6 октября 1949 года Лавочкин обратился к Сталину с предложением создать истребитель для борьбы с бомбардировщиками на высотах 15000-16000 м. В своем письме он сообщал:
"Такой перехватчик будет быстро набирать высоту (за 1,5-2 минуты на 10000 м), обладать на потолке бомбардировщика маневром как по горизонтали, так и но вертикали. Особо важен маневр но вертикали -
это дает возможность перехватчику быть всегда над бомбардировщиком, нападать на него пикированием, или быть над бомбардировщиком противника на недосягаемой высоте и бомбить его специальными, мелкими
бомбами, в большом количестве разбрасываемыми на пути бомбардировщика. Возможно будет также эти бомбы иметь подвешенными на парашютах и тем самым как бы заминировать воздух по высоте и по пути
продвижения бомбардировщика. (Что-то наподобие парашютно-тросовой бомбы В.С.Вахмистрона, испытывавшейся еще до войны). Указанный перехватчик должен иметь высоту 19000-20000 м, РЛС, оборудование для
слепой посадки и полета в любую погоду (днем и ночью)..."
Впоследствии расчетные данные были уточнены. Основной вариант истребителя имел двигатель ТР-3А взлетной тягой 5200 кгс конструкции А.М.Люльки. Самолет должен был развивать скорость 1200 км/ч на
высоте 5000 м, подниматься на высоту 10000 м за 3,5 мин., а на 15000 м - за 6-7 мин. и иметь потолок 17000 м при дальности полета без подвесных баков 1000 км. Запланировали мощнейшее вооружение из
трех 23-мм и двух 37мм пушек с РЛС "Коршун". При использовании двигателя с системой форсажа время набора высоты 10000 м снижалось до 2,2 мин., а потолок возрастал до 18000 м.
Предусматривался также вариант с ТРД ВК-1. Хотя летные характеристики получались заметно ниже, но этот проект имел то преимущество, что базировался на уже проверенной схеме и испытанном двигателе.
В этом же 1949 году техническое предложение превратилось в проект "190". Крыло имело невиданную для тех лет стреловидность - 55" по линии фокусов. Вооружение сократили до двух пушек Н-37 с
боекомплектом по 30 патронов. Горючее расположили в фюзеляжных и крыльевых мягких баках, предусмотрели катапультируемое кресло летчика. Последние расчеты показали реальную возможность достижения
потолка 16500 м, скорости 1225 км/ч на 10000 м, и времени подъема на эту высоту 3 минуты.
Самолет построили 3 февраля 1951 г. Спустя неделю начались его заводские испытания (ведущий летчик А.Г.Кочетков), и сразу столкнулись с проблемами в работе двигателя ТР-3А, получившем к тому
времени обозначение АЛ-5. Во время одной из рулежек машина была повреждена из-за слишком медленного падения тяги двигателя после перевода сектора газа в положение "минимал". 8 марта ее вернули на
завод для ремонта, затянувшегося до конца мая.
16 июня произошла вынужденная посадка опытного истребителя из-за остановки двигателя в полете. Через месяц испытания самолета продолжили. До 20 августа выполнили всего восемь полетов и на этом
испытания прекратили. Анализ полученной информации показал, что до скорости 820 км/ч на высоте 7000 м управляемость и устойчивость самолета "190" вполне удовлетворительны. Необратимая система
управления элеронами работала безотказно и, по заключению летчика, управление не отличалось от обычного. Крыло-бак с герметизацией, изготовленное на заводе № 301, нареканий не вызывало, а крыльевые
опоры шасси допускали посадку при боковом ветре 4-5 м/с. Однако полеты с двигателем АЛ-5 оказались небезопасными, что и послужило причиной прекращения испытаний самолета.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ла-190 |
Размах крыла, м |
9.90 |
Длина, м |
16.35 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
38.93 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7315 |
максимальная взлетная |
9257 |
Тип двигателя |
1 ТРД Люлька АЛ-5 |
Тяга, кгс |
1 х 5000 |
Максимальная скорость , км/ч |
1190 |
Крейсерская скорость , км/ч |
965 |
Практическая дальность, км |
1150 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
3340 |
Практический потолок, м |
15600 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
две 37-мм пушки НС-37 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|