J-8IIM - многоцелевой истребитель, разработанный китайской
фирмой
Shenyang на базе истребителя J-8II. Технический уровень
самолета J-8II, в целом соответствующий
уровню советского истребителя Су-15
начала 1960-х годов, в конце 80-х уже не устраивал ВВС
Китая. Чтобы сократить технологический
разрыв с ведущими авиационными
державами (главным образом, в области
бортового радиоэлектронного
оборудования), правительство КНР в
августе 1987 года заключило договор с США
о создании усовершенствованного
варианта самолета J-8II с американским
БРЭО. Предполагалась установка РЛС
Вестингауз AGP-66 (используемой на F-16A) в
сочетании с новой системой управления
огнем, ИНС Литтон LN-39 и т.д. В марте 1989
года на авиабазу ВВС США Эдварде прибыло
два истребителя J-8II, на которых начались
работы по установке американского БРЭО.
В общей сложности, при технической
помощи США планировалось доработать 50
самолетов. В 1990 г. планировалось начать в
США летные испытания первого самолета,
получившего название "Пис Перл, а
к 1995 г. завершить работы по
переоборудованию всех 50 истребителей.
Однако летом 1989 года, после разгона
китайскими властями студенческой
демонстрации в Пекине, реализация
программы была остановлена
американской стороной по политическим
причинам (все военно-технические
американо-китайские контакты были
полностью свернуты в 1990 году). Но попытка
США "наказать" Китай за "нарушение
прав человека" не удалась.
Правительство КНР стало прорабатывать
варианты с израильскими фирмами, а затем
переориентировалось на техническое
сотрудничество в модернизации
истребителя J-8II на Россию,
восстановившую к тому времени
дружественные отношения с восточным
соседом.
После закрытия программы
разработки израильского истребителя IAI
Lavi появились сообщения о
работах по адаптации РЛС ELTA EI/M-2034,
созданной для этого самолета, к
истребителю J-8II. Кроме того,
модернизированный вариант самолета J-8II
намечалось оснастить ИЛС, двумя
монохромными экранными индикаторами на
ЭЛТ и автоматической системой посадки,
также разработанными в Израиле.
В 1995 году был построен, а 19
апреля 1996 года совершил первый полет
истребитель J-8IIM, ставший первым
китайским современным многоцелевым
боевым самолетом. Его основными
задачами являются всепогодный перехват
воздушных целей, ведение борьбы за
завоевание господства в воздухе,
эскортирование ударных самолетов,
воздушное патрулирование, атака
наземных и надводных целей.
Основным отличием новой
машины от самолета J-8II стала
многофункциональная импульсно-доплеровская
радиолокационная станция "Жук-8II",
разработанная российским объединением
"Фазотрон" и относящаяся к
станциям семейства "Жук",
предназначенным для установки на
модернизированных самолетах МиГ-29, Су-27,
а также корабельном истребителе Як-41М.
По своим возможностям станция "Жук-8II"
несколько уступает БРЛС "Жук-27",
которую предполагается, в частности,
устанавливать на модернизированных
самолетах Су-27 китайских ВВС. При этом
обе станции имеют значительную
техническую общность, что должно
облегчить и удешевить эксплуатацию
парка "тяжелых" китайских
истребителей.
Значительно расширено
вооружение нового истребителя, в состав
которого вошли современные УР класса
"воздух- воздух" средней и малой
дальности, противокорабельные
управляемые ракеты, обеспечивающие
поражение морских целей вплоть до
кораблей класса "эскадренный
миноносец", свободнопадающие бомбы и
НАР. Помимо ракет советского
производства Р-27Р (НПО
"Вымпел"), для использования на
самолете J-8IIM в Китае при технической
помощи итальянской фирмы Аления создана
УР с радиолокационным полуактивным
самонаведением LY-60(N), в которой
использованы элементы УР Аления "Аспид"
(ими вооружены самолеты F-104S, "Торнадо"
и EF2000 ВВС Италии). В свою очередь, ракета
"Аспид" разработана на базе
американской УР AIM-7E "Спэрроу".
Ведутся работы по созданию варианта
ракеты LY-60 с активным радиолокационным
самонаведением. Следует отметить, что
работы по созданию УР средней дальности
с радиолокационным наведением начались
в Китае практически одновременно с
разработкой перехватчика J-8, однако
боеспособный образец подобной ракеты
появился в Китае лишь во второй половине
1990-х годов.
Для самолета J-8IIM, а также
других перспективных истребителей
государственной фирмой LOEC разработан
нашлемный визир-целеуказатель, успешно
прошедший испытания. Его использование
совместно с новыми УР класса "воздух-воздух",
имеющими увеличенную зону захвата ТГС,
должно существенно расширить
возможности самолета J-8IIM в ближнем
воздушном бою.
Маневренные и разгонные
характеристики истребителя несколько
увеличены за счет установки более
мощных двигателей WP13B, а также
маневренных предкрылков.
Самолет J-8IIM предназначен как
для вооруженных сил Китая, так и для
экспортных поставок. Впрочем, "коммерческий"
успех этой относительно тяжелой и
дорогостоящей машины на внешнем рынке,
при наличии таких мощных конкурентов,
как МиГ-29, Су-27, F-15 или F/A-18, представлется
весьма проблематичным. Единственной
страной, которая реально может
рассматриваться в качестве
потенциального покупателя F-8IIM, является
Иран, ограниченный в выборе партнеров по
военно-техническому сотрудничеству из-за
негативного отношения руководства США к
политическому режиму, существующему в
этом государстве. Перспективы закупки
самолетов для ВВС и ВМС Китая, а также
доработки ранее выпущенных
истребителей F-81I в вариант F- 8IIM выглядят
несколько более оптимистично. Самолет,
оснащенный современной электроникой и
вооружением, может хорошо дополнить
более мощный Су-27 при решении задач ПВО
страны. а также при действиях по
наземным и надводным целям с
использованием высокоточного оружия.
Как бы то ни было, самолет J-8IIM является
отличным "опытным стендом" для
отработки китайской авиационной
промышленностью современного
радиоэлектронного оборудования и
авиационного вооружения.
Самолет J-8IIM оснащен
многофункциональной импульсно-доплеровской
БРЛС Жук-8II с планарной антенной
решеткой. Станция имеет массу 240 кг и
сектора обзора по азимуту -20, -60
или -900. БРЛС способна
сопровождать до 10 целей на проходе,
обеспечивать перехват низколетяших
целей на фоне земли, а также пуск двух УР
класса "воздух-воздух" с
радиолокационным наведением по двум
различным целям. Максимальная дальность
обнаружения воздушной цели класса "истребитель"
в передней полусфере - 80 км и в задней
полусфере - 40 км. Имеются режимы ближнего
воздушного боя. а также режимы работы по
наземным целям (доплеровское
картографирование, синтезирование
апертуры, "замораживание"
радиолокационного изображения.
селекция движущихся целей, определение
дальности до наземной цели, определение
собственной скорости полета). Время
наработки на отказ - 120 ч.
Система РЭБ китайской разработки
обеспечивает обзор по азимуту в 3600 и
включает приемник радиолокационного
облучения, активную станцию помех,
контейнеры с ИК-ловушками и дипольными
отражателями, а также кабинный
индикатор радиолокационного облучения.
Антенны РЭБ размешены на киле.
Истребитель оснащен
приемником инерциально-спутниковой (GPS)
навигационной системой китайской фирмы
Хиан. а также радионавигационной
системой TACAN. Имеется автопилот,
обеспечивающий полет на малой высоте.
БРЭО и управляемое вооружение
истребителя J-8IIM объединено цифровой
шиной данных ARINC-429.
В кабине самолета установлен
индикатор на лобовом стекле (ИЛС)
китайского производства. В левой
верхней части приборной доски размещен
многофункциональный монохромный
индикатор на ЭЛТ с кнопочным
обрамлением. В правой верхней части
приборной доски размещен индикатор paдиолокационного
облучения. В нижней части приборной
доски установлены обычные
электромеханические приборы с круглыми
шкалами. Управление основными
системами истребителя осуществляется
без отрыва рук летчика от рычагов
управления (концепция HOTAS). Нашлемный визир-целеукзатель,
созданный в китайском техническом
центре LOEC, посредством цифровой шины
данных ARINC-429 сопряжен с УР класса "воздух-воздух"
малой дальности PL-9. Он имеет зону обзора
-600 по азимуту и -400 по углу
места. Точность определения координат
цели - 35%. Масса оборудования (без
защитного шлема) 0,2 кг.
Под фюзеляжем установлена
двухствольная пушка 23-2 (23 мм) с
боекомплектом 200 патронов. Имеется шесть
подкрыльевых узлов внешней подвески, а
также центральный подфюзеляжный узел.
Самолет может нести до четырех УР класса
"воздух-воздух" средней дальности
российского производства Р-27Р с
полуактивным радиолокационным
самонаведением или столько же китайских
ракет аналогичного класса LY-60(N). В
перспективе возможно оснащение
истребителя. российскими ракетами Р-77 (РВВ-АЕ)
с активным радиолокационным caмонаведением.
Для ведения ближнего
маневренного воздушного боя в состав
вооружения истребителя, помимо ракет PL-2,
PL-3. PL-5 и PL-7, включена новейшая ракета PL-9,
в конструкции которой реализованы
некоторые технические
усовершенствования, внедренные на
последних модификациях американской УР
AIM-9 "Сайдуиндер". Для этой ракеты
китайским техническим центром LOEC
разработана тепловая головка
самонаведения с усовершенствованной
системой охлаждения, имеющая
увеличенную зону захвата. УР способна
маневрировать с перегрузкой до 35 ед., она
имеет минимальную дальность 500 м и
максимальную дальность 5 км. Масса
ракеты - 115 кг. Истребитель может нести до
шести ракет с ТГС. Самолет может нести
две противокорабельные управляемые
ракеты с активным радиолокационным
самонаведением "Инг Джи-1" ("Орлинный
удар-I", С-801). Для поражения наземных
целей в состав вооружения входят блоки с
НАР 57-2 (12 ракет калибром 57 мм) или 90-1 (шесть
ракет калибром 90 мм), а также
свободнопадающие бомбы (могут
применяться боеприпасы с улучшенной
аэродинамикой NORINCO массой по 250, 500 или 1000
кг).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
J-8IIM |
Размах крыла, м |
9.34 |
Длина, м |
21.39 |
Высота, м |
5.41 |
Площадь крыла, м2 |
42.20 |
Масса, кг |
|
пустого |
9830 |
нормальная взлетная |
15288 |
максимальная взлетная |
18879 |
Топливо во внутренних баках, л |
5400 |
в ПТБ |
3 ПТБ |
Тип двигателя |
2 ТРДФ Liyang (LMC) Wopen-13В |
Тяга , кН |
2 х 68.60 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
2300 |
у земли |
1300 |
Практическая дальность, км |
|
с ПТБ |
2200 |
без ПТБ |
1900 |
Боевой радиус действия с 1 ПТБ, км |
800 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
12000 |
Практический потолок, м |
18000 |
Макс/ эксплуатационная перегрузка |
6.9 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
23-мм двуствольная пушка Type
23-3 (ГШ-23Л) с 200 патронами Боевая нагрузка - 4500 кг на 7 узлах подвески 4 УР воздух-воздух Р-27Р или LY-60(N), или до 6 PL-2, -3, -5, -7,-9) 2 ПКР С-801 1x 1000-кг или 2 500-,250- кг бомбы или ПУ Qimgan 57-2 12 х 55 мм или 90-1 7х90-мм НУР |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2009
|