19 июля 2022 года на аэродроме головного предприятия южнокорейской авиастроительной корпорации Korean Aerospace Industries (KAI) в Сачхонe (являющемся также
базой ВВС Южной Кореи) состоялся первый полёт первого летного опытного образца перспективного южнокорейского многофункционального истребителя KF-21 Boramae
(серийный и бортовой номер "001"), создаваемого по программе KF-X. Продолжительность первого полёта составила 33 минуты.
Первый прототип KF-21 в первом полете пилотировал майор Ан Чжун Хен из состава 52-й испытательно-оценочной эскадрильи ВВС Южной Кореи. Стоит отметить, что
первом полёте на первом прототипе были подвешены на четырех "утопленных" подфюзеляжных подвесках четыре массо-мабаритных макета ракет MBDA Meteor класса
"воздух-воздух". Прототип, как и планируемые серийные самолёты, оснащен двумя американскими двигателями General Electric F414-GE-400.
Амбициозная программа создания в Южной Корее перспективного истребителя KF-X, относимого самими южнокорейцами к поколению "4++", осуществляется под руководством
агентства оборонных разработок (Agency for Defense Development - ADD) министерства национальной обороны Южной Кореи при ведущей роли авиастроительной корпорации
Korea Aerospace Industries (KAI). Программа была начата еще в 2001 году, но перешла в практическую плоскость около 2010 года.
В декабре 2015 года KAI получила контракт Управления закупок министерства национальной обороны Южной Кореи (Defense Acquisition Program Administration - DAPA)
на полномасштабную разработку самолета KF-X, с постройкой шести летных прототипов (в том числе двух двухместных, кроме того, строятся еще два образца для
наземных испытаний) начиная с 2021 года и с началом серийного производства в 2026 году. Общая стоимость программы НИОКР оценивается в 8,5 млрд долл, а стоимость
постройки 120 серийных истребителей для ВВС Южной Кореи с 2026 по 2032 годы оценивалась еще в 8,8 млрд долл.
Технический проект самолета KF-X был окончательно утвержден в ходе завершившегося этапа Critical Design Review (CDR) в сентябре 2019 года, после чего на
предприятии KAI в Сачхоне была начата постройка головного лётного прототипа (серийный и бортовой номер "001"), презентация которого состоялась там 9 апреля 2021
года. Тогда же было объявлено, что самолет получил название KF-21 Boramae ("Сокол").
К настоящему времени на предприятии KAI в Сачхоне практически закончено изготовление еще трех летных прототипов KF-21 - двух одноместных (серийные номера "002"
и "003") и одного двухместного (серийный номер "004"). Планируется, что шесть летных прототипов KF-21 должны будут в ходе летных испытаний налетать более 2000
часов к концу 2026 года.
На церемонии презентации первого прототипа KF-21 9 апреля 2021 года тогдашний президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин заявил, что ожидается, что ВВС Южной Кореи будут
иметь 40 истребителей этого типа в 2028 году и 140 самолетов - в 2032 году. Южная Корея также рассчитывает на широкий экспорт этого самолета.
В 2010 году было заключено межправительственное соглашение о присоединении Индонезии к проекту KF-X, при этом доля индонезийской стороны в программе должна
была составить 1,6 млрд долл от общей стоимости НИОКР 8,5 млрд долл. В январе 2016 года KAI и индонезийское авиастроительное объединение PT Dirgantara Indonesia
(PTDI) заключили соглашение о совместной разработке KF-X и его индонезийского варианта IF-X. ВВС Индонезии заявляли, что намереваются приобрести 50 истребителей
IF-X в период до 2040 года. Однако фактически индонезийская сторона хронически не платила за участие в программе, и к концу 2020 года инвестировала в нее всего
205 млн долл (в том числе всего 10 млн долл после 2016 года), задолжав по графику 420 млн долл, так что ее участие в ней остается почти формальным. В 2020 году
участие Индонезии в программе было заморожено. В августе 2021 года Индонезия подтвердила свой интерес к программе KF-21, и между сторонами была достигнута
предварительная договоренность о покрытии задолженности и дальнейших расходах. Это позволило индонезийским инженерам вернуться в Южную Корею, чтобы продолжить
работу в проекте. В ноябре 2021 года Индонезия и Южная Корея договорились о заключении к марту 2022 года нового соглашения о разделе затрат на разработку, но до
сих пор оно так и не было подписано, и вопрос об индонезийской задолженности по программе не урегулирован. Тем не менее, прототипы KF-21 украшает и
индонезийский флаг.
Новый южнокорейский истребитель будет обладать достаточно высоким боевым потенциалам. Машина получит многие возможности истребителей пятого поколения. По
заявлениям Agency for Defense Development, KF-21 Boramae (Сокол) – это многофункциональный истребитель поколения 4++ или 4,5. В модели реализованы и некоторые
элементы технологии «стелс». Во многом благодаря технической помощи, которую оказывали американцы.
Целью программы по созданию нового многофункционального истребителя KF-21 Boramae было создание боевой машины, которая по показателю малозаметности превзошла бы
истребители Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Скорее всего, эти показатели будут достигнуты. При этом южнокорейский истребитель будет уступать по данным
параметрам Lockheed Martin F-35 Lightning II.
Изначально корейцы рассчитывали создать истребитель с внутренними отсеками для размещения вооружения. Но в какой-то момент от этого было решено отказаться. Этот
факт определено не будет играть на руку малозаметности машины. Известно, что истребитель KF-21 Boramae получит 10 точек подвески вооружений. В том числе 4
полуутопленных точки подвески под фюзеляжем для размещения ракет «воздух-воздух» и шесть под крылом. Максимальная полезная нагрузка – 7700 кг.
Для борьбы с авиацией противника истребитель сможет использовать управляемые ракеты Meteor, IRIS-T и AIM-120. Последние версии американской управляемой ракеты
средней дальности AIM-120 в состоянии поражать цели на удалении до 180 километров. Основным ударным средством самолета для действий по наземным целям должна
стать ракета TAURUS KEPD с заявленной дальностью действия более 500 км.
Пока что известно лишь об одноместной версии истребителя. При этом не исключено появление двухместного варианта в учебно-боевом исполнении. Длина KF-21 Boramae
составляет 16,9 метра, размах крыла – 11,2 метра, высота самолета – 4,7 метра. Заявленная максимальная взлетная масса составляет 25,4 тонны (это примерно на 10
тонн меньше, чем у Су-35 и на 5 тонн меньше, чем у F-35A). Максимальная скорость полета должна составить 1,9 числа Маха (примерно 2300 км/ч). Дальность полета –
до 2,9 тысяч км.
Локализация самолета уже сейчас достигает 60–65 процентов. При этом в дальнейшем Южная Корея планирует улучшать данный показатель. Большая часть важнейших
систем самолета уже сейчас разработана и производится Республикой Корея. В частности РЛС с активной фазированной антенной решёткой для KF-21 Boramae создана
корейской компанией Hanwha Systems.
Самым иностранным элементом самолета на данный момент времени является силовая установка, представленная двумя американскими двигателями General Electric F414 с
тягой 5900 кгс каждый (на форсаже 9900 кгс). Производством двигателей в Южной Корее займется компания Hanwha Techwin, которая планирует увеличивать уровень
локализации комплектующих при их сборке.
.