Довольно высокие летные характеристики и начавшая падать (из-за принятия на вооружение «Фантома») цена «Крусейдера», привели к тому, что в 1962 г.
ВМС Франции выбрали F-8E в качестве замены устаревшему «Аквилону» (базировавшемуся на авианосцах «Клемансо» и «Фош»). Авиапромышленность Франции не смогла создать самолёт с требуемыми
характеристиками, поэтому военно-морской флот Франции был вынужден искать подходящую машину на стороне. Французский «Крусейдер» получил обозначение F-8E(FN). Первоначально планировалась
поставка 40 F-8E(FN) и шести двухместных TF-8E(NE). Позже заказ на TF-8E(NE) аннулировали в пользу увеличения числа одноместных истребителей.
Поскольку французские авианосцы были меньше по размерам, чем американские типа 27С, в конструкцию F-8 пришлось внести некоторые изменения. В
частности, для снижения посадочной скорости, угол подъёма крыла был увеличен. Предкрылки стали двухсекционными для увеличения кривизны крыла. Установили также систему управления пограничным
слоем, использовавшую сжатый воздух от компрессора двигателя и выбрасывавшую его через регулируемые жалюзи над закрылками. Давление воздуха автоматически увеличивалось при их отклонении. Кроме
того, увеличили угол отклонения закрылков и площадь хвостового стабилизатора.
Состав вооружения был сохранён таким же, как и на F-8E, однако вместо четырёх УР AIM-9B самолёт мог вооружаться двумя ракетами «Матра» R.530 с ИК ГСН
или полуактивной системой наведения. Поскольку французские изделия были несколько крупнее американских, то на фюзеляжных пилонах располагалось по одной такой ракете. Типовым был вариант из одной
УР с ИК ГСН и с тепловой системой наведения и одной радиолокационной. Для наведения ракет на цель французских ракет на самолёт установили РЛС AN/APQ-104 и модифицированную систему управления
оружием AN/AWG-4.
В качестве прототипа F-8E(FN) использовался F-8D (зав. №147036). Самолёт летал с 27 февраля до 11 апреля 1964 г., когда был разбит в результате
аварии. Для окончания цикла испытаний задействовали первый серийный F-8E(FN), поднявшийся в воздух 26 июня 1964 г., а уже 5 октября того же года первые F-8E(FN) прибыли в Сен-Назер. Первой
получила «Крусейдеры» эскадрилья 12F, а спустя полгода - вторая и последняя 14F.
К началу 90-х Франция оказалась последней страной, где еще находились на вооружении «Крусейдеры». Правда, их количество было весьма символическим,
поскольку в 1978 г. эскадрилья 14F была перевооружена штурмовиками «Супер Этандар», что сделало эскадрилью 12F единственной авиачастью французского ВМФ, оснащенной F-8. Несмотря на то, что F-8E(FN)
был иностранным самолётом, он пользовался огромной популярностью у французских лётчиков.
В течение всего срока эксплуатации F-8 во Франции его система вооружения подвергалась постоянному обновлению. Первоначально F-8E(FN) оснащался,
наряду с ракетами «Матра»В.530, еще и американскими «Сайду-индерами», но позже их арсенал дополнили мощные управляемые ракеты средней дальности ракет «Матра Супер»530, а с 1973 г. F-8E(FN)
получили новые ракеты R.550 «Мажик» с ИК ГСН, а с 1988 г. - «Мажик»2. Помимо этого в 1969 французские F-8E(FN) наряду с американским F-8E прошли модернизацию до стандарта F-8J. В частности,
французские самолеты получили новое крыло В 1979 г. на F-8E(FN) установили двигатели J57-P-20A с новой конструкцией форсажной камеры.
Французские F-8 не участвовали в боях, хотя им и довелось послужить в зонах военных конфликтов. В 1973 г., когда «Супер Этандары» нанесли удары по
территории Ливана в отместку за теракты против французских объектов в Бейруте, F-8E(FN) эскадрильи 12F обеспечивали их прикрытие. В 1987 г., во время ирано-иракской войны, авианосец «Клемансо» с
F-8E(FN) на борту прибыл в Персидский залив в составе международного соединения для защиты торговых судов от нападений иранских катеров. Несмотря на то, что F-8E(FN) осуществили несколько
успешных перехватов иранских самолетов, до применения оружия дело к счастью не дошло.
«Крусейдеры» прослужили в ВМФ Франции около 30 лет, но время брало свое и несмотря на почти постоянные доводочные работы, эти самолеты все меньше
отвечали предъявляемым требованиям, хотя их служба могла бы продолжаться ещё не один год, учитывая огромный запас запчастей на базах хранения в США. Первоначально планировалось, что в 1997 г.
F-8E(FN) уступит место на палубах авианосцев новейшему «Рафа-лю»М, однако доводка последнего затянулась и это потребовало продления срока службы оставшихся F-8E(FN).
Начавшаяся в 1992 г. программа модернизации 17 машин стоимостью около 600 млн. франков (около 100 млн. долл.) включала усиление планера, замену
гидравлических систем и электропроводки, перекомпоновку приборной панели и оснащение самолетов катапультными креслами класса «ноль-ноль» фирмы «Мартин Бэйкер». Кроме того, бортовая авионика
дополнилась инерциальной навигационной системой, аналогичной той, что установлена на «Мираже» F.1, радиолокационным высотомером, а на вершине киля появился датчик системы предупреждения об
облучения радарами противника CSF «Шерлок», разработанный фирмой «Томсон» (Thomson). Шедшая неспешно модернизация завершилась в 1995 г., а 4 декабря 1999-го над Ландвизо (где базировалась
эскадрилья 12F) состоялся последний полёт французского «Крусейдера» и в итоге F-8E(FN) оказались на базе хранения Дэвис-Монтан.
Но сначала состоялась торжественная церемония завершения эксплуатации F-8E(FN) в авиации флота Пятой Республики, на которой присутствовали почти все
французские лётчики, летавшие на F-8E(FN) и 180 американских пилотов, ветеранов войны во Вьетнаме, сохранивших об этом самолете самые тёплые воспоминания. Так завершилась более чем сорокалетняя
история «крестоносца». Немало F-8 находится в экспозициях различных авиамузеев, немало их осталось лежать и в джунглях Юго-Восточной Азии. «Крусейдер» так и не встал в один ряд с «Мустангом»,
«Сейбром» и «Фантомом», но для многих пилотов он на всю жизнь остался самым лучшим самолетом.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F-8FN |
Размах крыла, м |
10.72 |
Длина самолета, м |
16.61 |
Высота самолета, м |
4.80 |
Площадь крыла, м2 |
34.84 |
Масса , кг |
|
пустого самолета |
9036 |
нормальная взлетная |
13155 |
максимальная взлетная |
15500 |
Топливо, л |
5300 |
Тип двигателя |
1ТРДФ Pratt Whitney J57-P-20A. |
Максимальная тяга двигателя, кН |
|
форсированная |
1 х 80,07 |
нефорсированная |
1 х 47,56 |
Максимальная скорость, км/ч |
1976 |
Практический потолок, м |
16750 |
Максимальная дальность, км |
|
с ПТБ |
2800 |
без ПТБ |
1930 |
Боевая дальность, км |
|
с ПТБ |
2250 |
без ПТБ |
1640 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
четыре встроенные 20-мм пушки Colt-Browning Mk. 12 (4х84 патрона) Подвесная боевая нагрузка -2268 кг на четырех фюзеляжных узлах : 4 УР ближнего боя AIM-9A Sidewinder, 2 УР воздух-воздух Matra 550 Magic 2 УР воздух-земля AGM-12A и B Bullpup или AS.12 или 2 ПКР AS.39 Exocet Бомбы (12х 110 кг, 4х454 кг, 2х907 кг) или 8 127-мм НУР |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2004
|