Уголок неба ¦ Shenyang J-5 (F-5)

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   J-5
       
Разработчик: Shenyang
Страна: Китай
Первый полет: 1956
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


     По некоторым сведениям, к середине 50-х гг. ВВС Народной освободительной армии Китая (НОАК) уже имели на вооружении МиГ-17/17Ф. которые были поставлены Советским Союзом и получили местное обозначение J-4. В 1955 г на завод в Шеньяне была передана документация для лицензионного производства МиГ-17Ф, а в июле следующего года начались летные испытания китайского варианта истребителя, обозначенного J-5. По своим ЛТХ он почти не отличался от советского прототипа. Одновременно на заводе в Харбине развернулось производство двигателя ВК-1Ф, которому присвоили индекс Xian WP-5. Выпуск J-5 китайцы прекратили в 1959 г., изготовив 767 истребителей. Часть этих самолетов под обозначением F-5 была поставлена на экспорт.

В 1961 г началось создание первого китайского всепогодного перехватчика J-5A, являвшегося аналогом МиГ-17ПФ Самолет оснащался РЛС "Изумруд" и вооружался тремя пушками НР-23. В июле 1964 г завершилась сборка опытного экземпляра, а в ноябре он совершил первый полет. В следующем году перехватчик запустили в серийное производство. Его экспортный вариант получил обозначение F-5A.

На базе J-5 в 1965 г. специалисты завода в г. Ченгду приступили к созданию двухместного учебно-тренировочного самолета JJ-5, предназначенного для замены УТИ-МиГ-15. Новая "спарка" оснащалась РЛС и безфорсажным двигателем Xian (ХАЕ) WP-5D (лицензионная копия ВК-1А). На самолете имелось переговорное устройство СПУ-2П, вооружение состояло из одной пушки типа "23-1" (аналога HP-23), установленной справа от носовой стойки шасси. Первый полет опытного JJ-5 состоялся 8 мая 1966 г. После завершения испытаний на заводе в Ченгду началось серийное производство, продолжавшееся до конца 1986 г. В общей сложности, по информации справочника Jane's Aircraft Upgrades, был построен 1061 экземпляр JJ-5.

По утверждению китайских специалистов, как учебно-тренировочный самолет JJ-5 превосходит УТИ-МиГ-15. Демонстрационная группа китайских ВВС по высшему пилотажу и поныне выступает на этих машинах. "Спарки" поставлялись на экспорт под обозначением FT-5 и были весьма популярны в ряде стран. Так, по информации того же справочника, Албания получила 35 машин, Пакистан - 20, Шри-Ланка и Зимбабве - по две.

Первыми зарубежными пилотами, испытавшими МиГ-17 в реальных воздушных боях, стали китайцы. Июльской ночью 1956 г. операторы наземных РЛС обнаружили неизвестный самолет и вскоре навели на него истребитель, пилотируемый Героем КНР Лу Минем. Противник, которым оказался тайваньский В-17, очень быстро был уничтожен. Через два месяца летчик Чжан Вэньи сбил ночью в сложных метеоусловиях еще один гоминьдановский самолет. "Соколам Мао", пилотировавшим МиГ-17 и J-5, и в дальнейшем приходилось не раз вступать в бой с тайваньскими самолетами. Например, 14 августа 1958 г. истребители НОАК вступил и в бой над о. Пинтань с 12 тайваньскими "Сейбрами". Летчик Чжоу Чунь-фу сбил два F-86F, но и сам погиб. 24 сентября произошло событие, вошедшее в историю воздушных войн - впервые в бою было применено управляемое ракетное оружие класса "воздух-воздух". В тот день в воздухе встретились примерно 30 китайских J-5 и четырнадцать тайваньских F-86F, шесть из которых произвели пуски ракет AIM-9B Sidewinder. Согласно коммюнике гоминдановцев, в результате этой атаки четыре истребителя ВВС НОАК были сбиты, а еще шесть удалось уничтожить артиллерийским огнем. "Большой" Китай признал, что тайваньские истребители уничтожили ракетами один J-5. Еще один самолет получил попадание "Сайдвиндера", но она не взорвалась, и летчик привез на свой аэродром эдакий сувенир,





 Модификации :
 J-5 (F-5)  китайский вариант МиГ-17Ф.
 J-5A (F-5A)  китайский вариант МиГ-17ПФ.   Построено 767 самолетов.
 JJ-5 Chengdu (FT-5)  учебно-боевой вариант J-5A.



 ЛТХ:
Модификация   J-5
Размах крыла, м   9.628
Длина, м   11.36
Высота, м   3.80
Площадь крыла, м2   22.60
Тип двигателя   1 ТРД Liming (LM) Wopen-5
Тяга , кН  
  нефорсированная   1 х 26.48
  форсированная   1 х 33.14
Топливо во внутренних баках, кг   1155
  в ПТБ   655 (2 ПТБ 400 или 240 л)
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте 3000 м   1145
  на высоте 10000 м   1071
Практическая дальность с ПТБ, км   1980
Дальность действия, км   700
Практический потолок, м   16600
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 37-мм пушка Type 37-1 c 40 патронами и
  две 23-мм пушки Type 23-1 c 80 патронами на пушку.
  боевая нагрузка - 500 кг на 2 узлах подвески
  2х 250- или 100 кг бомбы или  2 ПУ 8(16)х55-мм НУР


 Доп. информация :


 Фотографии:

 J-5
 J-5
 J-5
 J-5
 J-5 ВВС Албании
 Эскадрилья J-5 на аэродроме
 Прототип J-5A
 Прототип J-5A
 Прототип J-5A
 J-5A

 Схемы:

 Варианты J-5

 Варианты окраски:

 J-5
 J-5
 J-5
 J-5 (c) А. Юргенсон

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика 2000-12. А.Демин. Авиация великого соседа
Air Force World.com. PLA
Chinese Defense Today. An unofficial web site of Chinese defense affair
Hui Tong.Chinese Military Aviation


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: