Уголок неба ¦ Shenyang J-16D

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация истребители
   J-16D
       
Разработчик: Shenyang
Страна: Китай
Первый полет: 2021
Тип: Тактический истребитель РЭБ
  ЛТХ     Доп. информация
   


Битва за контроль над радиочастотами можно назвать важнейшим полем битвы не на жизнь, а на смерть. Тот, кто сможет контролировать весь радиочастотный диапазон , и свой, и противника , тот – уже наполовину одержал победу. Высокий уровень вооружения и техники во многом зависит от уровня ситуационной осведомлённости.

Специализированный тактический самолёт РЭБ всегда отсутствовал в составе ВВС КНР. Но появление такого типа самолёта на базе многоцелевого истребителя J-16 позволит восполнить этот пробел. На военном параде в Чжурихэ в 2017 году ВВС НОАК впервые официально продемонстрировали двухдвигательный двухместный многоцелевой истребитель J-16, предназначенный для ведения воздушного боя вне зоны прямой видимости и нанесения высокоточных авиаударов. Самолет был разработан авиастроительной корпорацией Shenyang на базе двухместного истребителя J-11BS с заимствованием технологий закупленного в России истребителя Су-30МКК, а также внедрением отечественных китайских разработок. Истребитель получил "продвинутый" комплекс авионики, обладает увеличенной дальностью полета и может с высокой эффективностью атаковать как наземные(надводные), так и воздушные цели. Прототип впервые успешно поднялся в воздух 17 октября 2011 года и поступил на вооружение в 2013 году. И именно во время проведения этого военного парада в авторитетных источниках также упоминалось, что корпорация Shenyang использует J-16 как базу для создания тактического истребителя РЭБ.

Так как базовая модель J-16 по своим основным характеристикам достигла уровня многоцелевого истребителя поколения 4++, то и самолёт РЭБ на его базе обладает высокими ЛТХ и большим боевым радиусом. J-16 стал первой боевой платформой для специализированного самолёта РЭБ в китайских ВВС , сочетающего в себе соответствующее программное обеспечение, большую боевую нагрузку, а также возможность высокоточного электронного позиционирования . Подобные тактические и оперативные средства ведения радиотехнической разведки , средства постановки помех и средства нанесения авиаударов по наземным(надводным) целям сыграют важную роль в повышении будущих возможностей ВВС Китая по осуществлению электронной поддержки и выполнению задач электронного подавления.

На авиасалоне в Чжухае в 2021 году ВВС Китая впервые продемонстрировали тактический истребитель J-16D (歼-16D), отражающий новое стремление китайской армии "победить при помощи электроники".

В марте 2018 г. газета "Народно-Освободительная армия" рассказала о ходе учений пилотов истребителей J-16, бригады командования ВВС Западного театра военных действий:

" Пилоты выполняли манёвры с большими перегрузками : виражи, мертвые петли, полубочки и перевороты. Пилоты которые раньше летали на J-10, почувствовали, что управление гораздо более тяжелым J-16 ничем не отличается от управления J-10. Так, при преследовании цели в положении "справа сзади" им стоило лишь плавно действовать ручкой управления и истребитель чутко реагировал на действия пилота. Поднявшись на горку, а затем совершив переворот и резко спикировав вниз, пилоты , пользуясь "продвинутыми" датчиками, быстро осуществляли идентификацию и сопровождение целей. Помимо этого, J-16 прекрасно выполняет полёты даже на сверхмалых высотах : экипаж быстро получает необходимую информацию и прокладывает маршрут с учетом положения солнца, рельефа местности и других факторов. 1000 метров, 500 метров, 300 метров, 100 метров... После снижения на заданную высоту истребитель совершил горизонтальный полет на высокой скорости, и пока ориентиры и высокие деревья стремительно проносились мимо, истребитель чётко выполнил ряд маневров уклонения и успешно выполнил задачу по нанесению авиаударов по наземным целям. Очевидно, что такая мощная машина может стать прекрасной базой для создания самолёта РЭБ."

J-16D, который можно назвать передовым средством ведения радиоэлектронной борьбы, несомненно, внесет революционные изменения в тактику ВВС НОАК .

Судя по опыту американских военных в подготовке экипажей EA-18G "Growler", китайские военные готовят пилотов J-16D примерно так, чтобы "сначала научить их летать, а потом – выживать и уметь сражаться". Так называемое "уметь летать" означает уметь летать на J-11BS или даже на J-16, а затем, после сдачи экзаменов, стать пилотом J-16D. J-16D на данный момент является единственной доступной платформой оперативно-тактического уровня в ВВС НОАК для создания радиолокационных помех противнику. При этом он не имеет средств ведения ближнего воздушного боя, и может полагаться только на свои средства радиоэлектронного противодействия. Поэтому наиболее важной задачей командования является научить пилотов машин этого типа выполнять задачи РЭБ за пределами досягаемости боевых средств противника.

Судя по зарубежному опыту, молодым пилотам, очевидно, необходимо сначала освоить навыки работы с бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой(РЛС с АФАР). Радар мощный, и он передает экипажу богатую информацию через большой ЖК-экран. Пилоты должны отработать меры радиоэлектронного противодействия по наземным и воздушным средствам противника в пределах и за пределами видимости, при этом всегда находясь вне зоны действия огневых средств противника.

После овладения этими жизненно важными навыками проходящие обучение на J-16D пилоты перейдут к этапу ведения радиоэлектронной борьбы(РЭБ). J-16D — двухместный самолет, в передней кабине располагается пилот, в задней — оператор РЭБ. Пилот обеспечивает безопасный полет, проверяет, нет ли вокруг угроз, и подтверждает: способствует ли обстановка проведению радиоэлектронного подавления, проведению атаки или ведению разведки. Оператор в задней кабине отвечает за конкретное выполнение боевой задачи по проведению радиоэлектронной борьбы. Считается, что на протяжении всего курса пилоты и операторы радиоэлектронной борьбы должныобучаться вместе. В ходе обучения стажерам необходимо преодолеть все трудности, произвести захват источника радиоизлучения, разведать обстановку в районе нахождения цели, проверить угрозы безопасности в пределах и за пределами прямой видимости и рассчитать, куда должен лететь самолет, чтобы обеспечить свою собственную безопасность и контролировать обстановку в радиоэфире.Умело используя преимущества радиолокационного подавления, парализовать действия цели.

Эти самолёты предполагается также использовать совместно с истребителями 5-го поколения J-20.

Общим для самолетов J-16D и J-20 является то, что они оба нацелены на радиолокационное обнаружение противника. Но полагаться только на истребители-"невидимки" недостаточно, они лишь сокращают дистанцию обнаружения и делают РЛС противника "близорукими". Самолет все равно может быть обнаружен на определенном расстоянии, особенно благодаря мощным РЛС с активной антенной решеткой (АФАР). Гораздо лучше будет провести постановку эффективных помех , чтобы способность РЛС противника к обнаружению была сведена на нет, а их "близорукость" превратилась бы в настоящую "слепоту". Во многих войнах, разразившихся в мире в последние годы, на первый план вышли самолёты РЭБ, сыгравшие важнейшую роль в надёжной радиолокационной защите своих авиационных соединений и предоставлении им полной информации об обстановке на поле боя. При этом, в ВВС НОАК J-16D будет отвечать за радиолокационное подавление боевых средств противника и предотвращение обнаружения своих самолётов , в то время как J-20 будет стремиться произвести атаку целей не будучи обнаруженым.

Совместное применение J-16D и J-20 обещает повышение эффективности проведения воздушных операций в несколько раз, поэтому командование ВВС НОАК обязательно будет использовать это сочетание.

В последнее время, всё больше J-16 участвуют в "залётах" ВВС НОАК в воздушное пространство Тайваня. Трудно визуально на большом расстоянии отличить J-16 от J-16D, но, есть информация, что J-16D также принимают участие в этих операциях в условиях максимально приближенных к реальной боевой обстановке.

Что касается системы авионики J-16D, то предполагается, что это должна быть система авионики 4-го поколения, которая частично использует технологии 5-го поколения.Бортовой канал передачи данных используется для обмена и анализа информации между своими самолетами , а также повышает возможности по ведению группового воздушного боя и атаки за пределами прямой видимости. Это также основной способ модернизации самолетов 4-го поколения для передовых стран в США и Европе. После принятия на вооружение усовершенствованной системы авионики маневренность J-16D не только находится в категории истребителей 4++, но и его возможности по ведению РЭБ находятся на уровне лучших машин этого класса в мире, сравнимом с хорошо известным самолётом РЭБ ВМС США EA-18G "Growler ".

J-16 имеет в общей сложности 12 узлов подвески, в том числе 2 между мотогондолами, 2 под воздухозаборниками, 6 под консолями крыла и 2 на законцовках , общей грузоподъемностью свыше 8 тонн. За исключением двух узлов подвески на законцовках крыла преобразованных в комплексные торпедообразные гондолы с разведывательной аппаратурой, остальные узлы подвески сохранены. Как показал авиасалон в Чжухае, все J-16D оснащены контейнерами серии RKZ-930. Судя по маркировке на корпусе , контейнеры RК-З930-22 и RК-З930-10 установлены под консолями крыла, а RК-З930-31 и RК-З930-32 - слева и справа от фюзеляжа. В основном они идентичны, но расположение антенн немного отличается. Это должно быть разные модификации одной и той же серии, для радиолокационного подавления различных частотных диапазонов. Предполагается, что эта серия контейнеров должна иметь конструкцию, подобную блоку радиоэлектронного подавления (NGJ) США следующего поколения, то есть в дополнение к обычным блокам генерации

низкочастотных и высокочастотных помех был добавлен блок генерации помех среднего волнового диапазона, что делает их действительно эффективными для всех частотных диапазонов. Блоки РЭБ имеют впускное и два выходных отверстия на определенном расстоянии с левой или правой стороны, которые используются для привода турбины набегающим потоком воздуха для выработки электроэнергии и для охлаждения. Очевидно, что контейнеры серии RKZ-930, интегрированы с системой авионики J-16D и, как правило, имеют встроенные подсистемы разведки, активных помех, комплексной защиты (активные помехи ) , точную широкополосную модуляцию радиосигнала и многоядерную вычислительную подсистему. Применяются в трех боевых режимах: в режиме радиоразведки (большинство иностранных армий работает в диапазоне 1,2-40 ГГц), в режиме постановки активных помех авиационной групповой защиты (общая рабочая частота иностранных(по отношению к Китаю) войск составляет 1 ~ 4 ГГц), режима наступательных активных помех (большая часть иностранных ,по отношению к Китаю ,армий) работает на частоте 4-18 ГГц, а эффективный радиус защиты одного комплекса оценивается примерно в несколько сот километров. Теоретически истребитель РЭБ с такой возможностью полнодиапазонного подавления может значительно усилить возможности радиоэлектронного подавления и радиоэлектронного обмана собственного авиационного комплекса. С одной стороны, он может создать зону "противорадиолокационной защиты" вокруг одиночного самолёта или группы самолётов, "ослепив" систему наведения противника или заставить управляемое вооружение противника лететь к условной (ложной) цели, что равносильно тому, чтобы сделать невидимым для радаров противника собственные самолёты. Если судить по реальным боевым характеристикам американского "Гроулера", наличие таких самолетов может значительно повысить выживаемость обычных истребителей, не являющихся малозаметными, на поле боя в 25–30 раз. Кроме того, если будет подтверждено, что J-16D обладает продвинутым "Комплексом мер противодействия связи (CCS- Communications Countermeasures Set)", таким как на "Гроулере", то возможно сканирование беспроводных голосовых сигналов противника и даже сигналов канала передачи данных, а затем генерирование направленных помех и передача их через низкочастотные передатчики.

Необходимо подчеркнуть, что энергопотребление бортовой системы постановки активных помех J-16D точно будет большим, и, поэтому, необходимо продумать размещение элементов электропитания. Кроме того, так как военные США и их азиатско-тихоокеанские союзники и партнеры начинают популяризировать радиоэлектронные средства миллиметрового диапазона и высокоточное оружие, количество каналов, которые самолёты РЭБ должны обнаружить и подавить увеличилось в геометрической прогрессии. Если в низкочастотных диапазонах может быть всего 10 каналов, то на 40 ГГц их будут сотни. Это означает, что если самолет РЭБ хочет подавить сотни каналов одновременно, его радиоэлектронное оборудование должно быть значительно модернизировано. Что влечёт за собой также и резкое повышение энергопотребления. Важнейшей технической задачей в настоящее время является значительное улучшение характеристик хорошо отлаженного электронного оборудования для того, чтобы , в условиях резкого расширения радиоэлектронного спектра, повысить возможности по сбору данных радиотехнической разведки в мирное время, более эффективно выявлять электромагнитные источники излучения средств противника , автоматически записывать их характеристики в базу данных, а также автоматически обнаруживать, принимать, анализировать и подавлять радиосигналы противника в военное время.

Кроме того, помимо контейнеров комплекса РЭБ, J-16D также несет две ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности "Pl-15" в точках подвески под мотогондолами. Это значит, что J-16D по-прежнему сохраняет способность вести воздушный бой на больших дальностях, ничуть не уступая в этом E/A-18G. Что касается ракет класса "воздух-воздух" малой дальности, таких как "Pl-10", то после удаления инфракрасной системы обнаружения и сопровождения(ОЛС) и сокращения площади сечения антенной решётки РЛС , J-16D, возможно, лишился возможностей по запуску ракет "воздух-воздух " ближней дальности, т.к. тактическому истребителю РЭБ не нужно и бессмысленно вступать в ближний манёвренный бой. Что касается других видов вооружений, то самолёт может быть вооружён противорадиолокационными ракетами YJ-91A и ракетами класса "воздух-поверхность" K/AKD-88 и т. д.

Основные внешние отличия J-16D от базовой модели

1. Конструкция системы питания носовой части осталась прежней, но длина отсека РЛС серьезно сократилась,т.к. под носовым обтекателем РЛС пришлось выделить место для размещения оборудования для ведения РЭБ. Возможно, взамен прежней, была установлена РЛС с АФАР меньшего диаметра, заменено вспомогательное оборудование РЛС . Благодаря сохранению электрического сканирования, производительность, вероятно, осталась на прежнем уровне. Поверхность молниезащиты на новом обтекателе покрывает большую поверхность , чем на оригинальной конструкции.

2. Также отсутствует датчик инфракрасной системы поиска и слежения (ОЛС, IRST) и измеритель угла сноса.

Обшивка где размещалась ОЛС была вписана в обводы фюзеляжа, и после отказа от этого оборудования часть пространства внутри была освобождена для других целей. Антенна системы "свой-чужой" нового типа также также была перемещена с верхней части фюзеляжа в это место.

3. Штанга системы дозаправки в воздухе китайского производства была заменена на импортную(по-видимому, российскую) . Однако по своим характеристикам она не сильно отличается от китайской. Сейчас на различные типы самолётов устанавливаются как китайские, так и импортные образцы. Возможно, китайские используются потому, что они были просто раньше установлены на самолёты . Следует ли их заменять в будущем, покажет время.

4. Цельная крышка доступа для обслуживания РЛС была заменена на двустворчатый лючок. Это упростило его конструкцию и позволило повысить его прочность. Это первый китайский "Фланкер", в котором отказались от такой конструкции подобной носовой части истребителя Су-35.

5. Носовой строевой огонь был пересен вверх, рядом со штангой системы дозаправки в воздухе.

6. Антенны связи нового типа ВЧ/УК( HF/VHF) диапазона установлены сверху фюзеляжа и снизу носового обтекателя. Наибольшую критику(блогеров) вызывает способное моделировать сложную электромагнитную обстановку новое оборудование связи. Меньшую критику вызывают станции постановки помех.

7. На передней стойке шасси рулежную фару поменяли местами с одной из посадочных фар. Таким образом, теперь рулежная фара располагается снизу, а две посадочные —сверху.

8. Была демонтирована авиационная пушка, люк загрузки боеприпасов, отверстие для экстракции стрелянных гильз, а также жаропрочный лист из нержавеющей стали, защищающий конструкцию самолёта при стрельбе из пушки.

9. По обеим сторонам воздухозаборников установлены широкие штыревые антенны. Вероятно, это антенны системы электронной поддержки или РЭБ (ESM или ECM).

10. Отсутствуют антенны приёмника радиолокационного излучения/РЭБ (RWR/ESM) на носке крыла.

11. На вертикальном оперении в общей сложности удалены 4 приемные антенны RWR , а вместо них установлено новое устройство — антенна системы инструментальной посадки (ILS).

12. Первоначальные точки подвески ракет ближнего радиуса действия №5/6 под крылом были удалены, и остались только № 3/4. Фактически, способность противостоять противнику в воздушном бою в основном зависит от систем РЭБ и PL-12/15 для осуществления дальнего ракетного перехвата. Большая часть "тяжёлых" точек подвески должна быть зарезервирована для больших подавляющих модулей РЭБ (ECM) и противорадиолокационных ракет для "ослепления" противника.

13. Пусковые устройства ракет на законцовках крыла №7/8 были удалены и заменены стационарными гондолами с оборудованием для ведения РЭБ . Они, аналогично подобным системам, выполняют три основные функции: предупреждение о радиолокационном излучении(RWR), ведение РЭБ(ESM) и проведение электронной разведки. Но, кроме того, также была установлена станция постановки помех (CCS).

 



 ЛТХ:
Модификация   J-16D
Размах крыла, м   15.00
Длина, м   21.90
Высота, м   6.35
Площадь крыла, м2   62.40
Масса, кг  
  пустого   17700
  нормальная взлетня   26000
  максимальная взлетная   35000
Тип двигателя   2 ТРДДФ Woshan WS-10B Taihang
Тяга , кН  
  максимальаня   2 х 90
  на форсаже   2 х 140.0
Максимальная скорость, км/ч   2450
Крейсерская скорость, км/ч    
Перегоночная дальность, км   3000
Боевой радиус действия, км   1300
Максимальная скороподъемность, м/мин   18050
Практический потолок, м   17300
Макс. эксплуатационная перегрузка   9
Экипаж, чел   1
Вооружение:   боевая нагрузка - 8000 кг на 10 узлах подвески


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Опытный J-16D
 J-16D
 J-16D
 J-16D
 J-16D
 J-16D
 J-16D
 J-16D
 Сравнение J-16 и J-16D (внизу)
 Блоки РЭБ на J-16D
 Подкрылевой блок РЭБ  J-16D
 Подкрылевой блок РЭБ J-16D
 Подкрылевой блок РЭБ на J-16D
 Законцовки крыла J-16D с контейнером РТР
 Блоки РЭБ на J-16D J-16D

  Схемы:

 Размещение оборудования на J-16D

  Варианты окраски:

 Опытный J-16D

 



 

Список источников:

Дмитрий Нагорный. Тактический истребитель РЭБ Shenyang J-16D
PLAAF - ВВС Народно-освободительной армии Китая (vk.com/plaaf)


Уголок неба. 2022 



 

  Реклама: