Уголок неба ¦ Shenyang J-8IIM

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация истребители
   J-8IIM
       
Разработчик: Shenyang
Страна: Китай
Первый полет: 1996
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


J-8IIM - многоцелевой истребитель, разработанный китайской фирмой Shenyang на базе истребителя J-8II. Технический уровень самолета J-8II, в целом соответствующий уровню советского истребителя Су-15 начала 1960-х годов, в конце 80-х уже не устраивал ВВС Китая. Чтобы сократить технологический разрыв с ведущими авиационными державами (главным образом, в области бортового радиоэлектронного оборудования), правительство КНР в августе 1987 года заключило договор с США о создании усовершенствованного варианта самолета J-8II с американским БРЭО. Предполагалась установка РЛС Вестингауз AGP-66 (используемой на F-16A) в сочетании с новой системой управления огнем, ИНС Литтон LN-39 и т.д. В марте 1989 года на авиабазу ВВС США Эдварде прибыло два истребителя J-8II, на которых начались работы по установке американского БРЭО. В общей сложности, при технической помощи США планировалось доработать 50 самолетов. В 1990 г. планировалось начать в США летные испытания первого самолета, получившего название "Пис Перл, а к 1995 г. завершить работы по переоборудованию всех 50 истребителей. Однако летом 1989 года, после разгона китайскими властями студенческой демонстрации в Пекине, реализация программы была остановлена американской стороной по политическим причинам (все военно-технические американо-китайские контакты были полностью свернуты в 1990 году). Но попытка США "наказать" Китай за "нарушение прав человека" не удалась. Правительство КНР стало прорабатывать варианты с израильскими фирмами, а затем переориентировалось на техническое сотрудничество в модернизации истребителя J-8II на Россию, восстановившую к тому времени дружественные отношения с восточным соседом.

После закрытия программы разработки израильского истребителя IAI Lavi появились сообщения о работах по адаптации РЛС ELTA EI/M-2034, созданной для этого самолета, к истребителю J-8II. Кроме того, модернизированный вариант самолета J-8II намечалось оснастить ИЛС, двумя монохромными экранными индикаторами на ЭЛТ и автоматической системой посадки, также разработанными в Израиле.

В 1995 году был построен, а 19 апреля 1996 года совершил первый полет истребитель J-8IIM, ставший первым китайским современным многоцелевым боевым самолетом. Его основными задачами являются всепогодный перехват воздушных целей, ведение борьбы за завоевание господства в воздухе, эскортирование ударных самолетов, воздушное патрулирование, атака наземных и надводных целей.

Основным отличием новой машины от самолета J-8II стала многофункциональная импульсно-доплеровская радиолокационная станция "Жук-8II", разработанная российским объединением "Фазотрон" и относящаяся к станциям семейства "Жук", предназначенным для установки на модернизированных самолетах МиГ-29, Су-27, а также корабельном истребителе Як-41М. По своим возможностям станция "Жук-8II" несколько уступает БРЛС "Жук-27", которую предполагается, в частности, устанавливать на модернизированных самолетах Су-27 китайских ВВС. При этом обе станции имеют значительную техническую общность, что должно облегчить и удешевить эксплуатацию парка "тяжелых" китайских истребителей.

Значительно расширено вооружение нового истребителя, в состав которого вошли современные УР класса "воздух- воздух" средней и малой дальности, противокорабельные управляемые ракеты, обеспечивающие поражение морских целей вплоть до кораблей класса "эскадренный миноносец", свободнопадающие бомбы и НАР. Помимо ракет советского производства Р-27Р (НПО "Вымпел"), для использования на самолете J-8IIM в Китае при технической помощи итальянской фирмы Аления создана УР с радиолокационным полуактивным самонаведением LY-60(N), в которой использованы элементы УР Аления "Аспид" (ими вооружены самолеты F-104S, "Торнадо" и EF2000 ВВС Италии). В свою очередь, ракета "Аспид" разработана на базе американской УР AIM-7E "Спэрроу". Ведутся работы по созданию варианта ракеты LY-60 с активным радиолокационным самонаведением. Следует отметить, что работы по созданию УР средней дальности с радиолокационным наведением начались в Китае практически одновременно с разработкой перехватчика J-8, однако боеспособный образец подобной ракеты появился в Китае лишь во второй половине 1990-х годов.

Для самолета J-8IIM, а также других перспективных истребителей государственной фирмой LOEC разработан нашлемный визир-целеуказатель, успешно прошедший испытания. Его использование совместно с новыми УР класса "воздух-воздух", имеющими увеличенную зону захвата ТГС, должно существенно расширить возможности самолета J-8IIM в ближнем воздушном бою.

Маневренные и разгонные характеристики истребителя несколько увеличены за счет установки более мощных двигателей WP13B, а также маневренных предкрылков.

Самолет J-8IIM предназначен как для вооруженных сил Китая, так и для экспортных поставок. Впрочем, "коммерческий" успех этой относительно тяжелой и дорогостоящей машины на внешнем рынке, при наличии таких мощных конкурентов, как МиГ-29, Су-27, F-15 или F/A-18, представлется весьма проблематичным. Единственной страной, которая реально может рассматриваться в качестве потенциального покупателя F-8IIM, является Иран, ограниченный в выборе партнеров по военно-техническому сотрудничеству из-за негативного отношения руководства США к политическому режиму, существующему в этом государстве. Перспективы закупки самолетов для ВВС и ВМС Китая, а также доработки ранее выпущенных истребителей F-81I в вариант F- 8IIM выглядят несколько более оптимистично. Самолет, оснащенный современной электроникой и вооружением, может хорошо дополнить более мощный Су-27 при решении задач ПВО страны. а также при действиях по наземным и надводным целям с использованием высокоточного оружия. Как бы то ни было, самолет J-8IIM является отличным "опытным стендом" для отработки китайской авиационной промышленностью современного радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения.

Самолет J-8IIM оснащен многофункциональной импульсно-доплеровской БРЛС Жук-8II с планарной антенной решеткой. Станция имеет массу 240 кг и сектора обзора по азимуту -20, -60 или -900. БРЛС способна сопровождать до 10 целей на проходе, обеспечивать перехват низколетяших целей на фоне земли, а также пуск двух УР класса "воздух-воздух" с радиолокационным наведением по двум различным целям. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели класса "истребитель" в передней полусфере - 80 км и в задней полусфере - 40 км. Имеются режимы ближнего воздушного боя. а также режимы работы по наземным целям (доплеровское картографирование, синтезирование апертуры, "замораживание" радиолокационного изображения. селекция движущихся целей, определение дальности до наземной цели, определение собственной скорости полета). Время наработки на отказ - 120 ч.

Система РЭБ китайской разработки обеспечивает обзор по азимуту в 3600 и включает приемник радиолокационного облучения, активную станцию помех, контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями, а также кабинный индикатор радиолокационного облучения. Антенны РЭБ размешены на киле.

Истребитель оснащен приемником инерциально-спутниковой (GPS) навигационной системой китайской фирмы Хиан. а также радионавигационной системой TACAN. Имеется автопилот, обеспечивающий полет на малой высоте. БРЭО и управляемое вооружение истребителя J-8IIM объединено цифровой шиной данных ARINC-429.

В кабине самолета установлен индикатор на лобовом стекле (ИЛС) китайского производства. В левой верхней части приборной доски размещен многофункциональный монохромный индикатор на ЭЛТ с кнопочным обрамлением. В правой верхней части приборной доски размещен индикатор paдиолокационного облучения. В нижней части приборной доски установлены обычные электромеханические приборы с круглыми шкалами. Управление основными системами истребителя осуществляется без отрыва рук летчика от рычагов управления (концепция HOTAS). Нашлемный визир-целеукзатель, созданный в китайском техническом центре LOEC, посредством цифровой шины данных ARINC-429 сопряжен с УР класса "воздух-воздух" малой дальности PL-9. Он имеет зону обзора -600 по азимуту и -400 по углу места. Точность определения координат цели - 35%. Масса оборудования (без защитного шлема) 0,2 кг.

Под фюзеляжем установлена двухствольная пушка 23-2 (23 мм) с боекомплектом 200 патронов. Имеется шесть подкрыльевых узлов внешней подвески, а также центральный подфюзеляжный узел. Самолет может нести до четырех УР класса "воздух-воздух" средней дальности российского производства Р-27Р с полуактивным радиолокационным самонаведением или столько же китайских ракет аналогичного класса LY-60(N). В перспективе возможно оснащение истребителя. российскими ракетами Р-77 (РВВ-АЕ) с активным радиолокационным caмонаведением.

Для ведения ближнего маневренного воздушного боя в состав вооружения истребителя, помимо ракет PL-2, PL-3. PL-5 и PL-7, включена новейшая ракета PL-9, в конструкции которой реализованы некоторые технические усовершенствования, внедренные на последних модификациях американской УР AIM-9 "Сайдуиндер". Для этой ракеты китайским техническим центром LOEC разработана тепловая головка самонаведения с усовершенствованной системой охлаждения, имеющая увеличенную зону захвата. УР способна маневрировать с перегрузкой до 35 ед., она имеет минимальную дальность 500 м и максимальную дальность 5 км. Масса ракеты - 115 кг. Истребитель может нести до шести ракет с ТГС. Самолет может нести две противокорабельные управляемые ракеты с активным радиолокационным самонаведением "Инг Джи-1" ("Орлинный удар-I", С-801). Для поражения наземных целей в состав вооружения входят блоки с НАР 57-2 (12 ракет калибром 57 мм) или 90-1 (шесть ракет калибром 90 мм), а также свободнопадающие бомбы (могут применяться боеприпасы с улучшенной аэродинамикой NORINCO массой по 250, 500 или 1000 кг).




 ЛТХ:
Модификация   J-8IIM
Размах крыла, м   9.34
Длина, м   21.39
Высота, м   5.41
Площадь крыла, м2   42.20
Масса, кг  
  пустого   9830
  нормальная взлетная   15288
  максимальная взлетная   18879
Топливо во внутренних баках, л   5400
  в ПТБ   3 ПТБ
Тип двигателя   2 ТРДФ Liyang (LMC) Wopen-13В
Тяга , кН   2 х 68.60
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   2300
  у земли   1300
Практическая дальность, км  
  с ПТБ   2200
  без ПТБ   1900
Боевой радиус действия с 1 ПТБ, км   800
Максимальная скороподъемность, м/мин   12000
Практический потолок, м   18000
Макс/ эксплуатационная перегрузка   6.9
Экипаж, чел   1
Вооружение:  23-мм двуствольная пушка Type 23-3 (ГШ-23Л) с 200 патронами
 Боевая нагрузка - 4500 кг на 7 узлах подвески
 4 УР воздух-воздух Р-27Р или LY-60(N), или до 6 PL-2, -3, -5, -7,-9)
 2 ПКР С-801
 1x 1000-кг или 2 500-,250- кг бомбы или
 ПУ Qimgan 57-2 12 х 55 мм или 90-1 7х90-мм НУР


 Доп. информация :


  Фотографии:

 J-8IIM
 J-8IIM
 J-8IIM

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. А.Демин. Авиация великого соседа
Авиация и Время. Владимир Ильин. За Великой стеной
Вестник Авиации и космонавтики. Владимир Ильин. Авиация великого соседа
Air Force World.com. PLA
Chinese Defense Today. An unofficial web site of Chinese defense affair
Hui Tong.Chinese Military Aviation


Уголок неба. 2009 



 

  Реклама: