Самолет Blackburn B-48, или YA.1, не слишком известен в около авиационных кругах, и если о нем и упоминают, то только в связи с его старшим братом, Firebrand. Действительно, B-48 во многом был похож на своего родича, отличаясь главным - отсутствием серьезных недостатков.
В январе 1944 года Командование морской авиации (Naval Air Staff) выдало новое техническое задание S.28/43 на "замену Firebrand". Конкурса никакого, само собой, не было, и создавать машину под S.28/43 предстояло все той же Blackburn.
К сожалению, спецификация была выдана слишком поздно, чтобы S.28/43 поучаствовал в войну, но тем не менее группа конструкторов Blackburn начала работы над новым скоростным торпедоносцем, получившим фирменный индекс B-48. SBAC присвоило машине индекс YA.1, а работники фирмы нарекли аппарат
Firecrest.
Адмиралтейство решило, что опытных машин должно быть не более двух, а о серийном производстве речь вообще пока не заходила.
Фирма-изготовитель, инженеры которой в поте лица сражались с недоработками на Firebrand, не рискнула кинуть лучшие силы на разработку "Файркреста". Но контракт есть контракт, и на головном предприятии в Бро началась сборка обоих прототипов. Работа шла медленно, и последствия не заставили себя долго ждать - летом 1946 года сборка одного из них была прекращена, а то, что было готово, через некоторое время отправилось на слом. Первый прототип решили не трогать, и к зиме 1946-1947 года он был готов, а первого апреля 1947 года совершил первый полет.
Первоапрельская шутка представляла сбой цельнометаллический низкоплан, по компоновке сходный со своим предшественником. Фюзеляж был полностью новым, изначально рассчитанным под установку восемнадцатицилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения Bristol Centaurus 59 с турбокомпрессором и конструктивно состоял из двух частей: передней, простиравшейся до задней кромки крыла, и задней, сделанной заодно с килем. Основу передней части фюзеляжа составляла могучая рама, к которой, собственно, и крепился двигатель. Движок был удачно закапотирован и вращал пятилопастной пропеллер Rotol.
За мотором располагался маслобак, за ним - главный фюзеляжный топливный бак, его емкость вкупе с баком под кабиной составляла всего 52 галлона. Но жертвы были не напрасны - пилот, сидящий под каплевидным фонарем, имел великолепный обзор во все стороны, в том числе, и это главное, вперед.
Зад имел монококовую конструкцию и был сделан заодно с килем. Собственно фюзеляж тут был практически аналогичен Firebrand, как и посадочный гак, а вот киль был новым, гораздо выше и шире.
Наибольшей переделке, по сравнению с Firebrand, подверглось крыло, размах которого серьезно уменьшили до 45 футов. Консоли имели угол установки девять градусов и для размещения на авианосцах складывались. Система складывания крыла на "Файркресте" не имела ничего общего с Firebrand, поскольку складывалось не поворотом назад, а шатром. Крыло состояло из пяти отъемных частей, и в сложенном состоянии при виде спереди напоминало греческую букву "дельта", внешние части консоли складывались внутрь, к фюзеляжу.
Что касается стрелкового вооружения, то оно на прототипе не устанавливалось (хотя место под него было выделено), на серийные "Файркресты" (неизвестно, правда, получило бы это название официальное "добро") предполагалось ставить по четыре двадцатимиллиметровые пушки Hispano Mk 5. Единственным оружием, которое можно было подвесить на прототип, была 1,870 фунтовая торпеда Mk XV или MkXVII, но, судя по всему, с ней машина никогда не летала. Кроме того, отдельные участки крыла были усилены, что делало возможным установку узлов подвески для пары топливных баков, бомб и неуправляемых ракет.
Испытания "Файркреста" представляли чисто академический интерес - пускать в серию самолет с поршневым двигателем никто не собирался. Ставшая ненужной машина участвовала на различных авиашоу, но кроме восторженных воплей посетителей этих мероприятий ничего не получала. В конце концов самолет потребовал ремонта, который сочли бессмысленным, и RT651 в начале пятидесятых отправился на свалку.
Если не уделять особого внимания тушению пожара, он разгорается вновь, и летом 1948 года на "пепелище" Blackburn появилось новое "пламя". Этим "пламенем" стал ...еще один "Файркрест"!
История, предшествующая чудесному появлению нового самолета, темна. Аппарат с регистрационным номером VF172 проходил по особому контракту, целью которого было, по-всей видимости, исследование элеронов с обратимым бустерным управлением. Внешние отличия новой машины от предшественника заключались в изменении угла установки консоли с девяти до трех градусов, что было необходимо для установки элеронов с гидроусилителями.
Второй, а по сути третий, YA.1 в самом начале февраля 1949 года отправился в Королевский авиационный НИИ, где был всесторонне испытан, а в начале пятидесятых самолет списали.
"Файркрест" мог вполне стать "английским ответом" Skyraider. Единственное, в чем он уступал "американцу" - в дальности полета, зато превосходил его в скорости и в маневренности при эквивалентной бомбовой нагрузке.