшаяся в Мианвали. Любопытно, что именно на её базе было
решено развернуть учебный центр по подготовке пилотов F-7P. Одновременно обе стороны продолжали консультации на предмет модернизации БРЛС истребителя, и в 1993 г. пришли к соглашению, в рамках
которого было решено заменить станцию "Скайрэнджер" более совершенным малогабаритным радаром "Грифо-7", разработанным израильской фирмой "FIAR", с дальностью обнаружения воздушных целей свыше 55
км. По этому параметру он более чем втрое превосходил английский "Скайрэнджер", что теоретически открывало возможности применять с помощью новой БРЛС управляемые ракеты средней дальности класса
"воздух-воздух". Правда, такого оружия ни Китай, ни Пакистан в то время ещё не имели. Как ни странно, не удовлетворились пакистанцы и английскими катапультными креслами, которые как на новых
машинах, так и на полученных ранее было решено заменить китайскими креслами "тип IV", обеспечивавшими спасение пилота на уровне земли при скорости 140 км/ч.
Различные трудности (причём не только технического порядка) задержали реализацию этого проекта, и лётные испытания нового варианта истребителя
начались только в мае 1996 г. Любопытно, что в составе собственных ВВС Китай не имел истребителей с подобным БРЭО, что объяснялось отсутствием опыта у радиоэлектронной промышленности
"Поднебесной империи" в проектировании достаточно мощных малогабаритных авиационных РЛС. Попытки же заключения лицензионных соглашений на производство достаточно современных систем с
европейскими разработчиками практически всегда наталкивались на американское "вето". В результате, за рубеж Китай продавал (как и сейчас это делает Россия) куда более совершенные самолёты,
нежели имел в собственных арсеналах.
Дальнейшим развитием F-7P стал истребитель
F-7MP Airbolt, также созданный
под требования ВВС Пакистана. Усовершенствования коснулись,
главным образом, авионики (в соответствии с контрактом,
подписанным в 1989 году вносилось около 100 изменений). В
частности, самолет получил новое радионавигационное оборудование
фирмы Коллинз и цифровое радиосвязное оборудование.
В 1993 году между Китаем и Пакистаном было подписано соглашение
об установке на самолеты F-7P и F-7MP вместо радиодальномера Skyrandger миниатюрной БРЛС FIAR Griffo 7 с дальностью
обнаружения воздушных целей более 55 км. В мае 1996 года начались
летные испытания этой станции на летающей лаборатории F-7.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F-7P |
Размах крыла, м |
7.154 |
Длина, м |
14.89 |
Высота, м |
4.10 |
Площадь крыла, м2 |
23.00 |
Масса, кг |
|
пустого |
5275 |
нормальная взлетная |
7531 |
Топливо во внутренних баках, л |
2385 |
в ПТБ |
1800 (1 ПТБ 800 и 2 500 л или 3 500 л) |
Тип двигателя |
1 ТРД Liming (LM) Wopen-7ВM |
Тяга , кН |
|
нефорсированная |
1 х 43.15 |
форсированная |
1 х 59.83 |
Максимальная скорость, км/ч |
2175 (М=2.04) |
Перегоночная дальность, км |
2230 |
Практическая дальность, км: |
1740 |
Боевой радиус, км |
|
в роли перехватчика |
650 |
в роли ударного самолета |
370 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
10800 |
Практический потолок, м |
18800 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
7 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 30-мм пушки Type 30-1 (HР-30) с 60 патронами на пушку Боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески 2-4 УР воздух-воздух PL-5 или AIM- 9 Sidewinder 2х500(250-,100-,50) кг бомбы или 2 ПУ 18х55 мм или 7х90-мм НУР |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|