Самым крупным экспортным успехом "Ягуара" стал индийский заказ. ВВС Индии
выработали требования к "ударному самолету глубокого проникновения" в 1978 г.,
через 12 лет после того, как англичане предлагали индусам "Ягуар" в качестве
замены истребителя-бомбардировщика "Нэт".
К 1978 г. "Ягуары" уже добрых 15 лет состояли на вооружении ВВС Франции и
Великобритании, доказав на практике способность прорывать ПВО на малых высотах и
наносить удары по целям, расположенным глубоко за линией фронта.
Появление "Ягуаров" на вооружении ВВС Индии выглядит вполне логичным, но только
на первый взгляд. Со стороны строительство ВВС Индии вообще представляется
предельно выверенным и очень обстоятельным процессом, в основу которого положена
диверсификация поставщиков - Запад и Советский Союз, а теперь Россия. Тем не
менее, принятие практически любого типа самолета на вооружение ВВС Индии было
связано со скандалами и затягивалось лет на несколько. "Ягуар" исключением не
стал.
"Ягуар" продолжил британскую линию самолетов ВВС Индии - "Нэт", "Хантер",
"Канберра". Впрочем, он мог и вообще не появится в ВВС Индии. С упорством,
достойным лучшего, индусы пытаются поставить на вооружение своих ВВС самолет
национальной разработки. Раз за разом такие попытки оказываются, мягко говоря,
не очень успешными на протяжении добрых пяти десятков лет.
На рубеже 50-60-х годов командование ВВС Индии выработало требования к самолету DPSA (Deep Penetration Strike Aircraft, ударный самолет глубокого
проникновения). Считалось, что индийская авиапромышленность в состоянии
разработать такой самолет своими силами. Работы по истребителю-бомбардировщику
HF-24 возглавил небезызвестный немецкий авиационный конструктор Курт Танк -
создатель знаменитого Fw-190. Под началом Танка трудилось еще 15 германских
специалистов. Надо сказать, самолет у Танка получился неплохой, но тяжелый и для
него не нашлось подходящих двигателей. Немцы проектировали
истребитель-бомбардировщик вокруг ТРД Бристоль-Сиддли "Орфеус-12", не особо
принимая в расчет авторские права на двигатель англичан. Официальный контракт на
поставку двигателей этого типа в Индию с фирмой Бристоль-Сиддли заключен не был,
а когда дело дошло до заключения контракта, то британцы потребовали оплатить не
только партию движков, но и полностью компенсировать затраты на разработку ТРД.
Что интересно, аналогичные условия были выдвинуты желавшим приобрести двигатели
итальянцам и шведам! Стоит ли удивляться, что ТРД "Орфеус-12" не купил никто?
На HF-24 пришлось поставить менее мощные, чем "Орфеус-1 2", двигатели
"0рфеус-703". Первый полет самолет выполнил в июле 1961 г., а с 1965 г.
истребители-бомбардировщики "Марут" начали поступать на вооружение строевых
частей ВВС Индии. Несмотря на маломощные двигатели, "Марут" оказался самым
безопасным реактивным самолетом в истории индийских ВВС. Не раз и не два
самолеты благополучно возвращались на базу с одним отказавшим двигателем. Один
такой случай имел место в ходе индо-пакистанской войны 1971 г., когда один из
двух ТРД "Марута" отказал в полете над территорией Пакистана. Кстати, именно
после этого случая индусы посчитали обязательным иметь на самолете DPSA два
двигателя. Поиски альтернативного двигателя для "Марута", тем временем,
продолжались. Однако самолет в конечном итоге сгубил не двигатель, а отсутствие
на борту совершенного бортового оборудования. С точки зрения БРЭО "Марут" не
сильно отличался от Fw-190...
ВВС Индии проявили интерес к "Ягуару" еще на стадии разработки
англо-французского истребителя-бомбардировщика. Формальное предложение о покупке
"Ягуаров" представители консорциума SEPECAT сделали ВВС Индии в середине 1968
г., еще до первого полета самолета и по неприлично низкой, как первому
покупателю, цене. Индийцы отказались - у них хватило проблем с "сырым"
британским "Нэтом", поставившим антирекорд безопасности полетов в ВВС Индии.
Покупать еще одного "кота в мешке" не хотелось. Индийцев смущала, что "Ягуар",
как и "Марут", имеет двигатели, по тяге явно не соответствующие массе самолета.
Официально о заключении контракта, предусматривающего закупку в Великобритании истребителей-бомбардировщиков "Ягуар", Дели объявил 6 октября 1978 г. К этому
времени была достигнута договоренность с Лондоном о предоставлении 18 самолетов
из состава RAF "взаймы" и о подготовке 12 индийских летчиков в Британии.
Договоренность далась очень непросто. На самом высоком уровне на руководителя
Индии Индиру Ганди оказывал давление Париж - верные своей политике французы
всячески пытались пропихнуть в ВВС Индии "Миражи" F.I. С другой стороны на Индиру Ганди давил собственный сын. Сыновья Индиры Ганди стали
профессиональными авиаторами. Сандживу Ганди очень приглянулся шведский "Вигген",
достоинства которого он не уставал расхваливать. А тут еще оппозиция на всех
углах кричала о коррупционной подоплеке сделки на поставку "Ягуаров".
СССР тогда предлагал Индии МиГ-23БН - прямой аналог "Ягуара" - и был совсем не
против, если бы индусы вообще отказались от закупок западных
истребителей-бомбардировщиков. Но тут индусы оказались на высоте: спекулируя
возможностью выбора между советскими и западными самолетами они добились
заключения с СССР контракта на поставку и лицензионное производство гораздо
более совершенных, чем МиГ-23БН истребителей-бомбардировщиков МиГ-27.
В пользу "Ягуара" настойчиво высказывалось командование ВВС, что в конечном
итоге и решило дело.
Формальный контракт был подписан в апреле 1979 г., контрактом предусматривалась
поставка ВВС Индии 130 самолетов "Ягуар" с освоением лицензионного производства
планеров и двигателей в Индии. Первые 40 самолетов должны были строиться в
Англии на заводе фирмы "ВАе" в Уартоне, часть комплектующих для этих машин
поставляли французские контрагенты.
Командовать группой индийских пилотов, отобранных для переучивания в Британии на
самолеты "Ягуар", был поставлен уинг-коммендер ДР. Надкарни (в начале XXI века
он стал маршалом авиации). Надкарни и три летчика прибыли в Лондон 26 февраля
1979 г. В апреле и в августе 1979 г. прибыли еще две группы по четыре индийских
летчика в каждой. Курс подготовки индийских летчиков почти не отличался от курса
подготовки пилотов "Ягуаров" RAF. 12 индийских летчиков налетали в Британии на
"Ягуарах" по 70 часов. Эти пилоты составили ядро 14-й эскадрильи ("Bulls") ВВС
Индии, на вооружение которой поступили 18 взятых в Англии "взаймы" "Ягуаров".
Эскадрилья была сформирована в июле 1979 г.
Первые два "Ягуара", один одноместный, другой - двухместный, перегнали из Англии
в Индию британские летчики-испытатели, в задней кабине "спарки" находился уинг-коммендер Надкарни. Все последующие "заемные" и построенные ВАЕ "Ягуары",
коме одного (его перегнал британский летчик-испытатель), перегоняли индийские
пилоты. Практически во всех перегоночных полетах индийские "Ягуары" на части
маршрута сопровождали истребители F-14 с американских авианосцев. Тогда Индия и
США не очень-то дружили, и американцы старались держать в поле зрения индийские
боевые самолеты, не позволяя им приближаться к авианосцам.
Два из 18 "заемных" "Ягуаров" разбились в ходе эксплуатации (аварийность в ВВС
Индии одна из самых высоких в мире, но и летают индусы много). Один самолет
использовался в различных испытательных программах, а 15 машин индусы вернули в
1982 - 1984 г.г. Великобритании.
"Настоящие" индийские "Ягуары" ВВС получали следующими двумя партиями (1-я
партия - "заемные" самолеты). Самолеты 2-й партии строились для Индии фирмой ВАе,
поставки начались в марте 1981 г. Все самолеты 3-й партии строились в Индии на
заводе фирмы HAL. На первом этапе "Ягуары" в Индии собирали из комплектов,
изготовленных в Британии. Постепенно доля британских комплектующих снижалась.
Параллельно в Индии осваивали производство двигателей для "Ягуаров".
Индийские "Ягуары" имели ряд отличий от британских. Самолеты 2-й партии в целом
соответствовали "Ягуару" GR. Mk.l и оснащались таким же прицельно-навигационным
комплексом. Двигатели "Адур-804Е" мало отличались от ТРД "Адур" Mk.l 04, которые
ставились на британские "Ягуары" с 1978 г. В то же время индийские "Ягуары" 2-й
партии получили надкрылье-вые пилоны для ракет воздух-воздух. Всего в рамках 2-й
партии ВВС Индии получили 35 одноместных и пять двухместных "Ягуаров".
Официально самолеты именовались "Ягуар" IS (одноместные) и "Ягуар" IT
(двухместные), но вскоре самолеты получили национальное имя - "Шамшир", которое,
впрочем, совершенно не прижилось.
Самолеты 3-й партии отличались от британских "Ягуаров" более радикально. На них
ставились более мощные ТРД "Адур" Mk.811, да и электронный борт был построен
иначе. "Ягуары" 3-й партии получили прицельно-навигационную систему DARIN
индийской разработки, построенную вокруг французской инерциальной навигационной
системы "Улисс" фирмы "Сажем".
В ВВС Индии на "Ягуары" возлагаются те же задачи, что и на
истребители-бомбардировщики МиГ-27: тактическая разведка и нанесение ударов по
наземным целям. Для ведения разведки оптимизированы "Ягуары" 7-го авиакрыла,
оснащенные устаревшими прицельно-навигационными системами NAVWAS, что не
позволяет использовать самолеты в качестве ударных с должной эффективностью.
Возможности "Ягуара" как самолета-разведчика продемонстрировали пилоты 5-й
эскадрильи в июле 1988 г. в ходе операции "Паван" - миротворческой операции
вооруженных сил Индии в Шри-Ланке. "Ягуары" тогда выполнили несколько длительных
разведывательных полетов над Яффной. Также "Ягуары" выполняли разведывательные
полеты в Каргиле.
Последняя строевая в ВВС Индии эскадрилья (5-я) начала получить "Ягуары" в 1987
г. Ранее на вооружении этой эскадрильи состояли бомбардировщики "Канберра".
Перевооружение ее на "Ягуары" завершилось в 1991 г. Эскадрилья получила
совершенно особенные "Ягуары", в носовых частях фюзеляжей которых были
установлены РЛС "Агава", а в систему управления оружием были интегрированы
противокорабельные ракеты "Си Игл" (ракета подвешивалась на центральном подфюзеляжном пилоне). Данный вариант самолета обозначался "Ягуар" IM (Indian
Maritime).
Всего в Индии было собрано и частично построено 76 самолетов 3-й партии шестью
производственными сериями. Полноценное серийное производство началось с
самолетов седьмой производственной серии - изготовлено 56 самолетов, в том числе
11 "Ягуаров" IS, четыре "Ягуара" IM и 17 "спарок". Одноместные "Ягуары" 7-й
серии оснащались системами дозаправки в воздухе, параллельно убираемые
топливоприемники ставились на уже построенные самолеты 2-й и 3-й партий. Система
дозаправки ориентирована на совместную работу с самолетами-заправщиками Ил-78.
Полностью построенные в Индии 17 "спарок" стали первыми серийными "Ягуарами",
оснащенными ПрНК DARIN-II. Комплекс построен вокруг ИНС на лазерных гироскопах,
кроме того, у него обновлен практически весь состав комплектующих. Поставки 17
двухместных "Ягуаров" завершены в конце 2005 г. Есть информация, что некоторые
их них покрыты радиопог-лощающим материалом, который примерно на 76 % снижает ЭПР, то есть индусы сделали из "Ягуара" "квази стелс". По своим боевым
возможностям эти самолеты в разы превосходят "Ягуары" 2-й партии и первых
производственных серий 3-й партии. В ходе планового ремонта на заводе фирмы HAL
на этих самолетах меняют ПрНК NAVWASS на ПрНК DARIN-II. К модернизации самолетов
подключены израильская фирма "Элта" и французская "Секстант Авионик".
Индия рассчитывает эксплуатировать "Ягуары" минимум до 2020 г. и не исключает
закупки дополнительного количества самолетов из числа снятых с вооружения в
Великобритании или возобновления серийного производства.
Индийские "Ягуары" принимали участие в миротворческой операции в Шри-Ланке в
1987 - 1990 г.г., но выполняли в ходе нее только разведывательные полеты. В ходе
вооруженного конфликта с Пакистаном в Каргиле в 1999 г. "Ягуары" наносили удары свободнопадающими бомбами. С "Ягуара" тогда была сброшена всего одна
корректируемая бомба с лазерным наведением - основной "платформой" для бомб с
лазерным наведением в ВВС Индии служат самолеты "Мираж 2000". В боях ВВС Индии
не потеряли ни одного "Ягуара".