Из первого удачного реактивного серийного истребителя страны в очень удачный
учебно-тренировочный самолет, затем из УТС в двухместный "временный" перехватчик
и затем опять в одноместный истребитель, и все это во временной промежуток 10
лет - причудливый путь Lockheed P-80 Shooting Star/T-33 Shooting Star (и T2V
SeaStar)/F-94 Starfire. Последняя стадия - одноместный
истребитель-бомбардировщик - это Lockheed F-94D, некоторые элементы которого
были испытаны на двух F-94B-5-LO (s/n 51-5500 и 51-5501), плюс был не достроен
почти готовый прототип YF-94D (s/n 51-13604).
Всего контракт января 1951го
подразумевал постройку 113 экземпляров F-94D. Внутрифирменное обозначение
модификации - Model 980-75-14, были присвоены серийные номера от 51-13604 до
13716. Начало 50х это время когда идет сложная и напряженная Корейская война, на
которой F-80 показал себя как приличный истребитель-бомбардировщик. F-94D должен
был заменить "восьмидесятого" в этой роли, но уже обладая повышенными летными и
боевыми качествами. Однако уже 15 октября этого же 51го года контракт был
отменен: приоритет был отдан перехватчику F-94C с выпуском которого у Локхид
выходила серьезная задержка - угроза от советских бомбардировщиков с атомным
оружием была серьезней корейской заварухи.
В чем был смысл делать одноместный самолет на базе двухместного F-94 если уже
был F-80? Во-первых производство "Шутинг Стара" к этому времени уже закончилось,
во-вторых от F-94C на D перешел гораздо более мощный чем родной J33
турбореактивный Pratt & Whitney J48, который есть лицензионная копия британского R-R RB.44 Tay. Помимо нового двигателя эта модификация получала на 50% большее
по площади крыло, которое к тому же было наверняка тоньше чем на F-80, у F-89C
во всяком случае было так. Стопроцентно оно было тоньше в относительных
величинах (с 10% до 6,7%) ведь размах крыла не изменился, а вся новая площадь
ушла в увеличение хорды. Такое крыло должно было улучшить взлетно-посадочные
качества самолета и увеличить скорость на малых высотах - до 1100 км/ч против
1030 у F-94С. В носовой части вместе с электроникой (РЛС AN/APW-11, автопилот,
радиостанция и ответчик "свой-чужой") размещались восемь стандартных для
американцев 12,7мм пулемета, под крылом могли быть подвешены две 454кг (1000lb)
бомбы и 16 неуправляемых ракет HVAR; общая нагрузка - 1814кг. Запас топлива был
существенно увеличен - один бак размещался на месте второго члена экипажа плюс
большие подвесные баки, всего до 7438 литров. Самая главная фишка - выдвижная
носовая штанга топливоприемника для заправки в воздухе прямо перед фонарем
пилота, она сделала бы F-94D одним из первых самолетов с таким приспособлением.
Еще должно было быть увеличено вертикальное оперение, а горизонтальное стало бы цельноповоротным - эти меры нужны были для улучшения управляемости на
трансзвуковых скоростях.
Как говорилось ниже две машины помогали обкатать некоторые элементы будущего
истребителя-бомбардировщика. Точнее даже один элемент - нос, длинный,
карикатурно выглядевший нос. На 51-5500 установили четыре 12.7 мм пулемета, на
51-5501 - шесть. Чем были заняты оставшиеся объемы носищ у этих экземпляров -
непонятно. Но одному из них нашли применение, позже. "Старфайр" s/n 51-5500 (по
иным источникам 51-5501) стал самолетом-носителем "Вулкана" - знаменитой
шестиствольной 20мм пушки фирмы General Electric с вращающимся блоком стволов,
тогда еще с индексом T-171, а не привычным M61. Как и когда это было - непонятно.
То ли в рамках программы Gun-Val, знакомой хотя бы из предыдущего рассказа о
F-89, тогда это где-то 1952 год и F-94 становится первым воздущным носителем
этого оружия. То ли это испытания "Вулкана" для Lockheed F-104 Starfighter,
начавшиеся или активизировавшиеся после катастрофы второго прототипа XF-104, а
это уже 1955 год. К сожалению неизвестно как проходили тесты и чем они
закончились. Вроде как были нарекания на ленточную подачу боеприпасов, после
чего появилась пушка M61A1 с безленточной подачей.
Мало того - неизвестен предполагаемый внешний вид F-94D, что уже совсем необычно
для американской авиаистории. Намек на экстерьер дает один из проектов под
индексом L-204, а именно L-204-2. В июле 1950го сделано три аванпроекта на тему:
"Какой еще "Старфайр" мы можем предложить заказчику". L-204-1 - это трешняковый
вариант с крылом и килем (!) изменяемой стреловидности, L-204-3 похож на
одноместный F-94C с гарготом, а вот L-204-2 - он и с увеличенным по площади
крылом, и с восемью пулеметами, и с измененным хвостовым оперением. Есть у него
и топливозаправочная штанга. Наверняка если это не сам F-94D то его
непосредственный, прямой предок, и истребитель-бомбардировщик должен выглядеть
как-то так.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
YF-94D |
Размах крыла, м |
13.00 |
Длина, м |
13.60 |
Высота, м |
4.50 |
Площадь крыла, м2 |
21.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5800 |
максимальная взлетная |
11000 |
Тип двигателя |
1 ТРД Pratt Whitney J48-P-5A |
Тяга нефорсированная, кгс |
1 х 3970 |
Максимальная скорость , км/ч |
1030 |
Крейсерская скорость , км/ч |
766 |
Практическая дальность, км |
2052 |
Боевая дальность, км |
1800 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
15800 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
восемь 12.7-мм
пулеметов M3 или
шестиствольная 20-мм пушка
T-171 (M61A1) |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|