Хотя в облике самолета
Dassault M.D.454 Mystere IV просматривались черты M.D.452 Mystere
II, он представлял собой совершенно новую конструкцию с крылом
стреловидностью по четверти хорд 38° и фюзеляжем овального, а не
круглого сечения. Стреловидность более высокого киля была увеличена,
использованы цельноповоротные стабилизаторы. Возможно, самым важным
нововведением стало уменьшение относительной толщины (профиля) всех
несущих поверхностей, что позволяло в пологом пикировании незначительно
превышать скорость звука. Проектирование нового самолета началось в 1951
году, в программе задействовали прототипы самолета Mystere II. В составе
силовой установки применили другой французский ТРД Hispano-Suiza Verdon
- улучшенный вариант ТРД Tay, выпускавшегося "Hispano-Suiza" по лицензии
"Rolls-Royce". Прототип Mystere IV выполнил первый полет 28 сентября
1952 года (незадолго до того, как Mystere II в пологом пикировании
впервые превысил скорость звука). Прототип был оснащен одним ТРД Tay Mk
250A тягой 27,95 кН. Испытания выявили необходимость внесения изменений
в конструкцию: удлинения хвостовой части фюзеляжа, повышения высоты
киля, установки форкиля; всего в конструкцию внесли примерно 60
изменений, реализованных на девяти предсерийных Mystere IVA.
Заказ на изготовление
первой партии из 225 серийных Mystere IVA был получен в апреле 1953
года, первые 50 самолетов получили ТРД Tay Mk 250A, их максимальная
взлетная масса составляла 7250 кг, а максимальная скорость - 1110 км/ч
(М=1,035). Позже эти самолеты переоснастили более мощными ТРД Verdon
350, а максимальную взлетную массу увеличили, что позволило использовать
самолеты в качестве истребителей-бомбардировщиков с подвесным
вооружением.
Благодаря своим отличным
характеристикам самолет был выбран
комитетом НАТО как перспективный
многоцелевой истребитель. В апреле 1953
года в следствии этого решения Secrétariat
d'Etat à l'Air заказал фирме Dassault 225
самолетов. Финансирование их приобретения
взяла на себя NATO Military Assistance Program. Всего было построено 451
истребителя , в том числе 242 для Armée de
l'Air, серийное производство машин завершено в
октябре 1958 года. Самолет стал экспортным "хитом": 110 единиц закупила Индия, 60 - Израиль. В ВВС этих стран их ожидала весьма бурная биография.
Боевой дебют как французских, так и израильских "Мистэров" состоялся во время Суэцкого кризиса. MD.454 Mystere IV был широко использован в различных
конфликтах - во время Суэцкой компании (1956),
Индией против Пакистана в 1965 году и во время
"Шестидневной войны" Израиля (1967).
Истребитель состоял на вооружении до 1975 года,
однако его тренировочный вариант сохранился в
ВВС Франции до начала 80-х.
Кроме того
был изготовлен так же вариант Mystere IVB -
от Mystere IVA получил крыло, горизонтальное оперение и основные опоры
шасси, но аэродинамика улучшена. Прототип выполнил первый полет 16
декабря 1953 года с двигателем Rolls-Royce Avon RA.7R тягой 44,67 кН на
форсаже; на втором прототипе установили двигатель SNECMA Atar 101F-12,
на третьем - Atar G-2 тягой на форсаже 44,13 кН; на серийных самолетах
планировалось ставить ТРДФ Atar 101G-31, однако в серию не передавался
из-за появления Super Mystere В2.
Двухместный
ночной перехватчик M.D.454
Mystere IVN проектировался параллельно с Mystere IVB.
Првый полет прототип самолета
выполнил 16 июля 1954 года - самолет был оснащен ТРДФ Avon RA.7R;
над носовым воздухозаборником в обтекателе установлена РЛС APG-33;
вооружение - две 30-мм пушки DEFA 551 и подвесной блок с 52 ракетами
калибра 68 мм; от серийного производства отказались в пользу
перехватчика Sud-Aviation Vautour.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MD-454 |
Размах крыла, м |
11.12 |
Длина, м |
12.89 |
Высота, м |
4.46 |
Площадь крыла, м2 |
32.00 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного |
5870 |
нормальная взлетная |
7750 |
максимальная взлетная |
10200 |
Топливо во внутренних баках, л |
180 |
Топливо в ПТБ, л |
2 х 625 (480) |
Тип двигателя |
1 Hispano-Suiza Verdon 350 |
Тяга (нефорсированная), кН |
1 х 34.32 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
990 |
на уровне моря |
1120 |
Практическая дальность, км |
1310 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
2700 |
Практический потолок, м |
14800 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 30-мм пушки DEFA 551 c 150 патронами на пушку. 1 Пакет с Matra 101bis c 55x68-мм SNEB НУР.
боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески, 2х 450 кг или 4х 250 кг бомбы или 2х 480 л напалмовые баки или 2 ПУ Matra 101bis c 55x68-мм SNEB НУР или 4 ПУ Brandt T-10 105-мм кластерных НУР. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|