Уголок неба ¦ Shenyang J-11B

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация истребители
   J-11B
       
Разработчик: Shenyang
Страна: Китай
Первый полет: 2006
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Дальнейшим развитием многоцелевого истребителя J-11 стала модификация J-11B (歼-11B). Сообщалось, что с 2006 г. было построено три опытных истребителя J-11В, в том числе один или два, оснащенных китайскими двигателями. А в 2007 г. началось малосерийное производство этих самолетов. Однако неудовлетворительные эксплуатационные характеристики ТРДФ WS-10А привели к тому, что на первых серийных машинах было решено заменить их покупными ТРДДФ АЛ-31 Ф. По словам одного из китайских источников, "хотя проблемы с конструкцией самого двигателя отсутствуют, существуют технологические проблемы: при производстве отдельных комплектующих не соблюдаются существующие стандарты и это отражается на качестве изделий. В результате на истребителях раннего выпуска наблюдалась тряска двигателей после взлета. В 2010 г. все выпущенные промышленностью двигатели WS-10A были отозваны на завод-изготовитель и подверглись доработке".

В августе 2009 г. представитель китайской авиастроительной корпорации AVIC заявил, что "многие проблемы, связанные с созданием двигателя WS-10A, успешно решены", отказавшись, тем не менее, вдаваться в детали. Было высказано предположение, что эти проблемы заключались, в основном, в низком качестве лопаток турбины, в результате чего, вероятно, один из истребителей J-11В разбился вследствие отказа двигателя. Однако в мае 2010 г. появились сообщения, что ВВС КНР отказываются принимать J-11В с WS-10A, в результате чего все выпущенные истребители этого типа (а также J-11B, находящиеся в постройке) будут переоснащены покупными российскими двигателями.

В этой связи нужно отметить, что в 2006 г. московское двигателестроительное объединение "Салют" предложило Китаю модернизированный вариант ТРДДФ АЛ-31Ф-М1 с тягой 13500 кгс и увеличенным ресурсом (эта модификация двигателя, предназначенная для самолетов семейства Су-27, уже была принята на снабжение российских ВВС, устанавливаясь на истребителях Су-27СМ). Несколько позже стало известно о предложении, поступившем от объединения "Сатурн", начавшего продвигать на внешний рынок экспортный вариант ТРДДФ 117С (14000 кгс).

Истребитель J-11B представляет собой модернизированный Су-27СК с китайским БРЭО. Конфигурация планера по сравнению с российским прототипом не изменилась, однако в его конструкции, согласно сообщениям китайских СМИ, повысилась доля КМ, из которых, очевидно, были изготовлены створки некоторых люков и, вероятно, часть обшивки. Увеличилась, по словам китайских авторов, и степень использования титановых сплавов.

Сообщается, что вместо российской BPJ1C "Панда" на самолете J-11В установлена станция "Тип 1474" (KLJ-4), которая, как заявлено китайцами, "может обеспечить одновременный обстрел двух воздушных целей, применение авиабомб, а также имеет больший противопомеховый потенциал". Из сказанного можно сделать вывод, что "Тип 1474" представляет собой не что иное, как усовершенствованный вариант радиоприцела Н001 НИИП им. В.В.Тихомирова, серийный выпуск которого основан в Китае.

Самолет J-11B оснащен, также, КОЛС китайского производства, являющимся копией аналогичной советской системы, а также новой инерци-альной навигационной системой (также производимой в КНР) с приемником GPS. Навигационная информация выводится на цифровую карту на один из МФИ в кабине.

Пожалуй, наиболее существенно изменилась кабина летчика J-11В. Теперь она выглядит вполне современно, соответствуя уровню поколения "4+". "Стеклянное" информационно-управляющее поле образовано тремя многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами с кнопочным обрамлением, формат которых составляет, по оценкам, 6x6 дюймов (152x152 мм). Кроме того, имеется два пульта с ЖК-дисплеями меньшего формата, а также дублирующие малогабаритные электромеханические приборы обычного типа. В кабине установлен и новый широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) с голографической оптикой.

Основным нововведением в области вооружения, реализованном на J-11В, является оснащение самолета китайскими ракетами класса "воздух-воздух" PL-8B и PL-12. Последняя УР, имеющая активную радиолокационную систему конечного самонаведения и максимальную дальность стрельбы порядка 60-80 км, относится к одному классу с американской ракетой AIM-120C и российской РВВ-АЕ.

Другими перспективными типами ракет класса "воздух-воздух" средней дальности, разрабатываемых в Китае, являются:

  • УР, известная, как PLD-12 и представляющая собой модификацию ракеты средней дальности с активным радиолокационным самонаведением PL-12, оптимизированную для размещения на внутренних узлах подвески малозаметных самолетов;

  • ракета увеличенной дальности PL-21 с ракетно-прямоточным двигателем;

  • многоцелевая ("воздух-воздух"/ "воздух-РЛС") ракета, известная как PL-1X или PL-15). По неофициальным сообщениям, УР, находящаяся в весовой категории ракеты PL-12, снабжена активно-пассивной головкой самонаведения и двусторонней линией обмена данными с самолетом-носителем. Максимальная дальность применения PL-1X составляет, приблизительно, 100 км.

Оружие класса "воздух-поверхность" представлено на J-11В китайской управляемой ракетой KD-88 (в китайском интернете можно встретить фотографии истребителя с этими ракетами, не являющиеся, насколько можно судить, проделками местных специалистов по "фотошопу"). Неуправляемые средства поражения (свободнопадающие авиабомбы калибром до 500 кг, бомбовые кассеты, НАР) общей массой до 8000 кг соответствуют вооружению Cy-27CK/J-11.

Помимо одноместного истребителя в КНР создан и двухместный учебно-боевой вариант этого самолета - J-11BS.

По информации хорошо осведомленного в вопросах военного строительства Китая издания "Kanwa Asian Defence", выходящего в Канаде, в 2011 г. первая партия многофункциональных истребителей J-11В и двухместных учебно-боевых самолетов J-11BS поступила на вооружение 22-го истребительного авиационного полка 8-й дивизии морской авиации Китая (в ряде китайских источников модификацию самолетов J-11B/BS, доработанную под требования флота, называют J-11BH/BSH). При этом сообщается, что все "морские" истребители оснащаются двигателями национального производства WS-10A. Ранее сообщалось о поступлении самолетов J-11В и J-1 IBS в подразделения ВВС НОАК. В отличие от машин, предназначенных для флота, на эти самолеты установлены двигатели АЛ-31Ф Российского производства. Однако в дальнейшем все самолеты этих типов (также, как и на J-11BH/BSH ВМС) предполагается переоснастить ТРДДФ WS-1ОА с тягой 12500 кгс.

На сегодняшний день, по мнению китайцев, наибольшие проблемы при реализации программы производства J-11B/BS связаны с поставками двигателей WS-10A, а также ряда комплектующих, темпы производства которых недостаточны и отстают от темпов сборки планеров истребителей. Как сообщает китайский источник, в соответствии с производственным планом, максимальный годовой выпуск J-11B/BS составляет 24 самолета. Этого количества истребителей хватает для вооружения лишь одного авиационного полка.

Сообщается, что распределение самолетов J-11B/BS между ВВС и флотом происходит в равных пропорциях, то есть по 8-12 истребителей сухопутной авиации и флоту. А это означает, что ВВС и ВМС потребуется не менее двух лет для переоснащения одного истребительного авиационного полка (в настоящее время в Китае начался процесс переформирования авиационных полков НОАК в авиационные бригады).

На первых самолетах J-11B/BS (как и J-11А) устанавливаются радиолокационные станции с механическим сканированием, известные как "Тип 1474"/ KLJ-4, однако как ожидается, в дальнейшем на истребителях J-11 /16/15 будут применяться перспективные БРЛС с электронным управлением лучом.

Сообщалось, что в КНР, как минимум, с 2004 г. ведется разработка бортовой радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой активного типа, пригодной для установки на самолеты семейства Су-27 (J-11В, J-15, J-16 и другие). По утверждению китайских источников, предполагается, что масса этой БРЛС будет несколько ниже, чем у российских аналогов. Однако следует заметить, что единственной российской БРЛС с АФАР, параметры которой официально объявлены, является станция "Жук-Ф", разработанная объединением "Фазатрон-НИИР" и оптимизированная для установки на истребители типа МиГ-29. О характеристиках других российских станций с АФАР в Китае, по всей видимости, могут судить лишь предположительно.

На самолетах J-11B применена новая китайская авионика (в частности, многофункциональные дисплеи на ЖК и индикатор на лобовом стекле). На имеющихся в китайском интернете фотографиях учебных полетов истребителей J-10B изображены истребители, несущие штатное вооружение, состоящее из ракет класса "воздух-воздух" малой дальности PL-8 (лицензионная копия израильской УР "Питон" III) и ракет средней дальности с активным радиолокационным самонаведением PL-12. На одной из фотографий запечатлен истребитель с модернизированной ракетой PL-12, имеющей оперение уменьшенного размаха, что, вероятно, позволяет размещать эти ракеты в грузоотсеках перспективных малозаметных самолетов.

Как уже говорилось, на протяжении последних двух лет ВВС и ВМС НОАК отказывались осуществлять приемку у промышленности истребителей J-11 В. Основная причина заключалась в том, что установленные на первых самолетах этого типа ТРДЦФ WS-10А имели низкое качество производства и недостаточную надежность. Утверждается, что к настоящему времени основные проблемы с двигателями решены. В результате ВВС и ВМС вновь вернулись к использованию WS-10A на истребителях J-11 В, а также новых самолетах J-15 и J-16, созданных на базе Су-27.

Однако, по мнению аналитиков из "Kanwa Asian Defence", проблемы с двигателями все же остаются. Основной причиной их возникновения, по мнению китайских специалистов, являются "сложности, возникающие из-за плохого обеспечения производства необходимыми материалами". Как следствие, в 2011 г. КНР был подписан новый контракт с Россией на закупку 123 двигателей АП-31ФН. Следует отметить, что течение предыдущих двух лет Китай не заключал контрактов с РФ на приобретение ТРДДФ типа АЛ-31Ф. Это дало основание ряду экспертов сделать вывод о полном прекращении зависимости китайской авиации от российских двигателей.

Сообщалось, что из-за отсутствия в китайском авиационном двигателестроении единого центрального управленческого звена, проводится работа по слиянию активов этой отрасли. Производство двигателей для боевой авиации в КНР предполагается сосредоточить в одной-двух компаниях, что должно привести к увеличению эффективности производства (особенно в части поставок предприятиям необходимых материалов и комплектующих).

Сообщалось о начале испытаний усовершенствованного двигателя WS-10В (13200 кгс) и о работах 606-го института над двигателем W-10G (15600 кгс). По ряду сообщений, ведется работы и по созданию системы УВТ для двигателей семейства W-10.

Имелись сообщения, что в Китае ведутся работы над истребительно-бомбардировочной версией УБС J-11BS, неофициально известной под индексом "J-16". Этот самолет, рассматриваемый как китайский аналог Су-30МК2, также должен иметь усовершенствования, аналогичные модернизированному J-11BS. В число высокоточных средств поражения, интегрированных с этим самолетом, должны войти крылатые ракеты KD-88 и КАБ LS-500J (это оружие китайской разработки отсутствует в "арсенале" самолета Су-30МКК, приобретенного в России).

По информации из неофициальных источников, SAC ведутся работы и по более глубокой модернизации Су-27/ J-11 (усовершенствованный истребитель, возможно получит название J-18). Предполагается, что модернизированная машина будет обладать существенно уменьшенной радиолокационной заметностью. Этого планируется достичь за счет формирования "полуутопленных" узлов подвески ракет, внедрения "малозаметных" воздушных входов и наклонных килей, а также устранения подфюзеляжных гребней, на которые приходится значительная доля ЭПР самолета Су-27/ J-11. Можно предположить, что J-18, уже получивший в западных СМИ название "Silent Flanker" и сравниваемый с F-15SE Silent Eagle, рассматривается в Китае как своего рода "подстраховочный вариант" на относительно отдаленную перспективу, в случае неудачи с программой Чэнду J-20.

Наконец, также по неофициальным сообщениям, компания SAC, на базе потерпевшего поражение в конкурентной борьбе с проектом объединения Чэнду малозаметного истребителя, в инициативном порядке ведет работы над истребителем, представляющим собой глубокую модернизацию Су-27/ J-11 и известного под названием J-19 (по другим данным, J-19 - проект перспективного малозаметного истребителя, выполненного по схеме "утка").

 



 ЛТХ:
Модификация   J-11B
Размах крыла, м   14.70
Длина, м   21.90
Высота, м   5.92
Площадь крыла, м2   62.40
Масса, кг  
  пустого   16380
  нормальная взлетня   23926
  максимальная взлетная   33000
Тип двигателя   2 ТРДДФ Woshan WS-10A Taihang
Тяга , кН  
  максимальаня   2 х 89.17
  на форсаже   2 х 132.0
Максимальная скорость, км/ч   2500 (М=2.35)
Крейсерская скорость, км/ч    
Перегоночная дальность, км   3530
Практическая дальность, км   1350
Максимальная скороподъемность, м/мин   18000
Практический потолок, м   19000
Макс. эксплуатационная перегрузка   9
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 30-мм пушка ГШ-30-1
  Боевая нагрузка - 6000 кг на 10 узлах подвески


 Доп. информация :


  Фотографии:

 J-11B 
 J-11B
 J-11B
 J-11B 
 J-11B 
 J-11B
 J-11B
 J-11BS
 J-11BS
 J-11BH

  Варианты окраски:

 J-11BS

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Владимир Ильин. Истребитель J-11
Chinese Military Aviations. Fighter II. J-11B Flanker
Air Forces Monthly 2012. Bai Wei. A Flanker by any other name
Sinodefence.com. PLAAF Su-27 / J-11 "Flanker"


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: