По некоторым сведениям, к середине 50-х гг. ВВС Народной освободительной армии Китая (НОАК) уже имели на вооружении
МиГ-17/17Ф. которые были поставлены Советским Союзом и получили местное
обозначение J-4. В 1955 г на завод в Шеньяне была передана
документация для лицензионного производства МиГ-17Ф, а в июле следующего
года начались летные испытания китайского варианта истребителя,
обозначенного J-5. По своим ЛТХ он почти не отличался от советского
прототипа. Одновременно на заводе в Харбине развернулось производство
двигателя ВК-1Ф, которому присвоили индекс Xian WP-5. Выпуск J-5 китайцы
прекратили в 1959 г., изготовив 767 истребителей. Часть этих самолетов под
обозначением F-5 была поставлена на экспорт.
В 1961 г началось создание первого китайского всепогодного перехватчика
J-5A, являвшегося аналогом МиГ-17ПФ Самолет оснащался РЛС "Изумруд" и
вооружался тремя пушками НР-23. В июле 1964 г завершилась сборка опытного
экземпляра, а в ноябре он совершил первый полет. В следующем году
перехватчик запустили в серийное производство. Его экспортный вариант
получил обозначение F-5A.
На базе J-5 в 1965 г. специалисты завода в г. Ченгду приступили к созданию
двухместного учебно-тренировочного самолета JJ-5, предназначенного для
замены УТИ-МиГ-15. Новая "спарка" оснащалась РЛС и безфорсажным двигателем
Xian (ХАЕ) WP-5D (лицензионная копия ВК-1А). На самолете имелось
переговорное устройство СПУ-2П, вооружение состояло из одной пушки типа
"23-1" (аналога HP-23), установленной справа от носовой стойки шасси.
Первый полет опытного JJ-5 состоялся 8 мая 1966 г. После завершения
испытаний на заводе в Ченгду началось серийное производство,
продолжавшееся до конца 1986 г. В общей сложности, по информации
справочника Jane's Aircraft Upgrades, был построен 1061 экземпляр JJ-5.
По утверждению китайских специалистов, как учебно-тренировочный самолет
JJ-5 превосходит УТИ-МиГ-15. Демонстрационная группа китайских ВВС по
высшему пилотажу и поныне выступает на этих машинах. "Спарки" поставлялись
на экспорт под обозначением FT-5 и были весьма популярны в ряде стран.
Так, по информации того же справочника, Албания получила 35 машин,
Пакистан - 20, Шри-Ланка и Зимбабве - по две.
Первыми зарубежными пилотами, испытавшими МиГ-17 в реальных воздушных боях,
стали китайцы. Июльской ночью 1956 г. операторы наземных РЛС обнаружили
неизвестный самолет и вскоре навели на него истребитель, пилотируемый
Героем КНР Лу Минем. Противник, которым оказался тайваньский В-17, очень
быстро был уничтожен. Через два месяца летчик Чжан Вэньи сбил ночью в
сложных метеоусловиях еще один гоминьдановский самолет. "Соколам Мао",
пилотировавшим МиГ-17 и J-5, и в дальнейшем приходилось не раз вступать в
бой с тайваньскими самолетами. Например, 14 августа 1958 г. истребители
НОАК вступил и в бой над о. Пинтань с 12 тайваньскими "Сейбрами". Летчик
Чжоу Чунь-фу сбил два F-86F, но и сам погиб. 24 сентября произошло событие,
вошедшее в историю воздушных войн - впервые в бою было применено
управляемое ракетное оружие класса "воздух-воздух". В тот день в воздухе
встретились примерно 30 китайских J-5 и четырнадцать тайваньских F-86F,
шесть из которых произвели пуски ракет AIM-9B Sidewinder. Согласно
коммюнике гоминдановцев, в результате этой атаки четыре истребителя ВВС
НОАК были сбиты, а еще шесть удалось уничтожить артиллерийским огнем.
"Большой" Китай признал, что тайваньские истребители уничтожили ракетами
один J-5. Еще один самолет получил попадание "Сайдвиндера", но она не взорвалась, и
летчик привез на свой аэродром эдакий сувенир,
Модификации
: |
|
|
J-5 (F-5) |
китайский вариант МиГ-17Ф. |
J-5A (F-5A) |
китайский вариант МиГ-17ПФ.
Построено 767 самолетов. |
JJ-5 Chengdu (FT-5) |
учебно-боевой вариант J-5A. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
J-5 |
Размах крыла, м |
9.628 |
Длина, м |
11.36 |
Высота, м |
3.80 |
Площадь крыла, м2 |
22.60 |
Тип двигателя |
1 ТРД Liming (LM) Wopen-5 |
Тяга , кН |
|
нефорсированная |
1 х 26.48 |
форсированная |
1 х 33.14 |
Топливо во внутренних баках, кг |
1155 |
в ПТБ |
655 (2 ПТБ 400 или 240 л) |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте 3000 м |
1145 |
на высоте 10000 м |
1071 |
Практическая дальность с ПТБ, км |
1980 |
Дальность действия, км |
700 |
Практический потолок, м |
16600 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 37-мм пушка Type 37-1 c 40 патронами и две 23-мм пушки Type 23-1 c 80 патронами на пушку.
боевая нагрузка - 500 кг на 2 узлах подвески
2х 250- или 100 кг бомбы или 2 ПУ 8(16)х55-мм НУР |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|