Первым из восьми прототипов
Jaguar стал двухместный французский Jaguar E (от Ecole -
учебный). Первый прототип Е.01, представлявший собой двухместный
учебно-боевой самолет для ВВС Франции, построили на заводе фирмы "Бреге"
17 апреля 1968 г. 8 сентября в центре летных испытаний в Истре
летчик-испытатель Бернар Витт (Bernard Witt) совершил на нем первый
полет. Уже через месяц "Ягуар" летал со сверхзвуковой скоростью, а
летчики-испытатели фирм "Бреге" и ВАС совершали на нем до трех вылетов в
день. Для ускорения
испытаний была составлена объединенная программа под общим руководством
ВВС Франции. Это также позволило избежать дорогостоящего дублирования
полетов при отработке ряда важнейших разделов программы, прежде всего в
ходе исследований летных характеристик самолета. Каждый из прототипов
предназначался для испытаний по отдельным направлениям. На самолете Е.01
проводилась проверка аэродинамики, устойчивости и управляемости. Перед
первым полетом на нем под хвостовой частью фюзеляжа были установлены
гребни, которые обеспечивали путевую устойчивость при больших углах
атаки, когда киль и руль направления частично затенялись. Эти
поверхности вскоре установили и на три последующих самолета, которые
начали испытания без гребней. Далее они уже ставились штатно. Е.02
испытывали на флаттер, тестировали двигатели и топливную систему.
Фюзеляж двухместного Jaguar на 90 см длиннее фюзеляжа одноместного
варианта из-за установки кабины второго члена экипажа. Спарка оснащалась
полным комплектом целевого оборудования, как одноместный "боевой"
вариант, однако лазерный дальномер в носовой части фюзеляжа не
монтировался, не был установлен топливоприемник системы дозаправки
топливом в полете, а из двух пушек оставлена одна.
Серийные самолеты для ВВС Франции получили обозначение Jaguar E и были
выпущены в количестве 40 экземпляров. 10 первых машин оснащались
двигателями Adour Мк.101. Начиная с самолета с серийным номером Е.27, в
носовой части фюзеляжа вместо ПВД устанавливалась штанга дозаправки,
которая впоследствии появилась и на некоторых более ранних "спарках".
Самолет оснащался двумя пушками DEFA 553. На Jaguar Е не устанавливалась
РЛС RDN72 и система работы с ракетой AS.37, а также контейнеры ATLIS. На
"спарке" отсутствовал и лазерный дальномер.
Британская серийная "спарка" Jaguar В (Jaguar T.Mk.2 или Jaguar Т.2)
взлетела 22 марта 1973 г. Кроме прототипа В.08 и 36 заказанных самолетов
для RAF, было выпущено еще два Т.2 для школы испытателей ETPS (Empire
Test Pilot School). В отличие от боевых "Ягуаров" и французских "спарок",
самолеты Т.Мк.2 оснащались лишь одной пушкой по левому борту, которая
обычно снаряжалась неполным боекомплектом (60-90 снарядов). На самолетах
для ETPS пушку впоследствии сняли. На учебно-боевом самолете также
отсутствовал лазерный дальномер и контейнер РЭБ на киле. 14 "спарок",
доработанных по образцу Jaguar GR.1A, получили наименование Jaguar Т.2А.
Самолеты, доработанные под установку контейнера TIALD, получили
наименование Jaguar Т.2В. В сентябре 1998 г. началась модернизация 11
"Ягуаров" Т.2 в вариант Jaguar Т.4, которые отличались новыми
двигателями Adour Мк.106 и усовершенствованным бортовым оборудованием.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Jaguar Е |
Размах крыла, м |
8.69 |
Длина самолета, м |
17.53 |
Высота самолета, м |
4.89 |
Площадь крыла, м2 |
24.18 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7000 |
нормальная взлетная |
15700 |
максимальная взлетная |
16700 |
Тип двигателя |
2 ТРД Turbomeca Аdour Mk. 102 |
Максимальная тяга, кгс |
2 х 3313 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
у земли |
1210 |
на высоте 11000 м |
1620 |
Практический потолок, м |
14000 |
Практическая дальность, км |
3800 |
Боевой радиус действия, км |
1400 |
Эксплуатационная перегрузка |
8.0 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) - Максимальная боевая нагрузка - 4800 кг. на 5 узлах подвески. 8х 454 кг бомбы или 11х 227 кг бомб, 6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы, 6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР,
8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18 Paveway II, 2 УР класса воздух-земля AJ168(AS.37) Martel и 2 Magic. или Magic II или AIM-9 Sidewinder ПУ НУР- 180х68 мм. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|