В настоящий момент J-15 - это единственный тип тяжёлого палубного истребителя на вооружении ВМС КНР. Из-за весовых и габаритных ограничений связанных с
размещением на авианосце, ограниченного количества самолётов, которое можно на нем разместить и, тем более, из-за того, что взлёт осуществляется с трамплина, на
авианосце невозможно разместить большое количество типов специализированных палубных самолетов(например: самолётов ДРЛО, противолодочных и самолётов РЭБ).
Возможности же палубных вертолётов Z-18J достаточно ограниченны. Так что роль таких специализированных палубных самолетов РЭБ в повышении боевых возможностей
авианосцев и палубной авиации достаточно значительна. В этих условиях, необходимо было разработать специализированный палубный самолет радиоэлектронной борьбы с
использованием соответствующей техники и оборудования, аналогичный самолету радиоэлектронной борьбы на базе J-16 для ВВС. На базе двухместного варианта J-15S
создали палубный боевой самолет РЭБ. Он восполняет отсутствие специализированных истребителей РЭБ в ВМС Китая, является важным фактором повышения устойчивости
авианосных соединений , а также расширяет наступательные и оборонительные возможности авианосца. Это самолет такого же класса и выполняющий такие же функции,
что и EA-18G ВМС США. Он в основном выполняет задачи ведения электронной разведки, постановки помех и подавления противовоздушной обороны для поддержки операций
тактического / оперативного порядка
палубной авиации по нанесению ударов с воздуха и станет в будущем важной составной частью боевой мощи китайских авианосцев.
J-15D (歼-15D) по своему функционалу в основном сходен с сухопутным истребителем РЭБ J-16D. Но, из-за разных условий эксплуатации, между ними существуют некоторые
конструктивные отличия , а также различия в применяемом бортовом оборудовании. Таким образом, ВМС НОАК получат свои собственные высокоэффективные палубные
тактические самолеты РЭБ, что будет играть важную роль в повышении возможностей по нанесению воздушных ударов и обеспечению противоздушной обороны китайскими
истребителями корабельного базирования. Работы над новой модификацией истребителя J-15 начались в 2012 году. Т.к.большая часть систем вооружения и электронного
оборудования не сильно отличается от того, которое применяется на J-16D, то, весь процесс разработки проходил достаточно успешно, самолет в 2018 году совершил
первый испытательный полёт, к настоящему времени, уже вышел на завершающую стадию испытаний и в дальнейшем будет поставлен на вооружение морской авиации. На
новых китайских авианосцах в будущем будет размещено по 1-5 самолётов J-15D для поддержки операций истребительной авиации, что не только повысит боевые
возможности палубных самолётов, но и способствует их лучшей адаптации к сложной морской и воздушной боевой обстановке.
Описание особенностей конструкции:
На J-15D два пилота размещены тандемом. В остальном же по своей общей аэродинамической компоновке J-15D не сильно отличается от J-15, сохранена также и такая
заметная деталь как ПГО.. Но, т.к. J-15D – это типичный палубный самолёт, то вес его конструкции заметно больше чем у J-16D ВВС НОАК. А когда в строй морской
авиации КНР войдут авианосцы с новейшей электромагнитной катапультой, J-15D может стать самым тяжелым палубным самолётом в мире, что , однако, никак не
отразится на его боевых возможностях.
Модификация J-15 в варианте самолёта РЭБ отличается удлинённой носовой частью фюзеляжа. Это позволяет разместить в ней новую РЛС с АФАР и электронное
оборудование, которое не сильно отличается от того, которое установлено на J-16D. Однако, вероятно, была проведена частичная настройка РЛС и электронного
оборудования с учётом боевого применения на морском театре военных действий. Также, из-за особенностей боевого применения, от установки ОЛС перед фонарём кабины
и авиапушки отказались.
На внешней части консолей крыла расположены аэродинамические гребни. Вероятно они предназначены для того, чтобы устранить турбулентное движение потока на
верхней поверхности крыла и улучшить условия обтекания подвесного контейнера с электронным оборудованием на законцовках крыла, также, как и аналогичные детали
конструкции на американских EA-18G. Были удалены точки подвески на внешней части консолей крыла. Это было сделано прежде всего для того, чтобы улучшить
способность крыла воспринимать нагрузки, а также – чтобы решить проблему с вибрацией подвесных контейнеров с электронным оборудованием , размещённых на законцовках крыла. На законцовках крыла установлено электронное разведывательное/приемное оборудование по своим функциям аналогичное ALQ-218V(2) которыми
оснащены американские EA-18G.
J-15D оснащён оборудованием для ведения противорадиолокационной борьбы. Всего в стандартной комплектации на самолёт можно подвесить 4 контейнера с оборудованием
для постановки помех. Подвесные контейнеры станции постановки электронных помех истребителя J-15D внешне не сильно отличаются от тех, которые применяются на
J-16D. Но из-за того, что J-15D предназначен для применения на морском театре военных действий, в других условиях окружающей среды и против других противников,
эти подвесные контейнеры по своему функционалу вероятно отличаются от соответствующего оборудования установленного на J-16D.
Большие подвесные контейнеры с оборудованием для ведения РЭБ расположены под воздухозаборниками и , поэтому, фюзеляж самолёта и его подвесное оборудование не
мешает эффективному распространению помех в любых направлениях обнаружения источника (радиолокационного) излучения.
Благодаря прекрасным характеристикам базовой модели, J-15D обладает большими возможностями по подвеске широкой номенклатуры вооружения. Даже несмотря на то, что
число точек подвески в сравнении с J-16 уменьшилось на 4, вместе с тем , наряду с точками подвески контейнеров с электронным оборудованием для постановки помех,
осталось ещё достаточно места для размещения ракет "воздух-воздух " или противорадиолокационных ракет. Все 4 фюзеляжные и подфюзеляжные точки подвески
предназначены для размещения на них тяжелого вооружения или оборудования. Кроме фюзеляжных точек подвески лучше всего подходящих для размещения на них
контейнеров с электронным оборудованием для постановки помех, на двух подфюзеляжных точках подвески можно, в зависимости от боевой задачи, разместить ракеты
средней дальности класса " воздух-воздух " , противорадиолокационные ракеты или ракеты класса "воздух-поверхность ".
Под каждой из консолей крыла осталось только по две точки подвески. Обычно на внешней части консоли крыла подвешивают контейнеры с электронным оборудованием для
постановки помех. А на внутренней её части можно подвесить все виды вооружения, например: противорадиолокационные ракеты, ракеты класса "воздух-поверхность " ,
различные виды КАБ и т.д.
Киль, по сравнению с исходной моделью J-15, был "спрямлен" по верхней кромке. Это дало возможность выделить место для размещения специальных электронных
средств. Но, т.к. J-15D – это специализированный истребитель РЭБ, поэтому на верхней части его киля отсутствует система предупреждения о ракетного нападении и
система радиоэлектронной разведки.
На фото, которые были опубликованы в интернете ясно видно, что на опытном образце J-15D совершающем испытательный полёт по-прежнему установлены российские
двигатели АЛ-31Ф3. Исходя из этого можно сделать предположение, что машины с такими двигателями поступят лишь на вооружение двух авианосцев с трамплином. Но , в
будущем, после вступления в строй новейшего авианосца с катапультой, предназначенные для службы на нём J-15D , возможно, могут получить усовершенствованные
двигатели WS-10. А со значительно возросшей тягой двигателя общие ТТХ этих самолётов заметно возрастут.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
J-15D |
Размах крыла, м |
|
в полете |
14.90 |
в сложенном состоянии |
8.65 |
Длина, м |
21.05 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
нормальная взлетня |
26700 |
максимальная взлетная |
33500 |
топлива |
9500 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ АЛ-31Ф |
Тяга , кН |
|
максимальаня |
2 х 89.17 |
на форсаже |
2 х 135.0 |
Максимальная скорость, км/ч |
2200 (М=2.0) |
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Перегоночная дальность, км |
3200 |
Боевой радиус действия, км |
1200 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Макс. эксплуатационная перегрузка |
|
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
Боевая нагрузка - 7000 кг на 8 узлах подвески |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2022
|