Истребитель J-8II, создан в результате модернизации созданного в КНР в конце
семидесятых годов истребителя-перехватчика J-8I,
конструкция которого в свою очередь
основывалась на конструкции советского
истребителя МиГ-21, производившегося в КНР по
лицензии.
Создание и совершенствование самолета
J-8II является, пожалуй, наиболее крупной и
успешной программой Китая в области
боевых самолетов. Первоначально
разработанный как истребитель-перехватчик,
предназначенный для решения задач ПВО
страны, самолет J-8II (F-8II) постепенно
трансформировался в многоцелевой
истребитель по ряду параметров
приближающийся к российским и
американским модернизированным
истребителям четвертого поколения. В то
же время аэродинамика, конструкция
планера и ряд бортовых систем этой
машины соответствуют уровню 1960-х годов,
т.е. самолетам второго и третьего
поколений. В целом J-8IIM достаточно полно
характеризует современный уровень
самолетостроения КНР, сочетающий
советскую технологию 1960-х с "привитыми"
к ней элементами современной западной и
российской авионики и авиационного
вооружения.
J-8II - глубокая модернизация истребителя-перехватчика
J-8, особенности компоновки которого не
позволяли установить в носовой части
фюзеляжа более мощную БРЛС с
крупногабаритной антенной. После
создания в Китае авиационной
радиолокационной станции нового
поколения, по своим возможностям и
габаритам близкой советской БРЛС "Орел",
возникла необходимость в коренной
перекомпоновке носовой части
истребителя.
Формирование облика нового самолета
началось в апреле 1981 года, а в 1982 году в
НИИ авиационной техники в Шеньяне под
руководством главного конструктора Гу
Сонгфена приступили к рабочему проектированию истребителя J-8II. Перед коллективом конструкторов ставилась задача создать истребитель завоевания превосходства
в воздухе и способного наносить удары по наземным целям в любых метеоусловиях. Определяющим в облике J-8II стали боковые
воздухозаборники. Под носовым радиопрозрачным обтекателем установили моноимпульсную РЛС. В западной прессе сообщалось, что Китай получил из Египта несколько МиГ-23, ряд
технических решения которых внедрили в китайский самолет. Так, воздухозаборники J-8II весьма напоминают аналогичные устройства
"МиГа". Два подфюзеляжных киля заменены на один складывающийся - решение, явно заимствованное у конструкторов МиГ-23. На самолете установлены два ТРДФ
WP-1 ЗА с тягой на форсаже 6730 кгс (китайский вариант Р-13-300, устанавливавшихся на МиГ-21 МФ). В целом
модернизации подверглось около 70% исходного J-8I.
Конструкция самолета представляет собой
цельнометаллический моноплан со
среднерасположенным треугольным в плане крылом
(угол стреловидности по передней кромке 60°),
однокилевым вертикальным оперением и цельноповоротным стабилизатором. Крыло самолета
оборудовано элеронами и двухсекционными
закрылками, на верхней его поверхности
установлены аэродинамические гребни. Для
повышения путевой устойчивости самолета под
фюзеляжем установлен дополнительный складной
вертикальный киль. Как и у прототипа самолета,
шасси выполнено по трехстоечной схеме, при этом
передняя стойка в полете убирается в фюзеляж
поворотом вперед, а основные стойки - в крыло.
Для сокращения пробега при посадке на самолете
может быть использован тормозной парашют,
контейнер которого смонтирован под вертикальным
оперением. Для этой же цели используются и четыре
аэродинамических тормоза, смонтированных под
фюзеляжем. В целом в конструкции планера широко
применены легкие алюминиевые и титановые сплавы,
а также специальные стали. В частности, титановые
сплавы применены в зоне фюзеляжа, подвергающейся
нагреву от двух турбореактивных двигателей.
Кабина пилота расположена в передней части
фюзеляжа за радиопрозрачным обтекателем РЛС.
В кабине установлено катапультируемое кресло,
она оборудована системой кондиционирования
воздуха. Радиоэлектронное оборудование самолета
состоит из моноимпульсной РЛС, навигационной
системы, системы оповещения об облучении
самолета РЛС противника, системы
радиоопознавания и связного радиооборудования.
Самолет также оснащен средствами
радиоэлектронной борьбы. Необходимая для пилота
информация выводится на систему отображения
информации на лобовом стекле. Стремясь повысить
качество радиоэлектронного оборудования
самолета, командование китайских ВВС проводило
работы по его модернизации с помощью
американских и израильских фирм.
Первый полет на J-8II выполнил в июне 1984-го летчик-испытатель Кю Хуерен. Летные испытания четырех опытных машин проводились в
1986-1987 годах, еще два планера построили для статиспытаний. Серийно J-8II выпускался в течение двух лет, начиная с 1988-го. В 1990-м
четвертый прототип J-8II демонстрировался на авиационно-космическом салоне в Париже. По состоянию на 1998-й в ВВС КНР насчитывалось
200 истребителей J-8/J-8I и 55 J-8II.
Первая достоверная информация о J-8II появилась на Западе в 1985-м, после бегства на Тайвань китайского летчика. Он сообщил, что
четыре таких самолета базировались на авиабазе морской авиации Янтай и раскрыл их характеристики и особенности конструкции. Однако вскоре американцы смогли получить информацию о
новом варианте J-8 из первых рук, совершенно официально.
Узким местом всепогодного многофункционального истребителя, как и следовало ожидать, стала бортовая электроника. К середине 1980-х над Китаем подул ветер перемен, страна
перестала быть "вещью в себе". Западные фирмы, хотя и с опаской, но шли на сотрудничество с КНР в области военной техники. Не сумев самостоятельно разработать современную бортовую
электронику, китайцы обратились к западному опыту.
В августе 1987-го с фирмами "Вестингауз" и "Грумман" был подписан контракт на переоснащение американским БРЭО 50 истребителей J8II,
тогда же самолет официально получил "вестернизи-рованное" обозначение F-8II (очень часто и самолеты
J-8 обозначаются в литературе как F-8). Контракт предусматривал установку на китайский самолет
импульсно-доплеровской РЛС "Вестингауз" APG-66 (ставилась на F-16A/B), способной
обнаруживать цели на фоне земной поверхности. Архитектура новой бортовой электроники строилась вокруг цифровой шины передачи данных единого стандарта НАТО 1553В, обновлялся состав
прицельно-навигационного комплекса (в его состав введена инерциальная навигационная система Литтон LN-39), а в кабине устанавливался
индикатор на фоне лобового стекла. Увеличена мощность системы электропитания и системы кондиционирования воздуха.
Китайско-американская программа на первых порах развивалась успешно, в марте 1989-го два истребителя доставили в американский испытательный центр Эдварде, где начался монтаж
нового оборудования. Однако в том же году США ввели экономические санкции в отношении Китая, и работы по модификации J-8II прервали.
Китайцам пришлось модернизировать БРЭО собственными силами. Опыт совместной работы с инженерами фирм "Грумман" и "Вестингауз"
даром не прошел: самолет получил и импульсно-доплеровскую РЛС, и шину данных 1553, в прицельно-навигационную систему удалось интегрировать нашлемные прицелы. На F-8II
установили устройство дозаправки в воздухе, увеличили на 4% тягу ТРД. Модернизированный истребитель предназначался и для поставок на экспорт. Впервые его продемонстрировали
на выставке "Азиан Аэроспейс", проходившей в 1992-м в Сингапуре.