Уголок неба ¦ Hawker Hunter FGA

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   Hunter FGA
       
Разработчик: Hawker
Страна: Великобритания
Первый полет: 1959
Тип: Ударный истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В варианте "чистого" перехватчика "Хантер" в целом большого успеха не имел, а к началу 1960-х гг. его летные данные уже просто не позволяли бороться с современными бомбардировщиками. Но машина сохраняла потенциал в качестве самолета непосредственной поддержки войск, истребителя-бомбардировщика и штурмовика. В марте 1958 г. Королевские ВВС провели на Ближнем Востоке, в протекторате Аден, сравнительные испытания, выбирая замену для истребителя-бомбардировщика "Веном", который, как выяснилось, имел недопустимо низкий ресурс при действиях на малых высотах. Соперничали "Хантер" и Фолланд "Нэт". Многие военные склонялись к мнению, что такая машина должна быть простой и дешевой, и прочили в кандидаты на замену "Веному" самолеты "Джет Провост" (доработанный из учебно-тренировочного) или "Нэт".

Испытания вылились в острую борьбу между "Хантером" и "Нэтом", из которой детище Кэмма вышло победителем. "Хантер" мог нести гораздо более высокую боевую нагрузку на большее расстояние, он также оказался гораздо лучше приспособлен к эксплуатации в жарком климате. В отличие от истребителя "Хоукер", прибывшего к месту испытаний своим ходом, "Нэт" доставили на военно-транспортном самолете. При отказе одной из двух пушек штурмовик фирмы "Фолланд" начинало уводить с боевого курса отдачей, а на грунтовой полосе его низко расположенный тормозной парашют набирал в себя гравий. При всей своей уникальности и выдающихся для столь крохотной машины летно-технических характеристиках, "Нэт" выглядел на фоне "Хантера" весьма невзрачно.

По результатам испытаний британские ВВС выдали фирме "Хоукер" заказ на создание специализированной ударной модификации "Хантера", FGA.9. Машина отличалась от предыдущих новым усиленным крылом так называемого "типа 228" с четырьмя пилонами: на этих пилонах можно было нести топливные баки емкостью по 455 л или 1045 л, бомбы или баки с напалмом. Предусматривалась также подвеска неуправляемых ракет. В кислородную систему включили третий баллон, чтобы запас кислорода соответствовал увеличившейся дальности полета. На FGA.9 также ввели весовую компенсацию рулей высоты, тормозной парашют и более мощный кондиционер, рассчитанный на работу в тропиках. Конструкцию планера местами усилили, чтобы увеличить ресурс при действиях на малых высотах. Машина должна была комплектоваться ТРД "Эйвон" 207. Кое-какое оборудование, сочтенное лишним для штурмовика, сняли, в частности, систему TACAN.

В том же 1958 г. британские ВВС предложили "Хоукер" переделать 100 истребителей F.6 в тип FGA.9. Первый такой самолет поднялся в воздух 3 июля 1959 г. В общей сложности переделали 126 машин, которыми вооружили семь эскадрилий. Они были несколько тяжелее перехватчиков F.6 и за счет обилия наружных подвесок обладали большим аэродинамическим сопротивлением. Однако летные данные при этом ухудшились незначительно. Максимальная скорость у земли составляла примерно 0,92 М, а при подвеске четырех баков - 0,88 М.

Основным вооружением FGA.9, помимо пушек, были неуправляемые ракеты. Ранние серии несли пусковые балки для устаревших 76-мм НУР, а затем стандартными стали блоки SNEB с ракетами калибра 68 мм, выпускавшиеся французской фирмой "Матра".

Теоретически "Хантер" на ближних к фюзеляжу пилонах мог нести бомбы калибром до 454 кг, но прицел для бомбометания на самолете отсутствовал. Поэтому в британских ВВС бомбометание с них не предусматривалось. После того как швейцарцы приспособили свои машины в качестве бомбардировщиков, на аэродроме Боскомб-Даун были проведены аналогичные работы. Оказалось, что бомбить с "Хантера" можно. Но соответствующее оборудование устанавливалось только на экспортных самолетах.

После принятия на вооружение в Англии американской ракеты класса "воздух - воздух" AIM-9 "Сайдуиндер", "прогрессисты" в руководстве Королевских ВВС стали ратовать за то, чтобы оснастить британские FGA.9 двумя такими ракетами для самообороны. Но решение об этом так и не было принято, поскольку вскоре планировалось вообще снять "Хантер" с вооружения, а цена переоборудования самолетов еще не была просчитана.

В целом подобной FGA.9 была фоторазведывательная модель "Хантера", FR.10, в носовом обтекателе которой вместо радиодальномера устанавливались три фотоаппарата. На этой модификации ракетное вооружение не предусматривалось. Несколько изменилось приборное оборудование, а под полом кабины пилота появилась бронеплита, выполнявшая также функции балласта. В 1960 г. 43 самолета модификации F.6 были переделаны в разведчики; их направили в две эскадрильи, базировавшиеся в Западной Германии.

Для британского флота в 1960-1962 гг. переделали 40 истребителей F.4 в учебные машины GA.11. С них полностью сняли пушечное вооружение. Первые 24 самолета имели по два подкрыльных пилона, а последующие 16 с крылом "типа 228" - четыре. На них же разместили ракетное вооружение. Блоки НУР морского образца - под 50-мм ракеты. Радиодальномер сняли, радиооборудование привели к флотскому стандарту. Под задней частью фюзеляжа смонтировали посадочный гак. Эти машины предназначались для выполнения широкого круга задач: имитации посадки на авианосец и тренировки в стрельбе НУР. Они использовались также в роли условного противника на маневрах флота и применялись для калибровки корабельных РЛС. Еще несколько "хантеров" превратили подобным образом в разведчики PR. 11 А, носовую часть фюзеляжа которых выполнили по типу модификации FR 10.

 

В 1960-х гг. ранние модификации "хантеров" начали постепенно снимать с вооружения британских ВВС и предлагать различным странам. Часть из них была подвергнута модернизации по образцу FGA.9 с различными изменениями в оборудовании, затребованными заказчиками. Для этой цели "Хоукер" скупила и некоторое количество машин бельгийского и голландского производства.

15 истребителей F.6 еще в конце 1950-х гг. поставили в Ирак, дюжину - в Иорданию, шесть - в Ливан. Четыре такие же машины в 1966 г. отправили в Саудовскую Аравию. Экспортные варианты FGA.9, как правило, оснащались двигателями "Эйвон" 207, усиленным крылом "типа 228". Приборное и радиооборудование могло быть чисто английским либо английским и американским в разных сочетаниях. В то время как самолеты английских ВВС несли французские блоки НУР "Матра", на экспортных моделях зачастую предусматривали подвеску 80-мм английских ракет Испано SURA. Такими были, например, FGA.57 для Кувейта, FGA.76 для эмирата Абу-Даби и РСА.73А для Иордании. В 1970 г. стоимость прошедшего модернизацию самолета модификации FGA.9 составляла примерно 500 000 фунтов стерлингов.

Самолеты на базе FGA.9 поставлялись из Англии в Абу-Даби (семь FGA.76), Иорданию (два FGA.73, семь FGA.73A и 12 FGA.73B), Кению (четыре FGA.80), Кувейт (четыре FGA.57), Катар (три FGA.78) и Чили (28 FGA.71). Крупнейшим заказчиком стал Ирак, который получил 24 FGA.59, 18 FGA.59A и четыре разведчика FGA.59B. На втором месте стоит Сингапур, приобретший в конце 1960-х гг. 12 FGA.74, четыре FGA.74A и 22 FGA.74B. Параллельно с истребителями на экспорт шли и разведывательные варианты "Хантера". В Абу-Даби продали три FR.76A, а в Чили - шесть FR.71A.

Британское правительство отправляло в различные страны и обычные побывавшие в употреблении FGA.9. В 1963 г. дюжину таких машин передали Южной Родезии, в середине 1960-х гг. восемь самолетов - Иордании. Примерно десять лет спустя 31 FGA.9 в качестве военной помощи направили в султанат Оман. В 1982 г., когда между Великобританией и Аргентиной разгорелся конфликт из-за Фолклендских островов, англичане добились от Чили разрешения разместить свои самолеты-разведчики на аэродромах этой страны, поставив за это в качестве арендной платы партию авиационной техники. В нее вошли и 12 "хантеров" FGA.9. Первые четыре из них отправили из Англии на грузовом самолете Боинг 747 24 апреля. За ними последовали еще две такие же партии.

Как самолет для атаки наземных целей и истребитель воздушного боя "хантер" участвовал во многих локальных конфликтах. В июне 1961 г. Ирак предъявил территориальные претензии к Кувейту. Правительство последнего обратилось за военной помощью к Великобритании. В июле в Кувейт перебросили подразделения коммандос, морской пехоты и две эскадрильи - 8-ю и 208-ю, обе - на FGA.9. За ними последовали батальон парашютистов и бомбардировщики "Канберра". В море замаячили силуэты авианосцев "Булварк" и "Викториес". Иракский президент Касем не решился отдать приказ своим войскам перейти границу.

С сентября 1962 г. две эскадрильи "хантеров", ранее находившиеся в Кувейте, разместили на аэродроме Хормаксар в протекторате Аден (ныне Южный Йемен). Эти самолеты периодически привлекались к действиям против непокорных горных племен на западе этой страны. С них на мятежные деревни сбрасывали то листовки, то бомбы. В сентябре того же года обрел независимость Северный Йемен. Это привело к активизации повстанцев в Адене. Восставшие племена начали нападать на караваны в районе Радфана. Партизаны получали помощь с севера. "Хантеры" в ответ приступили к регулярному патрулированию пограничной зоны.

С января 1964 г. в этом регионе уже шла настоящая война. Англичане широко применяли в ней авиацию. В частности, против партизан действовали три эскадрильи "хантеров". Обычно цель, указанная британским или арабским наземным разведчиком, снималась самолетом-фоторазведчиком FR.10, затем следовал сброс листовок, чтобы предупредить о налете местное население и избежать лишних жертв, и наконец, "хантеры" из состава 8-й и 43-й эскадрилий обрабатывали выбранное место пушечным огнем и ракетами. Результаты атаки, опять же, контролировались фоторазведчиком. Зачастую группы идущих на малой высоте самолетов встречал огонь легкого стрелкового оружия. Несколько машин пали его жертвой. Основной причиной являлись прострелы агрегатов гидросистемы, после чего самолет терял смесь и был вынужден немедленно совершать аварийную посадку. Боевая работа отличалась высокой интенсивностью - в самые "горячие" дни каждый летчик эскадрильи, находившейся на боевом дежурстве, совершал до восьми вылетов в сутки.

"Хантеры" размещались на хорошо оборудованной базе Хормаксар в северном пригороде Адена, а также на полевых площадках Шабва, Атак, Лоунтри, Саик и Хазам, использовавшихся в качестве аэродромов подскока. Полеты с последних значительно затрудняли плохое состояние взлетно-посадочных полос и полное отсутствие радиоприводного оборудования, из-за чего аэродромы приходилось искать визуально.

Англичан весьма раздражала поддержка повстанцев со стороны Йемена и Египта. 28 марта 1964 г. восьмерка "хантеров" бомбами и ракетами разрушила небольшой форт Гариб на йеменской территории. Этой акцией и ограничились. У йеменцев появились МиГ-17 с египетскими пилотами, которые начали патрулировать границу со своей стороны.

Англичанам удалось достичь некоторых успехов в войне с партизанами. 10 июня 1964 г. их войска взяли главную базу повстанцев - деревню Джебель-Хурья. В ходе операции "Наткрекер" только одни "хантеры" совершили 642 боевых вылета. Но это не принесло решающего успеха - война продолжалась.

Летом 1966 г. истребители МиГ-17 ВВС Египта в свою очередь совершили налет на дворец местного султана в городе Беихан - к северу от г. Адена на границе с Саудовской Аравией. Эскадрильям "хантеров" было предписано организовать боевое патрулирование над этим районом с тем, чтобы не допустить повторения актов агрессии со стороны Египта. В Беихане имелась импровизированная грунтовая взлетно-посадочная полоса длиной около 1400 м, располагавшаяся к тому же на высоте 1220 м над уровнем моря, так что использовать ее в жаркий сезон для базирования "хантеров" было невозможно. За кратчайшее время военные инженеры удлинили полосу примерно на 300 м, в результате чего самолеты из 8-й и 43-й эскадрилий смогли организовать патрульные полеты на данном участке границы. Налеты египтян на Беихан более не повторялись.

Военные операции в протекторате шли до осени 1967 г., после чего англичане вывели свои войска из Адена. После эвакуации 8-я эскадрилья была переброшена в Бахрейн, а 43-я - расформирована.

В 1962 - 1964 гг. английские "хантеры" принимали участие в операциях против партизан на острове Борнео. В богатых нефтью протекторатах Бруней и Саравак (последний ныне входит в состав Малайзии) начали действовать повстанцы, поддерживаемые соседней Индонезией. Против них направили английские, австралийские и новозеландские войска. 20-ю эскадрилью, вооруженную FGA.9, передислоцировали из Сингапура на о. Лабуан, откуда она стала совершать налеты на занятые партизанами деревни в джунглях. Эксплуатация самолетов затруднялась жарой и высокой влажностью, частыми проливными дождями. Точные карты местности отсутствовали. Тем не менее к 1963 г. лагеря повстанцев на Северном Борнео были практически разгромлены, но с баз на индонезийской территории партизаны продолжали совершать рейды через слабо охранявшуюся границу.

Между Великобританией и Индонезией фактически началась необъявленная война. В воздухе появились индонезийские самолеты. В августе 1963 г. группы солдат индонезийской армии высадились с моря в трех пунктах на побережье Малайи. Вслед за этим транспортные самолеты С-130 сбросили парашютистов в центральной части штата Джохор. К октябрю индонезийцы высадили до 40 небольших групп. "Хантеры" были привлечены к поддержке войск, действовавших против них. Они совершили 14 боевых вылетов. В свою очередь, индонезийская авиация атаковала ряд военных объектов в Малайе. С середины 1964 г. вместе с партизанами на Борнео сражались регулярные подразделения армии Индонезии, включая артиллерию. Их снабжали с воздуха, сбрасывая грузы на парашютах. Английским летчикам поставили задачу пресечь полеты авиации противника. Но в ходе патрулирования ни одной индонезийской машины они не сбили. Перехват МиГ-17 "хантерам" не удавался. Лишь в одном случае английский истребитель встретился с ним, однако индонезийский пилот включил форсаж и ушел за линию границы, которую англичанам пересекать запрещалось. Даже старые поршневые Р-51 и В-25 довольно успешно применялись индонезийцами по ночам на Борнео. Особенно опасалось британское командование возможного удара бомбардировщиков Ту-16, поставленных Индонезии Советским Союзом, по Сингапуру. Для его защиты из Англии доставили зенитные орудия и ракеты "Бладхаунд".

Но дальнейшего развития конфронтации не произошло. В сентябре 1965 г. президента Сукарно свергли, новое правительство Индонезии прекратило военные операции. В августе 1966 г. был подписан договор с Малайзией, окончательно завершивший конфликт.

В феврале - марте 1971 г. 208-я эскадрилья ВВС Великобритании, ранее принимавшая участие в боевых действиях в Адене, а затем перебазировавшаяся в Бахрейн и летавшая на FGA.9, нанесла "визит вежливости" в Пакистан. На аэродроме Пешавар в течение двух недель английские и пакистанские пилоты проводили совместные полеты. У пакистанцев были на вооружении "сэйбры" канадской сборки и китайские самолеты J-6 - копии советского истребителя МиГ-19.

В условиях учебных боев принимающая сторона выторговала себе довольно значительное тактическое преимущество: в основном, в первые дни проводились бои четырех "сэйбров" против двух "хантеров", причем "сэйбры" заходили сзади-сверху. Несколько более маневренные на горизонталях, действовавшие в условиях численного превосходства "сэйбры", которыми управляли хорошо подготовленные летчики во главе с командующим пакистанскими ВВС М. Миддлтоном, кстати, англичанином по происхождению, продемонстрировали свое преимущество, одержав около десятка условных побед. Зато летчик Дин из 208-й эскадрильи, применив резкое торможение путем одновременного выпуска закрылков и тормозного щитка, в одном из учебных боев пропустил вперед "Сэйбр" Миддлтона и "сбил" его. Это была единственная победа "Хантера" над "Сэйбром" в ходе этих интереснейших маневров.

Правда, в учебных боях с J-6 английские машины полностью себя реабилитировали. Поскольку зона маневрирования находилась на большом удалении от аэродрома, пакистанцы предпочитали не пользоваться форсажем в целях экономии топлива. Это полностью сводило на нет преимущество их машин в скорости. Несмотря на высокую скорость входа в вираж, J-6 имел большой радиус разворота, а посему довольно легко становился жертвой "Хантера" в бою на горизонталях со скоростями, приближающимися к звуковым.

Последние две эскадрильи британских ВВС, вооруженные FGA.9, расформировали в июне 1976 г.

Иорданские "хантеры" впервые вступили в бой 11 ноября 1966 г. Израильские войска, поддержанные с воздуха шестью "миражами", атаковали приграничную деревню Саму, где располагался лагерь палестинских партизан. В ответ иорданцы подняли четверку "хантеров". В последовавшем бою израильтянами был сбит истребитель лейтенанта Салти. Летчик катапультировался, но высоты не хватило, чтобы парашют полностью раскрылся. Иорданцы якобы тоже повредили один "мираж", но израильская сторона этого не подтверждает.

В 1967 г. иорданские ВВС имели 18 "хантеров". В самом начале "шестидневной войны", утром 5 июня, 16 из них атаковали израильские аэродромы Натания и Кфар-Сиркин. В ответ израильтяне отбомбились по Мафраку, где базировались иорданские "хантеры". В ходе этого налета Израиль потерял один самолет, иорданцы - 17. Последний "Хантер" тоже получил повреждения. По приказу иорданского короля "безлошадных" летчиков вывезли в Ирак, где они стали летать на таких же машинах иракских ВВС. В 1967 - 1971 гг. Иордании поставили новую партию самолетов, а позднее несколько машин перекупили у Абу-Даби. Они служили в иорданских ВВС до 1975 г.

Иракские самолеты периодически применяли против курдских повстанцев. Во время "шестидневной войны" израильская авиация сразу атаковала аэродром Хаббания и уничтожила там пять "хантеров". В последующие дни уцелевшие истребители использовали для патрулирования приграничных районов. Иорданцы, прикрывая аэродром Н-3, по непроверенным данным, сбили на "хантерах" один "Мираж", два "мистэра" и "Вотур". В свою очередь, израильтяне уничтожили один "Хантер". Во время следующей войны с Израилем, в октябре 1973 г., "хантеры" FGA.59 привлекали к сопровождению Су-7, несших бомбы. Имели место несколько воздушных боев с израильскими "скайхоками" и "супер мистэрами". По иракским данным, было сбито 12 самолетов противника, пять "хантеров" уничтожили израильские истребители, два - зенитчики. Около 30 машин этого типа дожило до начала ирано-иракской войны в 1980 г. Якобы они даже использовали против иранских войск выливные приборы, заправленные растворами отравляющих веществ.

К моменту начала операции "Буря в пустыне" в 1991 г. иракские "хантеры" уже не представляли собой реальной боевой ценности и по большей части применялись в учебных целях, в качестве пособий для наземного обслуживающего персонала. Большинство из них, скорее всего, находилось уже в нелетном состоянии. В ходе ударов противника по иракским аэродромам они сыграли роль мишеней для ракет и бомб и были практически полностью уничтожены.

В июле 1991 г. последняя индийская эскадрилья, "Бэннерз" (имевшая около 20 одноместных FGA.56 и около 20 учебно-тренировочных двухместных Т.66), начала переходить на самолеты МиГ-27 индийской постройки. Но не все "хантеры" сняли с вооружения. Пять одноместных и один двухместный самолет переделали в буксировщики мишеней. Они базируются в настоящее время на аэродроме Калайкунда в Западной Бенгалии. Это - последнее в мире активно летающее подразделение "хантеров".

Поставки в Чили осуществлялись в 1966 - 1969 гг. Английскими истребителями вооружили две эскадрильи, стоявшие в Антофагасте. В сентябре 1973 г., в ходе военного переворота, "хантеры" нанесли несколько ракетно-пушечных ударов по дворцу Ла Монеда в центре Сантьяго - оплоту президента С. Альенде. В 1974 г. правительство Великобритании объявило эмбарго на продажу оружия в эту страну. Отсутствие запасных частей сразу резко снизило боеспособность самолетов. Новые поставки в 1982 г. позволили восстановить по крайней мере одну эскадрилью. С 1983 г. местные фирмы вели модернизацию оборудования самолетов, установив РЛС предупреждения об атаке сзади и блоки отстрела тепловых ловушек. Однако уже порядком изношенные FGA.9, по-видимому, прожили недолго.

Ливанские "хантеры" в боевой обстановке впервые использовали в "шестидневной войне". 6 июня 1967 г. израильским зенитчикам удалось сбить один из двух самолетов, проводивших разведку над Галилеей.

ВВС Ливана пытались противостоять израильтянам и в ходе войны в 1973 г. Естественно, в ход пошли "хантеры", тогда основные истребители ливанских военно-воздушных сил (по местным меркам, их было много - десять). Но ливанские летчики имели катастрофически низкий уровень подготовки, и боевая авиация этой многострадальной страны в течение нескольких дней практически перестала существовать. Основными противниками "хантеров" в этом конфликте выступали превосходившие устаревшие британские истребители по большинству параметров сверхзвуковые израильские "миражи" IIICJ. На борту одного из них, запечатленном на известном фото конца 1973 г., имелось восемь отметок о победах над ливанскими самолетами.

В конце 1975 г. Ливану удалось приобрести шесть "хантеров" FGA.70 и три двухместных самолета, переделанных из машин различных модификаций. Они участвовали в боях правительственных войск с милицией друзов в 1983 г. Аэродрома у них не было, взлетали с широкого шоссе в 30 км от Бейрута. 16 сентября того же года эти самолеты атаковали позиции противника в горах Чоуф. Один "Хантер" был сбит огнем 23-мм зенитной пушки, пилот катапультировался и приводнился в море. Оттуда его выловил вертолет с американского авианосца. Еще один самолет получил повреждения. Два "хантера" не вернулись в Ливан, а сели на аэродроме Акротири на Кипре. Другой известный боевой вылет ливанских пилотов имел место 14 февраля 1984 г. Две машины совершили четыре налета на подразделения друзов, продвигавшиеся к южной части Бейрута.

С 1962 г. начались волнения в султанате Оман, в южной части Аравийского полуострова. Мятежники располагали базами в практически не контролировавшемся правительством горном районе Дофар. К началу 1970-х гг. под контролем султана Кабуса оставалась уже сравнительно небольшая часть территории. Он запросил помощь у других стран. В Оман прибыли иранские солдаты. Из Кувейта, Иордании и Великобритании доставили несколько десятков "хантеров" разных модификаций. Из них сформировали эскадрилью. Летный и технический состав частично предоставили британские ВВС, частично наняли за рубежом. На самолетах летали англичане, новозеландцы и иорданцы. Бомбы прислали из Пакистана, ракеты и снаряды - из Англии.

Войска Народного фронта освобождения Омана к этому времени уже не были сборищем бедуинов, вооруженных древними винтовками. С помощью Южного Йемена они превратились в довольно прилично обученные части, получившие советское оружие, располагали артиллерией и бронетехникой. Когда "хантеры" в октябре 1975 г. вступили в бой, их встретил огонь не только крупнокалиберных пулеметов, но и самоходных счетверенных установок "Шилка" и ракеты "Стрела". Опасаясь последних, пилоты шли к цели на высоте не ниже 4500 м. Бомбили с пикирования, убирая обороты до предела, чтобы уменьшить инфракрасное излучение, на которое ориентировалась головка наведения "Стрелы". Затем следовал быстрый набор высоты по крутой спирали с большими перегрузками.

Тем не менее среди самолетов и вертолетов правительственной авиации, сбитых повстанцами, оказались и "хантеры". Одна машина получила "Стрелу" прямо в сопло. Ракета разорвалась в жаровой трубе. Пилот дотянул до ближайшего аэродрома Салала, но разбился на посадке. Другой "Хантер" поразило 57-мм снарядом, он благополучно сел, но был потом списан из-за безнадежности ремонта. Третий самолет, выполняя второй заход на цель для обстрела ее ракетами, "схлопотал", видимо, от "Шилки" сразу два мелкокалиберных снаряда в козырек фонаря пилотской кабины. Бронестекло не выдержало. Четвертый потерянный "Хантер" во время разведывательного полета обстреляли в горах из пулемета КПВ. Пули вывели из строя управление двигателем, пилот катапультировался над морем и был спасен вертолетчиками.

Боевые действия шли до декабря 1975 г., когда султану удалось вытеснить повстанцев за границы страны. "Хантеры" состояли на вооружении в Омане до 1988 г.

Повоевали эти машины и в Африке. В 1963 г. в ВВС британской колонии Родезия сформировали 1-ю эскадрилью, получившую 12 самолетов типа FGA.9. В 1965 г. правительство Южной Родезии заявило о своей независимости, но власть оставалась в руках белого меньшинства. С конца 1972 г. в стране начали действовать партизанские отряды различной политической ориентации. Они имели базы в соседних странах - Мозамбике, Танзании, Ботсване и Замбии. Против партизан выступила правительственная армия, имевшая также и авиацию.

"Хантеры" служили как разведчики, бомбардировщики и штурмовики. Уже на месте самолеты приспособили для несения новых типов боеприпасов, предназначенных для применения в джунглях. Среди них были бомбы "Гольф" с длинными (почти метр) штырями ударников, взрывавшиеся над землей. Позднее родезийские ВВС стали использовать кассетные бомбы, наполненные тысячами стрел с пластиковым оперением. Их сбрасывали по ночам над лагерями повстанцев.

На территории самой Родезии партизаны обычно отбивались от авиации огнем стрелкового оружия, изредка применяя зенитные пулеметы ДШК и КПВ. Лагеря за границей, которые "хантеры" тоже периодически бомбили, оборонялись серьезнее - 20-мм и 23-мм зенитными пушками, а с 1975 г. - и ПЗРК "Стрела". В этом случае самолеты шли двумя волнами. Первая подходила на высоте около 6000 м и с пикирования сбрасывала бомбы "Гольф". Вторая волна включала бомбардировщики "Канберра", которые с бреющего полета высыпали из кассет большое количество мелких осколочных бомб. При налетах на Замбию "хантеры" обеспечивали прикрытие "канберр", поскольку опасались столкновения с замбийскими МиГ-19.

За семь лет войны партизанам удалось сбить два "хантера": один - огнем стрелкового оружия, второй - из 30-мм пушки. В декабре 1979 г. враждующие стороны заключили перемирие, в феврале следующего года прошли выборы, принесшие победу одному из лидеров партизан - Р. Мугабе. Страну переименовали в Зимбабве. ВВС нового государства пополнились пятью "хантерами", подаренными Кенией.

Но после победы лидеры повстанцев перессорились, и в стране опять стали действовать партизаны. "Хантеры" вновь начали их бомбить и обстреливать. 25 июля 1982 г. партизаны атаковали авиабазу Торнхилл, где стояли самолеты. Несколько машин было уничтожено. Формально "хантеры" состоят на вооружении в Зимбабве и по сей день, но ни один из них уже не может подняться в воздух.

В качестве штурмовика и самолета непосредственной поддержки наземных войск "Хантер" FGA.9 был неплох лишь для использования в конфликтах малой интенсивности по следующим причинам. Скудная номенклатура подвесного вооружения позволяла ему успешно атаковать лишь слабозащищенные и открыто расположенные цели. При отсутствии бомбового прицела "Хантер" не мог применять свободнопадающие бомбы с приемлемой точностью с больших высот, в то время как на малых высотах самолет зачастую оказывался легкой добычей для наземных ствольных средств ПВО из-за своих больших размеров и полного отсутствия бронирования, а также слабости конструктивной защиты жизненно важных агрегатов и систем. Известен случай полного вывода из строя гидросистемы самолета из-за единственного пулевого прострела, что вынудило летчика идти на немедленную аварийную посадку на брюхо и привело к потере машины. Боевой потенциал самолета снижался из-за необходимости постоянно занимать два из четырех пилонов подвесными топливными баками. В серьезных конфликтах, как, например, в индо-пакистанской войне, "хантеры" несли значительные потери. Следует также отметить неважное качество и устарелость большинства приборов и кабинного оборудования, что создавало у летчиков проблемы при полетах ночью и в плохих метеоусловиях, а также недостаток управляемости в канале тангажа и плохой обзор назад из-за упорного и малообъяснимого нежелания британских конструкторов отказаться от гаргрота.

В то же время неприхотливость к условиям базирования, простота конструкции и высокая ремонтопригодность, приспособленность к эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорья делали "Хантер" идеальным средством демонстрации военного присутствия Британии в доминионах и, кроме того, неплохим экспортным товаром для ВВС небогатых стран. Возможность вести оборонительный воздушный бой с дозвуковыми и даже со сверхзвуковыми истребителями также была сильной стороной самолета. Применение его в качестве истребителя во всепогодных наступательных операциях было ограничено из-за отсутствия радиолокатора.

Популярность "Хантера" в мире объясняется его дешевизной, простотой, мощью пушечного вооружения и неприхотливостью. Это был в целом неплохой истребитель мирного времени, достаточно универсальный и прощавший ошибки пилотирования, к тому же нечувствительный к низкому качеству техобслуживания, свойственному ВВС многих стран, где он находился на вооружении.

Техническое описание.

Цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом, одним ТРД и убирающимся шасси с передним колесом.

Крыло двухлонжеронное. Центральная часть с воздухозаборниками выполнена интегрально с фюзеляжем, консоли отъемные. Угол стреловидности 40° по линии четвертей хорд. Удлинение крыла - 3,3; относительная толщина профиля 8,5%. Корневые участки, примыкающие к фюзеляжу, утолщены для размещения воздухозаборников двигателя. На задней кромке крыла навешены элероны с внутренней аэродинамической компенсацией, снабженные гидроусилителями. Посадочные закрылки щелевые, с гидравлическим управлением.

Фюзеляж - типа полумонокок, выполнен в основном из алюминиевых сплавов. Состоит из носовой части (с кабиной пилота, вооружением, оборудованием и передней стойкой шасси), центральной, составляющей одно целое с центропланом крыла, и отъемной хвостовой, выполненной заодно с килем. В носовой секции радиопрозрачный носовой обтекатель изготовлен из пластмассы. Кабина летчика герметическая, вентиляционного типа. Основная часть фонаря сдвигается назад. Сиденье катапультируемое, фирмы "Мартин-Бэйкер". Центральная часть фюзеляжа содержит раму крепления ТРД. В хвостовой секции жаровая труба и реактивное сопло двигателя съемные. На нижней поверхности хвостовой части имеется щиток аэродинамического тормоза с гидравлическим приводом. В убранном положении он немного выступает из обводов фюзеляжа.

Оперение - стреловидное. Руль направления с весовой компенсацией, снабжен триммером. Рули высоты и элероны оснащены гидроусилителями. Возможно также ручное управление (кнопка переключения режимов находится у пилота). При этом тот же ход ручки соответствует двум третям перемещения рулей на режиме использования гидравлики. Стабилизатор управляемый, с электроприводом. На больших скоростях полета руль высоты и стабилизатор работают совместно, повышая маневренность самолета.

Шасси - убирающееся, с жидкостной амортизацией. Амортизационные стойки рассчитаны на вертикальную скорость снижения до 4,3 м/с. Передняя стойка - поворотная. Главные стойки убираются в корневые части крыла по направлению к оси самолета, передняя стойка - в фюзеляж перед кабиной, с поворотом вперед. Привод уборки и выпуска шасси - гидравлический; имеется аварийная пневматическая система. Колеса - тормозные. Давление в пневматиках 13,4 кг/см2.

Силовая установка состоит из одного ТРД Роллс-Ройс "Эйвон" или "Сапфир". Двигатель расположен в центральной части фюзеляжа, воздухозаборники - в корневых частях крыла. Топливные баки размещены в крыле и в фюзеляже между кабиной и двигателем. Емкость внутренних баков - 1550 л. Под крылом могут быть подвешены четыре бака емкостью по 455 л или два по 455 л и два по 1045 л. Последний тип можно размещать только на внутренней паре пилонов. Баки емкостью 455 л - пластмассовые, 1045 л - металлические.

Вооружение - четыре пушки "Эйден" калибра 30 мм в носовой части фюзеляжа. Боекомплект - по 150 снарядов на ствол. Пушки и ящики для боеприпасов объединены в один съемный агрегат, опускаемый для обслуживания и перезарядки на тросах вниз. Гильзы и звенья сбрасываются в контейнеры-сборники, расположенные под фюзеляжем; по одному контейнеру на каждую вертикальную пару пушек. Имеются радиолокационный дальномер с антенной в носовом обтекателе и гироскопический стрелковый прицел. Под крылом могут располагаться два или четыре пилона для подвески вооружения. На внутренней паре пилонов можно нести две бомбы по 454 кг, или две по 227 кг, или четыре практических бомбы по 12 кг. Альтернативно на них размещались две связки по шесть НУР Mk.5 (76 мм) или блоки НУР Матра SNEB калибра 68 мм. В каждом блоке - по 24 или 37 ракет со складывающимся оперением. Вместо наружных пилонов могут устанавливаться кронштейны с пусковыми балками Mk.12 под 12 НУР Mk.5 калибра 76 мм с каждой стороны. Экспортные варианты могли нести и другие типы неуправляемых и управляемых ракет. В частности, под консолями могли размещаться направляющие под 32 80-мм НУР Испано SURA. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 1816 кг.




 ЛТХ:
Модификация   Hunter FGA.Mk.9
Размах крыла, м   10,26
Длина самолета, м   13,98
Высота самолета, м   4,01
Площадь крыла, м2   32,42
Масса пустого самолета, кг   5942
Взлетная масса, кг:  
  нормальная   8206
  максимальная без ПТБ  
  максимальная с ПТБ   12066
Тип двигателя   1 ТРД Rolls-Royce Avon RA.28 Mk.207
Максимальная тяга, кН   1 х 45.15
Максимальная скорость, км/ч:  
  у земли   1144
  на высоте 11000 м   978
Практический потолок   15240
Максимальная скороподъемность м/с   41
Практическая дальность с ПТБ, км   2961
Экипаж, чел   1
Вооружение:  четыре 30-мм пушки Aden Mk.4 c 150 патронами на пушку
Боевая нагрузка- 2722 кг на 4 узлах подвески: 454 кг бомбы, напалмовые баки, кластерные 76-мм НУР, и ПУ 51- и 70-мм НУР.


 Доп. информация :


  Чертеж "Hawker Hunter"
  Фотографии:

 Hunter FGA.9
 Hunter FGA.9  ВВС Ирака
 Hunter FGA.9  © Stephen Boreham
 Hunter FGA.9    © Paul Nann
 Hunter FGA.9
 Hunter FGA.78 ВВС Нидерландов © Malcolm Clarke
 Hunter FGA.71 ВВС Чили
 Приборная панель Hunter FGA.9  © Alvaro Romero

  Схемы:

 Hunter FGA.9
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Hunter FGA.9   79 Sq. RAF
 Hunter FGA.71  ВВС Чили
 Hunter FGA.59  ВВС Ирака
 Hunter FGA.78  ВВС Катара

 



 

Список источников:

Авиаколлекция ТМ. Иван Кудишин. Истребитель Хоукер "Хантер"
Крылья Родины. Геннадий Волоско. "Небесный охотник"
Squadron/Signal. Aircraft Number 121. Glenn Ashley. Hawker Hunter in Action
Squadron/Signal. Robbie Robinson. Hawker Hunter in Color
Robert Jackson. Modern Combat Aircraft 15: Hawker Hunter
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
Aircraft in British Military Service 1946 - 1998
Francis K.Mason. Hawker Aircraft Since 1920
FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The Hawker Hunter
William Green. The World's Fighting Planes
W.Green, G.Swanborough. The Complete Book of Fighters


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: