Первым из восьми прототипов
Jaguar стал двухместный французский Jaguar E (от Ecole - учебный).
Первый прототип Е.01, представлявший собой двухместный учебно-боевой
самолет для ВВС Франции, построили на заводе фирмы "Бреге" 17 апреля
1968 г.
Французы изготовили и один
прототип самолета палубного базирования Jaguar М. Командование
авиация ВМС Франции видело в "Ягуаре" замену палубному
истребителю-бомбардировщику "Etendard IV".
"М05" - представлял собой
вариант "Ягуара" палубного базирования, спроектированный и изготовленный
согласно спецификации ВМС Франции. От других опытных "Ягуаров" его
отличало, прежде всего, шасси усиленной конструкции и с двухколесной
носовой опорой. "М05" проходил испытания как во Франции, так и в
Британии, поскольку Королевский военный флот проявлял определенный
интерес к палубному "Ягуару".
Первый полет "М05" выполнил
14 ноября 1969 г. Сначала "палубные" посодки выполнялись в 1971 г. на
наземном имитаторе авианосца в Бедфорде (Великобритания). 8 июля I 971
г. "М05" произвел первую посадку на французский авианосец "Клемансо", а
10 июля выполнил первый катапультный взлет с корабля. До 13 июля самолет
выполнил 12 взлетов и посадок с авианосца. В конце июля самолет вернулся
в Бедфорд для изучения последствий базирования на корабле и подготовки к
палубным испытаниям с боевой нагрузкой. Второй этап авианосных испытаний
на "Клемансо" начался 20 октября 1971 г. При одной из посадок пилот
промахнулся - гак не зацепил трос аэрофинишера. Мощности двигателей едва
хватило для ухода на второй круг. Так моряки впервые на практике
столкнулись с недостаточной мощностью установленных на "Ягуаре"
двигателей.
Интерес к "Ягуару" у
моряков быстро пошел на спад, когда выявились серьезные проблемы с
двигателями "Адур" Mk.101, но точку в программе маринизированного
"Ягуара" поставило поглощение фирмы "Бреге" фирмой "Дассо". "Дассо"
предложила флоту модернизированный "Super Etendard
IVM", который реальных тактико-технических преимуществ перед "Ягуаром"
не имел, но являлся 100 % изделием фирмы "Дассо". В 1973 г. флот
окончательно отказался от "Ягуара" в варианте корабельного базирования.
Прототип Jaguar М выполнил
свой последний полет 12 декабря 1975 г., после чего его передали в
Ро-чефорт, где использовали в качестве учебного пособия.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Jaguar M |
Размах крыла, м |
8.69 |
Длина самолета, м |
15.53 |
Высота самолета, м |
4.89 |
Площадь крыла, м2 |
24.18 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7000 |
нормальная взлетная |
15200 |
максимальная взлетная |
16400 |
Тип двигателя |
2 ТРД Rolls-Royce Turbom ca Adour 102 Mk804 |
Тяга, кН |
2 х 31.7 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
у земли |
1134 |
на высоте 11000 м |
1600 |
Практический потолок, м |
14000 |
Практическая дальность, км |
1410 |
Эксплуатационная перегрузка |
8.0 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) -
максимальная боевая нагрузка - 4800 кг. на 5 узлах подвески. 2 УР класса воздух-земля AS.37 Martel и AS-30L 2 УР R-550 Magic или Magic II 1 ПКР AM-39 Exocet 8
х454 кг бомбы или 11х 227 кг бомб, 6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы, 6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР, ПУ НУР- 180х68 мм. 8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18 Paveway II, |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты
окраски:
|
Jaguar M |
|
Уголок неба. 2019
|