Самолет Curtiss XP-87 Blackhawk (модель 29A) был первым (и единственным)
чисто реактивным воздушным судном компании Curtiss. Он оказался также последним
самолетом, произведенным компанией Curtiss, ознаменовавшим бесславный конец
корпорации, имя которой долгие годы служило фирменным знаком в анналах
американской авиации.
Жесткий удар по корпорации Curtiss-Wright, как и всем прочим американским
производителям авиационной техники, был нанесен массированными сокращением
заказов, произошедшим в конце Второй мировой войны. К несчастью, у компании
Curtiss не оказалось проектов, которые можно было бы легко реализовать на
послевоенном гражданском рынке, и ни один из ее военных самолетов не вписался в
схемы послевоенного планирования. Соответственно, в 1946 г. компания
Curtiss-Wright была вынуждена закрыть все свои авиазаводы за исключением завода
в г. Коламбус (Columbus), шт. Огайо, находящегося в государственной
собственности и построенного военно-морским флотом для производства самолета
SB2C Helldiver. Все самолетостроительные подразделения компании Curtiss-Wright
были переведены в Коламбус, и предприятие доблестно пыталось вернуться в игру.
Вслед за фантастически успешной серией истребителей типа P-40 и пикирующего
бомбардировщика SB2C Helldiver авианосного базирования, в компании Curtiss
прошла долгая череда не имевших успеха проектов боевых самолетов. Примечательным
в этом перечне неудач были проекты ВВС США XP-46, P-60 и XP-62, и проекты ВМФ
XF14C, XBTC-2 и XBT2C-1, ни один из которых не достиг стадии серийного
производства. Казалось, что что-то сломалось в компании Curtiss, поток свежих
новых идей иссяк.
23 марта 1945 г. ВВС США объявили конкурс на создание всепогодного
истребителя-бомбардировщика. В общем плане он представлялся как наследник
ночного истребителя P-61 Black Widow компании Northrop, и первоначально
рассматривалась конструкция с поршневым двигателем. Тем не менее, было ясно, что
эра поршневых истребителей заканчивается, и в декабре 1945 г. требования были
изменены - предполагалось, что силовой установкой для
истребителя-бомбардировщика должны служить исключительно реактивные двигатели.
Предложения поступили от нескольких компаний - Bell, Consolidated-Vultee,
Douglas, Goodyear, Northrop и Curtiss-Wright.
Компания Curtiss-Wright ранее подала заявку в сухопутные силы на проект,
известный под внутрифирменным обозначением "Модель 29". Модель 29 на реактивной
тяге была специально сконструирована для атакующей роли, и произвела на армию
достаточно благоприятное впечатление - было заказано два испытательных образца,
обозначенных как XA-43. На роль ночного истребителя на реактивной тяге компания
Curtiss предложила самолет сходной конструкции, но приспособленный конкретно для
работы перехватчиком. Проекту было присвоено фирменное обозначение Модель 29А.
Армия заказала два испытательных образца под обозначением XP-87, и самолету было
присвоено имя Blackhawk (Черный ястреб).
ВВС США вначале благосклонно отнеслись к предложению компании Curtiss, хотя бы
по той причине, что завод Curtiss-Wright возможно пришлось бы закрывать, если
компания не выигрывает заказ. Чтобы освободить компанию Curtiss-Wright для
работы над проектом истребителя, проект XA-43 был отменен 21 ноября 1945 г., а
армейское финансирование и серийные номера были переведены на проект XP-87.
Самолет XP-87 был большой, цельнометаллический, со свободнонесущей конструкцией
с центральным расположением крыла, силовой установкой для которого служили
четыре турбореактивных двигателя Westinghouse XJ34-WE-7, попарно расположенных в
двух больших мотогондолах под крыльями. Горизонтальный хвостовой стабилизатор
был установлен посередине вертикального стабилизатора. Самолет был оборудован
трехопорным двухколесным шасси. Пилот и оператор РЛС сидели рядом в большой,
просторной кабине.
Первоначально предполагалось, что самолет будет вооружен двумя автоматическими
носовыми и хвостовыми турелями, на каждой из которых будут установлены спаренные
пулеметы калибра 0,50 дюйма. Дополнительно предполагалась установка ракет на
внутренней подвеске. Тем не менее, до окончания работ эти требования были
изменены на счетверенную 20-мм пушку, установленную в носовой турели. Разработка
носовой турели была передана субподрядчику - компании "Гленн Л. Матрин" (Glenn
L. Martin) из г. Балтимора. Турель должна была представлять собой подвижную
платформу, позволяющую произвольно изменять угол ведения огня. Мог быть
достигнут угол ведения огня в диапазоне от нуля до 90 градусов от средней линии.
Общая масса XP-87 составляла 49,000 фунтов, и это был один из самых тяжелых
самолетов, когда либо построенных компанией Curtiss - по весу его превосходили
только некоторые варианты серии двухмоторных военно-транспортных самолетов C-46
Commando.
В ближайшем послевоенном периоде у компании Curtiss-Wright было только две
военные разработки, способные конкурировать за заказы на серийное производство -
истребитель авианосного базирования XF15C-1 на смешанной тяге и двухместный
ночной истребитель XP-87. XF15C-1 проиграл послевоенный заказ ВМФ на серийное
производство самолету Ryan FR-1 Fireball. "Черный ястреб" оставался единственной
надеждой компании Curtiss-Wright.
В начале 1948 г. испытательный образец XP-87 (45-59600) был наконец готов. В
марте 1948 г. его вывезли на грузовике на сухое озеро Мюрок (Muroc Dry Lake) для
первого полета. Впервые он поднялся в воздух 5 марта 1948 г. Начальные
тактико-технические характеристики XP-87 (переименованного в XF-87 в июне 1948
г.) были многообещающими, хотя предел скорости оказался приблизительно на
двенадцать процентов ниже обещанного, и на высоких скоростях возникали
определенные проблемы с бафтингом. Заказ на 57 истребителей F-87A и 30 самолетов
фоторазведки RF-87A был размещен 10 июня 1948 г.
По причине того, что у XP-87 обнаружился некоторый дефицит мощности,
предполагалось производить серийные F-87A с двигателями General Electric
J47-GE-7 с тягой 6000 ст. фунтов. Был разработан план оснастить второй
испытательный образец XP-87 (46-522) двумя такими турбореактивными двигателями
J47 в качестве серийного прототипа. Он был переименован в XP-87A.
С получением контракта на F-87 казалось, что компания Curtiss-Wright начинает
наконец выходить из депрессивного послевоенного состояния. Тем не менее, ВВС США
заключили, что новый Northrop XP-89 Scorpion был потенциально гораздо более
привлекательным, и заказ на F-87A был отменен в полном объеме 10 октября 1948 г.
Работы над двухмоторным вариантом XF-87A были остановлены до завершения, и
машина пошла в металлолом.
Потеря контракта на F-87 оказала разрушительное действие на компанию
Curtiss-Wright. К этому времени свежие идеи закончились совсем, и компания
исчерпала себя. В отсутствии перспективы заказов от военных, и не имея ничего
отдаленно востребованного на гражданском рынке, компания Curtiss-Wright была
вынуждена полностью закрыть свое самолетостроительное подразделение. Все активы
самолетостроительного подразделения были вскоре проданы компании North American
Aviation, а государственный завод в г. Коламбус отошел обратно к ВМФ.
Завод в Коламбусе пару лет простаивал, но был повторно открыт компанией North
American Aviation в начале 50-х годов для производства F-86 Sabre.