Летные испытания опытного китайского палубного самолета J-15 (歼-15) начались 31 августа
2009 г. Ранее СМИ сообщали, что Пекин с конца 1990-х гг. вел переговоры с
Россией о закупке палубных истребителей Су-33 (Су-27К). Первоначально речь
велась о приобретении двух машин для оценки летно-технических характеристик
авиационного комплекса, а также (что подразумевалось, но не озвучивалось) для
его копирования. РФ подобный вариант, по-видимому, не устроил. В дальнейшем КНР
предложила России вариант с закупкой партии из 12-14 палубных истребителей.
Однако и это предложение российской стороной также было сочтено неприемлемым.
Последнее предложение, исходившее, на этот раз, уже от РФ, предусматривало
поставку Китаю первой партии из 12-14 самолетов Су-33 в стандартной конфигурации,
которые использовались бы ВМС НОАК как учебная эскадрилья, и (несколько позже)
36 усовершенствованных самолетов этого типа (вероятно, часть из них - Су-27КУБ).
На этот раз оно не устроило китайцев...
Приостановка переговоров, якобы, произошла после получения российской стороной
информации о несанкционированном копировании Китаем самолета Су-27 (программа
J-11B). В этой связи следует напомнить, что на 13-м заседании
межправительственной Российско-Китайской комиссии по военно-техническому
сотрудничеству, прошедшем в декабре 2008 г. в Пекине с участием тогдашнего
министра обороны РФ Анатолия Сердюкова и генерального конструктора АВПК "Сухой"
Михаила Погосяна, китайская сторона официально согласилась прекратить практику
несанкционированного заимствования российской интеллектуальной собственности в
военно-технической области.
В марте 2009 г. министр обороны КНР Лян Гуанле заявил, что "среди крупных наций
только Китай не имеет авианосца, однако КНР не может вечно оставаться без
кораблей этого класса". Как выяснилось, под перспективным китайским авианосцем
подразумевался достроенный и модернизированный на китайском судостроительном
заводе бывший советский тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Варяг" (пр.
1143.6), купленный у Украины.
Закладка ТАВКР пр. 1143.6, ранее носившего имя "Рига", а затем - "Варяг",
состоялась 6 декабря 1985 г. на Черноморском судостроительном заводе (г.
Николаев), а спуск на воду был осуществлен 25 ноября 1988 г. Строительство этого
корабля было приостановлено после распада СССР в 1992 г. при 67% готовности. В
1993 г. "Варяг" был исключен из состава Российского Военно-Морского флота и
передан Украине, а в 1998 г. - продан правительством Украины китайской частной
фирме Chong Lot Tourist and Amusement Agency (за которой стояло китайское
правительство). Согласно официальным заявлениям руководства компании, она
намеревалась перестроить "Варяг" в плавучий развлекательный центр (подобно ранее
приобретенным советским авианесущим крейсерам "Киев" и "Минск"), Стоимость
сделки оценивалась в 25 млн. долл.
2 ноября 2001 г. началась и 3 марта 2002 г. завершилась буксировка "Варяга" на ССЗ в г. Далянь (Дальний). Корабль прошел под шестью буксирами путь в 28200 км
со средней скоростью 11 км/ч. Буксировка обошлась фирме Chong Lot Tourist and
Amusement Agency в 5 млн. долл. В 2008 г. авианосцу был присвоен тактический
номер "16". По первоначальным данным, кораблю планировалось дать китайское имя "Ши
Лань" в часть видного китайского флотоводца, захватившего в 1681 г. остров
Тайвань. Однако эти сведения не подтвердились: авианосцу было присвоено название
"Ляонин".
Параллельно с затянувшимися попытками приобрести палубные самолеты у России,
Китай начал работы и по воспроизведению истребителя Су-27К собственными силами,
опираясь на опыт, полученный в ходе работ по теме J-11В. В рамках этих работ на
Украине еще в 2001 г. (по другим данным - в 2005 г.) был приобретен один из
прототипов Су-27К - опытный самолет ТЮК-03, ранее находившийся в испытательном и
учебном центре "Нитка" (г. Саки, Крым). По неофициальным сообщениям, столь
длительное "воспроизведение" Китаем российского ЛА, имеющего большое
конструкционное сходство с серийно выпускаемыми в КНР самолетами типа J-11
(Су-27), объясняется проблемами, связанными с освоением механизма
складывающегося крыла палубных истребителей.
Китайские СМИ, со ссылкой на представителей авиационной промышленности страны,
утверждают, что J-15 не является прямой копией самолета ТЮК-03, а представляет,
скорее, созданную с использованием отдельных элементов этой машины модификацию
истребителя J-11В, получившую, в частности, ПГО, тормозной гак и ряд других
элементов палубного самолета.
В то же время в самой КНР информация о создании самолета J-15 была встречена не
однозначно. Так, на форуме популярного китайского интернет-сайта China-Defense.com
развернулась оживленная дискуссия по теме нового палубного истребителя. При этом
часть участников форума явно разочарована тем, что китайский палубный самолет
оказался почти полной копией российского Су-27К, разработанного еще в 1980-е гг.
(характерное высказывание: "судя по всему, китайские КБ погрузились в спячку"),
Выражается мнение, что проявление столь откровенного плагиата еще больше
осложнит отношения КНР с Россией в области интеллектуальной собственности ("интересно,
как русские будут ворчать по этому поводу?"). Высказывается предположение, что
появление J-15 может подтолкнуть Россию к прекращению поставок КНР двигателей
АЛ-31Ф, что будет иметь самые негативные последствия для всей программы развития
китайской военной авиации. В то же время на форуме отражено и противоположное
мнение: "зачем изобретать велосипед, когда у Китая есть вся технология Су-27?".
Как бы то ни было, но к сентябрю 2012 г. в летных испытаниях участвовало, по
данным СМИ, уже шесть самолетов типа J-15, получившего имя "Летающая акула".
Наземная отработка взлета истребителя с палубы осуществляется в Центре CFTE
(China Flight Test Establishment), расположенном на авиабазе Yan Liang недалеко
от г. Сиань (Xian). На территории Центра сооружена взлетная рампа, по размерам и
конфигурации аналогичная рампе, примененной на ТАВКР "Варяг". Сообщалось, что
первая серия самолетов J-15 составит 16 единиц.
В ходе достройки и модернизации на верфи в Даляне, на "Ляонине" были
демонтированы пусковые установки противокорабельных крылатых ракет П-500 "Гранит",
располагавшиеся ранее в носовой части корабля. Это позволило высвободить
дополнительные объемы для формирования корабельных помещений.
Вместо шести 30-мм шестиствольных АУ АК-630, по проекту предусмотренных на "Варяге",
китайский авианосец получил три 30-мм артиллерийских установки китайского
производства "Тип 1130", являющиеся близким аналогом системы "Голкипер" (Нидерланды).
Зенитно-ракетное вооружение "Ляонина" состоит теперь из трех восемнадцатизарядных пусковых установок ракет FL-3000N ближнего действия,
оснащенных ТГС и имеющих дальность действия 6 км. В целом, по мнению
специалистов, оборонительное китайского вооружение корабля выглядит относительно
ослабленным по сравнению с первоначальным проектом "Варяга" и ТАВКР "Адмирал
Флота Советского Союза Кузнецов".
Стандартное авиационное крыло "Ляонина" должно включать 30 истребителей J-15, а
также до 24 вертолетов Z-8 и Ка-31. Взлет самолетов осуществляется с
использованием трамплина, а посадка - на аэрофинишеры.
Корабль имеет стандартное водоизмещение 55000 т, полное водоизмещение 67500 т,
длину по полетной палубе 304,5 м, максимальную ширину полетной палубы 75 м,
ширину по корпусу 38 м и осадку 10,5 м. Котлотурбинная ГЭУ суммарной мощностью
200000 л.с. приводит во вращение четыре винта постоянного шага и обеспечивает
авианосцу скорость полного хода 32 узла (по другим данным - 29 узлов). Расчетная
дальность плавания "Ляонина" полным ходом составляет 7230 км. Экипаж корабля
-
1960 человек (их них 626 человек из состава авиационного крыла).
10 августа 2011 г. "Ляонин" впервые вышел в море на ходовые испытания,
продолжавшиеся четыре дня. 15 августа 2011 г. авианосец вернулся в Далянь и
вновь покинул ССЗ только 29 ноября 2011 г. С декабря 2011 г. по июль 2012 г.
авианосец выполнил еще несколько выходов в море, во время которых проводились
испытания различных корабельных систем и вооружения, а также отрабатывались
взлет и посадка вертолетов.
25 сентября 2012 г. авианосец формально вошёл в состав ВМФ НОАК. 4 ноября 2012
г. печатный орган НОАК "PLA Daily" заявил, что истребитель J-15 осуществил
касание палубы "Ляонина" и пробежку по ней с последующим взлетом. А 25 ноября
2012 г. было официально объявлено о первых пяти успешных посадках на авианосец
истребителей J-15. Первым летчиком, выполнившим посадку на палубу корабля, был
Дай Мингменг.
Следует упомянуть и о печальном событии: во время первой посадки истребителя
J-15 на палубу авианосца, на борту корабля умер от острой сердечной
недостаточности 51 летний Ло Ян, которого считали руководителем всей программы
создания китайской палубной авиации. Отмечается, что сами испытания палубного
истребителя прошли успешно.
Палубный истребитель J-15 внешне практически полностью подобен российскому
самолету Су-33. Сообщается, что для J-15 разработана специальная "морская"
модификация китайского ТРДДФ WS-1 ОН (2x12800 кгс). Как и российский Су-33,
китайский палубный самолет имеет ПГО, крыло увеличенной площади, консоли
которого выполнены складными, складное горизонтальное оперение, усиленное по
сравнению с Су-27/J-11В шасси с двухколесной передней опорой, тормозной гак и
укороченный хвостовой контейнер.
Информационно-управляющее поле кабины летчика J-15 выполнено с использованием
многофункциональных жидкокристаллических дисплеев и, очевидно, подобно
информационно-управляющему полю самолета J-11В.
В состав вооружения палубного истребителя должны быть включены высокоточные
средства поражения китайской разработки, включающие ракеты класса "воздух-воздух"
PL-8 и PL-12, а также ПКР YJ-83K. По оценкам западных экспертов самолет J-15
следует отнести по своим боевым возможностям к одному классу с американским
палубным истребителем Боинг F/A-18C "Хорнит". В то же время китайские
обозреватели называют ближайшими аналогами "Летающей акулы" более современные
самолеты F/A-18E "Супер Хорнит" и "Рафаль" М.
Сообщается, что прототип китайского палубного истребителя был собран на фирме
SAC в 2008 г., а его первый полет состоялся 31 августа 2009 г. При этом опытная
машина была оснащена российскими двигателями АЛ-31Ф (2x12500 кгс). Ее первый
взлет с трамплина на наземном стенде CFTE был выполнен 6 мая 2010 г. Второй
самолет серии был оснащен китайским ТРДДФ WS-10А, а на третьем (который, как
полагают, строился для испытаний на борту авианосца) вновь установлены
российские двигатели АЛ-31Ф.
Под руководством генерального конструктора Сан Конга разработан и построен
двухместный учебно-боевой палубный самолет, который, как предполагается, имеет
индекс J-15S. Его первый полет состоялся 4 ноября 2012 г.
По прогнозам, достижение авианосцем "Ляонин" боеготовности ожидается в 2017 г.
Касаясь дальнейших работ по строительству авианосцев в Китае, в ряде источников
можно встретить сообщения, что долгосрочная программа военного строительства КНР
предусматривает создание группировки из четырех авианосцев (очевидно, считая с
АВ "Ляонинь"), При этом предполагается, что первые два корабля будут
представлять собой модернизированную версию корабля типа "Варяг"/"Ляонинь", а
третий, более крупный авианосец должен иметь ядерную энергетическую установку.
Некоторые американские издания ранее сообщали о закладке в Китае, на верфи
Changxing Island Shipyard (Шанхай), авианосца с котлотурбинной энергетической
установкой, снабженного взлетным трамплином и по размерам близкого АВ
"Варяг"/"Ляонинь". Однако впоследствии эта информация не подтвердилась.
Если предположить, что закладка первого "истинно китайского" авианосца
произойдет в 2013 г., то, принимая во внимание сложность стоящей перед
китайскими кораблестроителями задачи, а также имеющийся мировой опыт
(американские "серийные" авианосцы, в среднем, строятся семь лет, советские
строились около девяти лет, а Франция, имеющая гораздо большую практику военного
кораблестроения, чем Китай, создавала свой "Шарль де Голль", имевший меньшие
размеры, чем "Ляонинь", более 12 лет), можно ожидать, что китайский корабль
войдет в строй приблизительно в 2022-2025 гг.
Касаясь перспектив строительства в КНР авианосца (авианосцев) с ядерной
энергетической установкой, следует сказать, что веб-сайт китайской
государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding Industry
Corporation (CSIC) опубликовал в феврале 2013 г. отчет о результатах работы
входящего в состав корпорации НИИ No.719 в 2012 г. В заключительном разделе этого
отчета говорится об участии НИИ в проектах "Изучение ключевых технологий и
вопросов безопасности судовых атомных реакторов" (проект 863) и "Технология
малогабаритного электрогенерирующего атомного реактора и его демонстрационной
эксплуатации". В сообщении отмечается, что официальное открытие соответствующих
программ министерством науки и технологий "создало базу для начала
демонстрационного проекта и последующего формирования производственной цепочки".
Хотя ранее публиковавшиеся данные о китайской авианосной программе позволяли
предположить, что Китай намерен перейти к постройке атомных авианосцев, данное
сообщение является первым признанием существования программы разработки атомных
реакторов для надводных кораблей в официальном китайском источнике.