Следующим вариантом стал "Лайтнинг" F.Mk.3. На новом варианте установили двигатели "Авон" повышенной мощности с макс. тягой
6123 кгс каждый и 7420 кгс на форсаже, что было в два раза больше, чем на
первых самолетах (Р.1В). Другим важным изменениям подверглась система
вооружения. Де Хэвилленд разработало новую ракету класса "воздух-воздух",
поскольку "Файрстрик" со своей инфракрасной ГСН шла только на двигатель
самолета. Новая ракета "Ред топ"могла атаковать и на встречных курсах,
обладала более мощным ракетным двигателем и гораздо более лучшей
маневренности. Также добавилась новая модификация радара Ферранти А.I.23B. с
более высокими данными. Но самый большой недостаток так и не устранили.
Расположение пушек "Аден" в носовой части самолета не позволяло самолету
применять ракеты "воздух-воздух" в воздушном бою и оставляло возможным
только решения задач перехвата тяжелых неманевренных целей. Данную проблему
решили только в модификации "Лайтнинг" F.Mk.6.
Установка новых ракет потребовала увеличения площади хвостового оперения на
15% и изменения верхушки киля. Выступающие из поверхности фюзеляжа боковые
каналы удлинились еще больше. Запас топлива увеличили, но из-за слишком
мощных двигателей самолет стал потреблять топлива гораздо больше, так что
теперь практически в любой мало-мальски длительный полет требовал дозаправки
в полете.
Прототип "Лайтнинга" F.Mk.3 создали путем переделки одного из 20 Р.IB под
номером XG310. Первый полет состоялся 16 июня 1962 г., и хотя на этом
самолете переделали только хвостовое оперение в 1963 г. его показали, как
совершенно новую версию.
Впоследствии шесть Р.IB переделали в "Лайтнинг" F.Mk.3. XG372 был первым,
другими стали XG328,' 329, ' 331, ' 332 и ' 335, последние два
использовались для испытаний ракет "Ред топ". Реально первый настоящий "Лайтнинг"
F.Mk.3 под номером ХР693 взлетел 16 июня 1962 г., и позже его переделали в
F.3А. В 1972 г. его использовали в роли многофункционального самолета, для
отработки разрабатывавшейся БРЭО "Торнадо".
На XP694 отрабатывали радар Ферранти AI23B перед его передачей 60 MU, а
позже в 29 эскадрон. Первым самолетом в RAF стал XP695, который прилетел из
Вартона в Бинбрук 1 января 1964 г., зачисленный в состав CFI (Центральное
Истребительное Ведомство). Позже после его летной оценки самолет передали в
11 эскадрон. 74 эскадрон в Леухарсе стал первым, перевооруженный на "Лайтнинг"
F.Mk.3. Первый XP700 появился 14 апреля 1964 г. "Лайтнинг" F.Mk.3 стал
наиболее массовой модификацией самолета. Общее количество построенных – 70
самолетов, следующих серий - от XP693 до XP708, от XP735 до XP765, от XR711
до XR728 и от XR747 до XR751. Некоторые из них позже изменили до уровня "Лайтнинга"
F.Mk.6, но в не полной его конфигурации.
Всего "Лайтнингом" F.Mk.3 оснастили пять эскадронов. Это 74 эскадрон, в
котором 14 апреля 1963 . "Лайтнинг" F.Mk.3 заменил "Лайтнинг" F.Mk.1. 23
эскадрон получил новую версию в августе 1964 г., 111 эскадрон в ноябре 1964
г., 56 эскадрон в 1965 г. и последним стал 29 эскадрон в мае 1967 года.
Впоследствии самолеты 56 эскадрона заменили на Кипре "Джавелины" 29 экадрона.
В конце 60-х на базе "Лайтнинг" F.Mk.3 была разработана модификация "Лайтнинг"
F.Mk.53 предназначенная для поставки в ВВС Саудовской Аравии. Всего
предусматривалась закупка 35 "Лайтнингов" F.Mk.53. Прототипом "Лайтнинга"
F.Mk.53 стал XR722, который предназначался для переделки в "Лайтнинг"
F.Mk.6. На "Лайтнинге" F.Mk.53 смонтировали два подкрыльевых пилона, которые
позволяли нести бомбы калибром до 1.000 фт. или блоки НУРСов по 18 снарядов
SNEB в каждом калибра 68-мм. Также можно было применить блоки НУРС калибра
48-мм, размещенных на фюзеляже, аналогично "Лайтнингу" F.Mk.1 и две пушки
"Аден" калибра 30-мм. Блоки фюзеляжных НУРСов можно былозаменить блоком из
пяти фотокамер "Винтен". XR722 в качестве "Лайтнинг" F.Mk.53 взлетел 1
ноября 1966 года и далее был задействован в испытательных полетах до его
отправки Саудовской Аравии в декабре 1969 г. во 2 эскадрон в Хамис Мушайте.
6 февраля 1972 он был потерян после взрыва в пушечном отсеке.
Арабских летчиков обучали на авиабазе RAF в Голтишолле. В дальнейшем
предусматривалось перевооружение еще одного эскадрона на "Лайтнинги",
который должен был нести "счастливый" номер 13, но этого так и не сделали. "Лайтнинги"
прослужили в RSAF до 1986 г., когда их сменили F-15 "Игл". Один или два
самолета осталось в Саудовской Аравии - как памятники, оставшиеся БАЕ
выкупило и их доставили в Вартон, где они и стояли, пока их не начали
продавать музеям, энтузиастам или просто на слом. Многие из этих самолетов
имели налет за 2.000 часов. Саудовские пилоты довольно неплохо отзывались о
самолете, в отличии от местных жителей, которые довольно часто слышали
звуковой удар от пролетавшего на малой высоте самолета.
Вторым и последним покупателем "Лайтнинга" стал Кувейт, который закупил 12 "Лайтнингов"
F.Mk.53К и два "Лайтнинга" Т.Mk.55К (К – Кувейт). Подробностей их службы в
ВВС Кувейта известно не так и много, кроме того, что летчики "Лайтнинги" не
любили, сильно много на них не летали, но три самолета успели потерять.
Остов одного из "Лайтнингов" во время операции "Буря в пустыне" был
мастерски разбомблен F/A-18 "Хорнит", пилот которого наверное принял его за
иракский МиГ (Интересно победа была засчитана или нет – скорее всего да).
После принятия на вооружение RAF F-4 "Фантом", количество подразделений "Лайтнингов"
начало постепенно сокращаться. Последними подразделениями на
вооружении которых находились эти самолеты стали 5 и 11 эскадрон,
базировавшиеся в Бинбруке. Основными их задачами в конце шестидесятых и
начале семидесятых являлся перехват советских самолетов над Северным морем.
Самый последним эскадроном который вооружили "Лайтнингами" был 29,
находившийся в Воттишаме в то время как 56 эскадрон переместили с этого
аэродрома на Кипр. В состав эскадрона входили "Лайтнинги" Mk.3 из 23 и 74
эскадрона.
На вершине своей карьеры "Лайтингами" вооружили восемь эскадронов - 74, 56,
5, 11, 29, 111, 19и 92 в Германии. В каждом эскадроне летали на перехват,
осуществляли пуски ракет, стреляльбу из пушек по мишеням, дозаправку
самолета в воздухе. Особо внимание уделялось отработке боевой тревоги. Не
такой и редкостью являлись перелеты на Мальту или на Кипр на лагерные сборы.
Часто осуществлялись перелеты в другие страны, состоящие в НАТО, где "Лайтнинги"
принимали участие в учебных воздушных боях с другими самолетами. В Германии
"Лайтнинги" находились вплоть до 1977 года. В январе 1977 г. расформировали
92 эскадрон, а через два месяца 19. Самолеты после этого разместили вокруг
аэродрома в Гутерслох и других в качестве ложных целей.