В 1991 году
истребители-бомбардировщики Jaguar во время военных действий в Персидском
заливе в полной мере продемонстрировали свою высокую живучесть,
универсальность и простоту эксплуатации. Именно результаты операции "Буря в
пустыне" заставили отложить снятие этих самолетов с вооружения британских
ВВС. Свои лучшие качества Jaguar проявлял и во многих последующих
миротворческих операциях НАТО и ООН.
В ходе действий сил НАТО на Балканах выявилась критическая нехватка в
британских ВВС самолетов, способных наносить точечные удары "умными"
боеприпасами. Было принято решение об оснащении самолетов в кратчайший
срок аппаратурой лазерной подсветки целей. Немедленно началась работа по
интеграции контейнера GES TLALD (Thermal Imaging Airborne Laser
Designator) на истребители Tornado. Пять Tornado были оборудованы такими
контейнерами еще во время операции "Буря в пустыне", но после окончания
войны процесс сильно затормозился. Также велись работы по интеграции
новых систем вооружений на СВВП Harrier, логичным продолжением процесса
модернизации стало оснащение лазерной аппаратурой самолетов Jaguar.
Отработкой и испытаниями аппаратуры на одноместном реактивном самолете
занималась оборонная исследовательская организация DRA (Defence Research
Agency). Эксперименты проводились на доработанном самолете Jaguar. Их
результат был положительным: для контейнера TIALD подходили как самолеты
Harrier GR.Mk 7 (позже Typhoon), так и Jaguar.
Согласно заказу британских ВВС для быстрейшей адаптации под установку
контейнеров TIALD было выделено 12 самолетов Jaguar - десять одноместных
(позже получили обозначение GR.Mk 1В) и два двухместных (T.Mk
2В). Заказ утвердили в июне 1994-го, а в мае 1995 года первые два Jaguar
с контейнерами TLALD уже выполняли патрульные полеты над Боснией. В ходе
доработки под установку контейнеров с аппаратурой лазерного наведения
самолеты прошли модернизацию: всю бортовую электронику GR.Mk 1В
объединили цифровым интерфейсом стандарта MIL STD 1553В, установили
приемник спутниковой навигационной системы GPS и индикатор движущейся
цифровой карты местности.
Самолеты GR.Mk 1В действовали над Боснией с "самодостаточным" вариантом
полезной нагрузки, когда на подфюзеляжном пилоне подвешивался топливный
бак, а на подкрыльевых - контейнер TIALD и корректируемая бомба с
лазерным наведением. При таком варианте подвески не требовался второй
самолет для подсветки объекта удара лазером. В ходе операции "Deliberate
Force" ("Обдуманная сила") использовались самолеты Jaguar с контейнером
TIALD на подфюзеляжном пилоне и двумя топливными баками под крылом. В
такой конфигурации самолеты применялись для подсветки целей СВВП Harrier
GR. Mk 7, вооруженных корректируемыми бомбами с лазерным наведением.
Успех модернизации в вариант GR.Mk 1В и ее сравнительно невысокая
стоимость привели к появлению плана доработки всего парка самолетов
Jaguar британских ВВС.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Jaguar
GR.Mk.1B |
Размах крыла, м |
8,69 |
Длина самолета, м |
16,42 |
Высота самолета, м |
4,92 |
Площадь крыла, м2 |
24.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7000 |
нормальная взлетная |
11000 |
максимальная взлетная |
15500 |
Запас топлива, л |
|
внутренний |
3337 |
ПТБ |
3 х 1200 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ Аdour Mk. 104 |
Тяга, кгс |
|
максимальная |
2 х 2300 |
на форсаже |
2 х 3580 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
у земли |
1300 |
на высоте 11000 м |
1800 (М=1.5) |
Перегоночная дальность, км |
4210 |
Боевой радиус действия, км |
575-1315 |
Практический потолок, м |
14300 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
7.5 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) - Максимальная боевая нагрузка - 4763 кг. на
5 узлах подвески. 8х 454 кг бомбы, 11х 227 кг бомб, 6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы, 6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР, 8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18 Paveway II, 2
ПРЛУР AJ168(AS.37) Martel или 2 УРВВ Magic. ПУ НУР 180х68 мм. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|