Первые "Лайтнинг" F.Mk.1А собирались практически полностью вручную. Ни одна из панелей обшивки не была взаимозаменяема, так
что можно только представить "счастье" техников самолетов. Требовалось
получить как можно быстрее нормальный самолет (в смысле его обслуживания). В
процессе дальнейших уточнений появилось так много отличий от "Лайтнинга"
F.Mk.1А, что "Лайтнинг" F.Mk.2 внешне отличался от предшественника
отсутствием канала воздухозаборника резервного генератора постоянного тока,
расположенного на гаргроте. "Лайтнинг" F.Mk.2 оснастили неполным
комплектом запросчика OR946, РСБН "TAКАН", системой суфлирования жидкого
кислорода, ввели управление разворота колеса передней стойки шасси.
Двигатель "Авон" 201 получил новое сопло с кольцевой форсажной камерой,
вместо четырехточечной, использовавшейся ранее. Первым серийным самолетом
стал XN723. Первый полет 11 июля 1961 г. совершил Джимми Делл. После этого
провели оценочные испытания самолета в Боскомбе, затем двигателя
Роллс-Ройс в ХакхоллеПосле пожара двигателя на 25 марта 1964 г. этот самолет
был утерян.
Общий заказ "Лайтнинга" F.Mk.2 составил 55 самолетов, но из этого количества
11 так и не построили и два собрали уже как "Лайтнинг" F.Mk.3. Самолеты
серии несли номера от XN723 до XN735 и от XN767 до XN797.
Первый самолет для RAF взлетел в AFDS 14 ноября 1962 г. и после проведения
испытаний, первым эскадроном, получившим новую модификацию стал 19 эскадрон
в Леконфилде. Эскадрон начал получать самолеты с 17 декабря 1962. Последним
из самолетов, который он получил стал "Лайтнинг" F.Mk.2 под номером XN775.
92 эскадрон базирующийся также в Леконфилде стал вторым эскадроном,
использовавшим "Лайтнинг" F.Mk.2 и получил первый самолет с серийным номером
XN727 23 января 1963 г. Оба эти эскадрона были полностью подготовлены к лету
1963 г. и завершили программу подготовки перехватами над Северным
морем (район доставлявший англичанам наибольшую головную боль частым
появлением советских бомбардировщиков) и дозаправкой в воздухе. Вдобавок к
этому 92 эскадрон также продолжал оставаться официальной акробатической
группой RAF и в 1964 г. самолеты приняли участие в ряде авиационных шоу,
включая и Фанброро.
После первого года службы в качестве "чистого" перехватчика на самолете
начали отрабатывать возможности применения в качестве штурмовика. В первую
очередь это было связано с тем, что самолеты должны были использоваться в
Германии. Для базы RAF была выбрана авиабаза Гейленкрикен. Первым туда
отправился 19 эскадрон, перебазированный 23 сентября. Тремя месяцами позже
туда же отправился 92 эскадрон. Оба эскадрона остались единственными, кто
использовал "Лайтнинг" F.Mk.2. и следующий вариант "Лайтнинг" F.Mk.2А.
Различия между этими двумя вариантами следующие - "Лайтнинг" F.Mk.2
нес киль с рулем направления, соответствующий более поздней
модификации "Лайтнинг" F.Mk.3. На новой модификации амолет нес крыло теперь
переменной стреловидности и намного больший подфюзеляжный топливный бак. Из
44 "Лайтнингов" F.Mk.2, 8 были модифицированы в "Лайтнинг" F.Mk.2А. Первым "Лайтнинг"
F.Mk.2 A. стал XN789, поставленный 19 эскадрону 15 января 1968 г.
"Лайтнингам" на тот период в НАТО отдавался весьма высокий приоритет особо в
Германии, так как на тот период возникла очередная вспышка напряженности
между востоком и западом. Аэродром Гутерслох находился всего в 80 милях от
границы с ГДР. Высокая боеготовность "Лайтнингов" предусматривала их
боевое применение в качестве передовых перехватчиков. Два "Лайтнинга"
всегда находились в полной боевой готовности в ангарах около ВПП, пилоты и
наземная команда находились на дежурстве помещении, готовые взлететь через 2
минуты после сигнала тревоги. В изданной в 1957 году "Белой книге" МО
Великобритании полное преимущество в будущем отдавалось ракетному
вооружению, что естественно сказалось и на авиации, роль которой теперь
становилась второстепенной. Было разорвано большое количество контрактов о
разработках авиатехники, в отношении "Лайтнинга" это выразилось в
катастрофической нехватке запасных частей (деньги-то не выделялись на их
закупку). Те выкручивались как могли, ну а в результате приходилось
полностью растаскивать на запчасти какой-либо самолет (явление
довольно распространенное).
В настоящее время один из "Лайтнингов" F.Mk.2, под номером XN782,
принадлежащий 92 эскадрону демонстрируется в авиамузее Хермескейл – самом
большом Западной Европе частном авиамузею .
"Лайтнингу" конечно не удалось приобрести такую популярность на рынке
вооружений, например как его предшественнику "Хантеру". Но причина кроется
не столько в самолете, сколько в политике, проводимой правительством
Великобритании. К самолету в самом начале его карьеры был проявлен интерес
со стороны ФРГ, которая также входила в НАТО, но им самолет не продали, а
только ограничились его размещением в роли перехватчика на территории
Германии. Вероятнее всего боясь возрастания роли Германии на территории
Европы, союзники не торопились "наращивать мускулы" еще недавнему врагу. В
самой истории самолета крайне негативную роль сыграла "Белая книга" МО
Великобритании, целиком и полностью отдающая приоритет ракетам. Ранее
на "Инглиш Электрик" исследовали возможности применения самолета в качестве
истребителя-бомбардировщика и эти опыты оказались весьма успешными. Конечно
сделка с Германией могла и состояться, но англичан в лице БАК подрезала
американская "Локхид" со своим чудо-истребителем F-104, который она
"втюхивала" всеми правдами и неправдами по всему
миру. Но и не только она, само правительство Англии
предприняло усилия, направленные против продажи самолета Германии, в
лице своего представителя, советовавшего не покупать немцам самолет, в
результате чего немцы в кконцов приобрели "Старфайтер". Летчик-испытатель
Рональд Беамонт, сравнивая оба самолета, сказал, что "Лайтнинг"
был гораздо лучше "Старфайтера", особенно на
"сверхзвуке", отличаясь лучшей управляемостью, меньшим уровнем шумов и
вибраций. Поэтому англичанам пришлось устремить свои взгляды в сторону
Японии, Сингапура, Латинской Америки. Самолет хотело приобрести Никарагуа,
но из-за того, что крылья самолета не отстыковывались, то самолет по причине
большого размаха нельзя было доставить на место базирования (интересно
почему не пробовали осуществить перелет).
Некоторые страны Ближнего Востока также проявили интерес к самолету, а
именно – Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Иордан и Кувейт. Однако Иран
ориентировался больше на Америку, Ирак и Иордан на СССР, а вот Саудовская
Аравия в начале 60-х конфликтовала с Йеменом и ей срочно требовалось
обновление всего арсенала вооружений. В результате переговоров с Саудовской
Аравией было заключено соглашение о поставке под кодовым названием
"Ковер-самолет" о поставке шести "Лайтнингов", двух тренажеров, шести
"Хантеров" и батареи ракет ПВО "Тандерберд". Также в соглашение вошел
договор о подготовке наземного и летного персонала и операторов РЛС. Шесть "Лайтнингов"
взяли с баз хранения RAF. Самолеты выкупили у МО и после внесения изменений
они получили из "Лайтнинга" F.Mk.2 новое наименование "Лайтнинг" F.Mk.52.
Самолеты несли следующие номера - XN796, XN770, XN767, XN797. В начале июня
1966 г. самолеты воздухом доставили в места дислокации в Саудовской Аравии.
Арабы летать любят, летают смело, но летать не умеют. Поэтому вскоре два
самолета было потеряно. Потери были возмещены. Самолеты находились на службе
в 6 эскадроне RSAF (Королевские ВВС Саудовской Аравии). В августе 1967 г.
они перелетели на аэродром Хамис, недалеко от границы с Йеменом. После
необходимого обслуживания, самолеты только с 13 ноября могли начать действия
против Йемена. К счастью военные действия к этому моменту уже стихли. Сами
самолеты вскоре без отсутствия запасных частей и пламенного энтузиаста
саудовских механиков по поддержанию техники в летном состоянии пришли в
нелетное состояние. В конечном итоге контракт Саудовской Аравией оказался
одним из самых больших в истории ВАС. Из саудовских "Лайтнингов" F.Mk.52,
все кроме одного были потеряны.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Lightning F.Mk.2 |
Размах крыла, м |
10.56 |
Длина, м |
16.84 |
Высота, м |
5.97 |
Площадь крыла, м2 |
42.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
10890 |
нормальная взлетная |
18200 |
максимальная взлетная |
21200 |
Двигатель |
2 ТРД Rolls Royce Avon 211P |
Тяга, кгс |
2 х 6545 |
Максимальная скорость полета, км/ч |
2415 |
Крейсерская скорость полета, км/ч |
950 |
Практическая дальность, км |
1350 |
Скороподъемность, м/мин |
9144 |
Практический потолок, м |
18300 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 30-мм пушки Aden Mk.4 c 120 патронами на пушку.
боевая нагрузка - 227 кг на 2 узлах подвески. 2 УР воздух-воздух Firestreak |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|