Самолет Harrier является первым в мировой практике авиастроения серийным боевым
самолетом, способным совершать вертикальный или
укороченный взлет и посадку. Созданию Харриера
предшествовали длительные испытания созданного
фирмой Hawker Siddeley самолета
вертикального взлета и посадки Р-1127
"Кестрел", опытный образец которого
совершил свой первый полет 24 ноября 1960 г.
Серийное производство истребителей Harrier было начато в 1967 году, а в 1969 году
была сформирована первая боевая эскадрилья (12
машин), вошедшая в состав ВВС Великобритании.
Особенностью самолета является его силовая
установка, состоящая из одного
турбореактивного двухконтурного двигателя с
изменяемым направлением вектора тяги. Изменение
направления вектора тяги осуществляется двумя
парами поворотных сопел, расположенных по бокам
фюзеляжа. Они поворачиваются синхронно на 98,5°,
позволяя использовать тягу двигателя для
вертикального взлета и посадки. Боковые
воздухозаборники имеют створки, которые
открываются внутрь канала на режимах
вертикального взлета и полета с малой скоростью
и обеспечивают увеличение расхода воздуха.
Имеется система отбора воздуха к соплам
реактивного управления. Для вертикального
взлета двигатель разгоняется до взлетного
числа оборотов, самолет при этом сдерживается
тормозами, сопла двигателя направлены назад.
Затем они поворачиваются полностью вниз, и
самолет отрывается от земли. Взлет с небольшим
разбегом осуществляется при установке сопел в
некоторое промежуточное положение. Посадку
можно осуществлять вертикально, с малым или
обычным пробегом.
Самолет имеет выполненный в основном из
алюминиевых сплавов фюзеляж, в передней части
которого Находится герметизированная кабина
пилота, оборудованная катапультируемым креслом.
Двигатель и топливный баки расположены в средней
части фюзеляжа, а реактивные сопла продольного и
путевого управления - в хвостовой (в обтекателе).
Шасси велосипедной схемы в полете убираются
внутрь фюзеляжа, а поддерживающие стойки на
концах крыльев поворачиваются назад.
Основой радиоэлектронного оборудования
британских самолетов Harrier является
инерциальная прицельно-навигационная
система FE541 фирмы "Ферранти", обеспечивающая
автономный выход самолета к цели, прицеливание,
бомбометание, пуск ракет и стрельбу из пушек.
Кроме того, самолеты оснащаются KB и УКВ
радиостанциями, аппаратурой ближней навигации
"ТАКАН" и радиолокационного опознавания.
В состав вооружения самолета входят две
подвесные пушечные установки с 30-мм пушками
"Аден", размещаемые под фюзеляжем. Кроме
того, имеются пять узлов для подвески
разнообразного вооружения и топливных баков
общим весом 2300 кг.
Появление следующей модификации -
"Харриер" GR.3 - было вызвано развитием
управляемого оружия класса "воздух-поверхность", прежде всего, авиабомб и ракет
с лазерным наведением. На таких самолетах в измененной носовой части фюзеляжа
устанавливался лазерный дальномер-целеуказатель "Ферранти" "тип 106" LRMTS (Laser
Rangefinder & Market Target System). Луч лазера мог отклоняться в любом
направлении на угол 25° от продольной оси самолета. Дальномер-иелеуказатель был
интегрирован с бортовым прицельно-навигационным комплексом (вычислителями NDC,
WAC и инерциальной навигационной системой). Из-за установки LRMTS пришлось
отказаться от встроенного аэрофотоаппарата. Кроме того, "тройка" получила
станцию предупреждения о радиолокационном облучении "Маркони" ARI. 18223 с двумя
антеннами в прямоугольном обтекателе на киле.
Дальнейшее совершенствование "Пегасуса"
привело к появлению новой модификации ТРД - "Пегасус" 11 (Мк.103) тягой 21500
фунтов (9760 кгс), которую установили на "Харриере" GR.3. Вместо двух
генераторов по 4 кВА на самолете установили один, но более мощный - "Лукас" в 12
кВА. Применили и более мощную вспомогательную силовую установку "Лукас" Мк 2.
Испытания "Харриера" с новой бортовой аппаратурой провели в 1973 г.
В 1975 г. выпустили 12 "Харриеров" GR.3, а в 1979-1980 гг. - ещё 24. Кроме того,
четыре самолета собрали для компенсации потерь после фолклендского конфликта.
Таким образом, в общей сложности выпустили 40 таких самолетов, а также
переоборудовали в модификацию GR.3 41 машину "Харриер" GR.1/GR.1A.