В начале 1990-х годов в Китае развернулись работы по созданию истребителя нового поколения, по своему боевому потенциалу приближающегося к таким самолетам, как "Рафаль",
EF2000 или МиГ-29М. Новая машина предназначалась для замены почти 3500 истребителей и
истребителей-бомбардировщиков первого и второго поколений J-6, J-7 и
Q-5. Первоначально предполагалось разработать самолет "с опорой на собственные силы". Однако вскоре стало ясно, что столь сложную задачу
китайские специалисты могли решить лишь в кооперации с зарубежными коллегами, владеющими современными технологиями. Поэтому к участию в программе в середине 1980-х годов был
привлечен израильский концерн IAI, создавший в 1986 году (в значительной степени при участии американских фирм) легкий истребитель
"Лави". В 1987 году работы по израильскому истребителю под давлением США, увидевших в "Лави"
серьезного конкурента своему F-16, были прекращены. В этих условиях израильтяне в обстановке повышенной секретности
(чтобы не раздражать американцев, болезненно относящихся к передаче новейших оборонных технологий Китаю) предложили КНР свои наработки по программе "Лави".
Основные компоновочные решения израильского истребителя и были положены в основу проекта нового китайского самолета, получившего обозначение
J-10A.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов в программе произошли очередные изменения: к участию в создании J-10 была привлечена Россия. В
частности, новый самолет было решено оснастить российским ТРДЛ АО "А.Люлька-Сатурн" АЛ-31Ф, устанавливаемым и на истребителях Су-27 ВВС Китая, что повлекло за собой ряд
существенных изменений в конструкции самолета, ранее проектировавшегося, очевидно, под один из западных двигателей. Сообщалось о переговорах о приобретении КНР лицензии на выпуск
двигателя АЛ-31Ф на китайских предприятиях, однако Россия не проявляет особой заинтересованности в передаче КНР новейших технологий в области авиационного двигателестроения. В
результате для установки на самолетах опытной серии, а также, вероятно, первых серийных партий было решено закупать двигатели в России (по сообщениям зарубежной печати, для опытных
машин уже приобретено 10 ТРДДФ АЛ-31Ф).
На самолете планируется установить и российскую БРЛС "Жемчуг", разработанную объединением "Фазотрон". Эта станция является вариантом БРЛС "Жук", которая устанавливается на
другом китайском истребителе - F-811M. В качестве альтернативного варианта, а также для установки на самолетах, предназначенных на
экспорт, рассматривается возможность использования варианта израильской радиолокационной станции "Элта" EL/M-2032, в свое время
разработанной для истребителя "Лави".
Предполагается, что создание самолета J-10 обеспечит серьезный качественный прорыв китайского авиастроения. Новый самолет,
обладающий высокой маневренностью в ближнем воздушном бою, высокими ЛТХ, современным БРЭО и вооружением, позволит Китаю в начале 2000-х годов приблизиться к уровню европейского
военного самолетостроения.
Первая информация о новом китайском истребителе появилась в открытой печати в октябре 1994 года, когда со ссылкой на американскую космическую разведку было сообщено, что в Чэнду
строится самолет, своими очертаниями и размерами напоминающий истребитель Еврофайтер EF2000 или Дассо "Рафаль".
Для проведения летных испытаний в Чэнду была заложена опытная серия из четырех самолетов. Согласно первоначальным планам, первый полет прототипа J-10
должен был состояться во второй половине 1997 года, однако по ряду технических причин (сообщалось, в частности, о трудностях с "притиркой" двигателя к
самолету) J-10 впервые поднялся в воздух 24 марта 1993 года.
Планируется, что программа государственных испытаний будет завершена в 2001 году, а к 2005 году самолет J-10 поступит на вооружение
китайских ВВС. Предполагается, что первый заказ составит приблизительно 300 истребителей, которые дополнят более мощные и тяжелые самолеты Су-27. Таким образом, в Китае в начале
XXI века будет сформирована истребительная "триада", включающая массовый и дешевый легкий истребитель FC-1, в значительной степени
ориентируемый на экспорт, тяжелый "элитный" истребитель Су-27 (китайское обозначение - J-10) и промежуточный "средний" истребитель
J-10, который станет, очевидно, наиболее массовым боевым самолетом ВВС Китая.
Существуют планы закладки в 2005 году двух авианосцев для китайского флота. Предполагается, что для оснащения этих кораблей водоизмещением по 45 000 т может быть создан и
палубный вариант самолета j-10, оснащенный складным крылом, тормозным гаком и усиленным шасси.
В более отдаленной перспективе, к 2015 году, по данным военно-морской разведки США, в Китае планируется создание более тяжелого истребителя пятого поколения, известного как
XXJ. Самолет, выполненный с широким использованием технологии "Стелc", должен иметь два
двигателя, треугольное крыло, "утопленные" малозаметные воздухозаборники и двух килевое оперение. Истребитель может быть выполнен как в двухместном, так и в одноместном вариантах.
Предполагается, что работа по его созданию ведется при участии ОКБ завода в Чэнду. Альтернативный вариант разрабатывается вероятно, в Шэньяне.
На мировом рынке авиационной техники истребитель J-10 может составить конкуренцию
Тайфуну, Гриппену, Рафалю, F-16, F/A-18 и МиГ-29. В числе наиболее вероятных заказчиков J-10 называют Таиланд, Пакистан и Иран. Командующий ВВС Таиланда ознакомился с самолетом и дал ему высокую оценку еще до первого полета, в
1997 г. Скорее всего, на экспортных машинах будут устанавливать китайские двигатели WP-15, имеющие меньшую чем АЛ-31, тягу, и китайские РЛС. В случае реализации амбициозных
планов по вводу в состав ВМС Китая авианесущего корабля возможно появление "маринизированного" двухместного варианта истребителя J-10 с двигателем РД-33 или АЛ-41. Ведутся работы по созданию двухдвигательной модификации, ориентированной, прежде всего, на нанесение ударов по наземным целям. Скорее всего, два движка
будет иметь и авианосный вариант J-10. Появление J-10 является прямым следствием грандиозных экономических успехов страны. В конце XX века Китай стремительно вошел в число лидеров мировой экономики - сегодня уже никто не вспомнит анекдот о запуске спутника миллионом китайцев из гигантской рогатки. В конце XX века появился и первый китайский реактивный истребитель мирового уровня, абсолютно сравнимый по всем характеристикам с изделиями ведущих мировых авиастроительных фирм.
Первый полет серийного J-10A состоялся 28 июня 2002 года.
В 2002 году на заключительном этапе испытаний к прототипам J-10A добавились
предсерийные самолеты. Частично испытания проходили и в испытательном центре ВВС
КНР, расположенном в пустыне Гоби. Официально они были завершены 23 марта 2003
года - почти через пять лет после первого полета прототипа J-10. Неделю спустя
десять первых серийных J-10A были переданы для эксплуатационных испытаний в полк
ВВС, дислоцированный в Каньхиане. Первый этап эксплуатационных испытаний
завершили до конца 2003 года.
Самолет полностью сертифицирован 15 декабря 2003 года.
13 июля 2004 года 131-й авиаполк 44-й авиадивизии, дислоцированный в Куньмине,
официально был первым в китайских ВВС перевооружен на J-10. На следующий год
полк перебазировался на модернизированный аэродром в Люляне. Вторым на J-10
перевооружили еще один полк из 44-й дивизии, полк дислоцирован в Меньзи. Затем
из J-10 сформировали авиаполк в 3-й дивизии.
Официально ВВС КНР подтвердили существование J-10 только 29 декабря 2006 года,
хотя самолет находился в разработке более 20 лет, а на вооружении состоял уже
три года. Многие годы китайцы отрицали сам факт существования истребителя,
несмотря на на личие большого числа фотографий и детальной информации по его
бортовым системам.
Темп производства J-10 составляет порядка 24-36 самолетов в год, что позволяет
перевооружать на J-10 ежегодно один полк. Предположительно J-10 получили 2-й
полк в Чифенге, 4-й полк в Сюйси и 5-й в Люйчжоу. В процессе перевооружения
находятся полки 6-й (Линьтао) и 19-й (Чженгжоу) дивизий.
В ВВС КНР 1-ю дополняет более крупный и эффективный Су-27.
Изначально J-10 предназначался для ведения воздушных боев, и есть информация,
будто бы самолет в этом качестве не безнадежен. Учебные воздушные бои с Су-27
порой завершались в пользу J-10. Если Су-27 обладает преимуществом на виражах,
то )-10 несколько маневреннее в вертикальной плоскости, в частности легче
переходит в пикирование.
Главным недостатком J-10 считается малая дальность полета. В 2005 году два
прототипа оборудовали топливоприемниками, установленными неподвижно по правому
борту в носовой части фюзеляжа. По результатам испытаний система дозаправки в
воздухе одобрена для использования на серийных самолетах. Самолет постоянно
совершенствуется - так появились системы обмена информацией. Спарка является
полноценным боевым самолетом, но используется, в основном, для подготовки и
тренировки летчиков. Не исключено, что спарка послужит основой для разработки
специализированного ударного самолета.
Приоритет отдается поставкам J-10 в ВВС Китая, однако самолет имеет большой
экспортный потенциал - интерес к самолету проявляют Иран и Пакистан. Экспортный
вариант получил обозначение FC-20. Важным фактором служит установка на самолет
двигателя WS- 10А, после чего J-10 станет полностью китайским самолетом, а
значит, будет исключено эмбарго третьей стороны на возможные экспортные
поставки.
Будет ли J-10 экспортироваться или нет - пока неизвестно, но самолет уже стал
выдающимся достижением китайцев в области разработки современного
многофункционального истребителя.
Конструкция.
Самолет J-10 выполнен по аэродинамической схеме"утка" с треугольным среднерасположенным крылом, стреловидным, близкорасположенным к
крылу ПГО и однокилевым вертикальным оперением. Конструкция планера выполнена в основном из алюминиевых сплавов с частичным использованием углепластика. Предполагается применение
ограниченных мер по снижению радиолокационной заметности самолета.
Крыло имеет вихреобразующий "клык" на передней кромке. Оно оснащено двухсекционным отклоняемым носком и элевонами. Вертикальное
оперение имеет развитый форкиль. В корневой части киля расположен контейнер с тормозным парашютом. По бокам фюзеляжа, в районе киля, имеется два тормозных щитка. В хвостовой части
фюзеляжа расположено два аэродинамических гребня.
Силовая установка.
Самолет оснащен одним ТРДДФ АЛ-31Ф (1х 12 500 кгс). Воздухозаборник - подфюзеляжный нерегулируемый. Под крылом и под фюзеляжем (на центральном узле) возможна подвеска трех ПТБ.
Самолет может быть оборудован топливоприемником системы дозаправки в воздухе методом "шланг-конус".
Бортовое оборудование.
Имеется многофункциональная импульсно-допплеровская БРЛС "Жемчуг", способная действовать как по воздушным, так и по наземным (надводным) целям.
Вооружение.
На семи узлах внешней подвески возможно размещение УР класса "воздух-воздух" PL-7, PL-10, PL-11,
Р-27 и Р-73, а также ракет класса "воздух-поверхность", НАР, свободнопадающие бомбы и другое вооружение.
Модификации
: |
|
|
J-10A (J-10-I) |
первая
серийная модификация. |
J-10B (J-10-II) |
двухместная
учебно-боевая модификация. Оснащается двигателем WS-10A,
"малозаметным" утопленным воздухозаборником, бортовой
радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой
и оптико-локационной станцией переднего обзора. |
J-10C (J-10-III) |
малозаметная модификация
поколения 4++, с новой РЛС K-7A.
Выпускается с 2017 года |
J-10S |
перспективная
двухместная модификация. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
J-10A |
Размах крыла, м |
8.78 |
Длина, м |
14.57 |
Высота, м |
4.78 |
Площадь крыла, м2 |
33.05 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
9800 |
нормальная взлетная |
18000 |
Топливо, л |
|
внутренние |
2625 |
ПТБ |
4165 |
Тип двигателя |
1 ТРДДФ АЛ-31ФН |
Тяга, кгс |
|
нормальная |
1 х 7600 |
форсажная |
1 х 12500 |
Максимальная скорость , км/ч |
М=2.00 |
Крейсерская скорость , км/ч |
1110 |
Практическая дальность, км |
2000 |
Практический потолок, м |
18000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
9 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
одна 23-мм пушка. боевая нагрузка - 7260 кг на семи узлах внешней подвески
возможно размещение УР класса "воздух-воздух" PL-8, PL-10, PL-11, P-27 и Р-73, а также ракет класса "воздух-поверхность" ПКР YJ-8K, НАР, свободнопадающие бомбы и другое вооружение |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|