20 апреля 1951 г. вышло Постановление Совмина СССР No. 1282-648, предписывающее ОКБ-155 построить на базе МиГ-17 самолет И-340 с двумя двигателями АМ-5. Этот бесфорсажный ТРД создавался в ОКБ А.А.Микулина и представлял собой уменьшенный вариант АМ-3, самого мощного в то время советского реактивного двигателя. И-340 должен был развивать на высоте 2000 м максимальную
скорость 1160 км/ч, а на 10000 м - 1080 км/ч, набирать высоту 10000 м за 2,9 минуты и обладать практическим потолком не менее 16500 м.
В ОКБ-155 самолет получил шифр СМ-1. Для сокращения сроков создания машины Микоян предложил использовать опытный СИ-02, который оснастить двумя АМ-5, расположив их рядом в хвостовой
части фюзеляжа. Проектирование началось в мае 1951 г. и завершилось в сентябре. Применение новой силовой установки потребовало изменить форму хвостовой части фюзеляжа и позволило увеличить емкость
топливной системы. Кроме того, увеличили площадь сечения каналов воздухозаборника. В низу хвостовой части оборудовали отсек для тормозного парашюта.
Из-за задержки с поставкой двигателей в конце года сборка СМ-1 была приостановлена и завершилась в марте 1952 г. Заводские испытания проводили летчики Г.А.Седов и К.К.Коккинаки, которые
обнаружили целый букет конструктивных недостатков самолета и двигатели. Седов вспоминал: "СМ-1, получивший в обиходе прозвище "Люська",... отличался недостаточно герметичной кабиной, позволявшей
сохранять постоянное давление лишь при работающих двигателях. В случае их отказа необходимо было срочно снижаться. Малейшая задержка, и у летчика открывались кровотечения, а подобные отказы были
не редкость. В полете нередко наблюдались остановки или помпаж двигателей при резкой даче секторов газа".
В процессе испытаний АМ-5, развивавший на "максимале" тягу до 2000 кгс, заменили более совершенным АМ-5А с тягой до 2150 кгс. Суммарная мощность двух двигателей была выше, чем одного ВК-1Ф на
форсаже. Это благоприятно сказалось на летных характеристиках СМ-1, так, его максимальная скорость на высоте 5000 м увеличилась до 1193 км/ч, чуть-чуть превысив скорость звука. Кроме того, новые
ТРД были более экономичными, чем ВК-1Ф, что в сумме с возросшим запасом топлива привело к существенному увеличению радиуса действия машины. Однако в целом характеристики были признаны
недостаточными для сверхзвукового истребителя, и для их улучшения Микулин решил оснастить АМ-5А форсажной камерой. Такой двигатель получил обозначение АМ-5Ф, но так и не был подготовлен для
установки на самолет. На базе него создали более мощный РД-9, который нашел применение на МиГ-19. Опытный СМ-1 в дальнейшем использовался для исследования влияния стрельбы из пушек на работу
двигателей.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-17 (СМ-1) |
Размах крыла, м |
9,60 |
Длина самолета, м |
11,26 |
Высота самолета, м |
3,80 |
Площадь крыла, м2 |
22,60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета, кг |
3705 |
нормальная взлетная |
5210 |
Тип двигателя |
2 ТРД АМ-5 |
Максимальная тяга, кгс |
2 х 2000 |
Максимальная скорость, км/ч: |
1193 |
Практическая дальность, км: |
1475 |
Практический потолок, м: |
15600 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две пушки HP-23 (2х80 патронов). |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|