В процессе производства
истребителя МиГ-19 на его базе был создан ряд модификаций и опытных
самолетов, а также самолетов-лабораторий, позволивших улучшить его
конструкцию, усовершенствовать оборудование и вооружение. Причем, работы
по совершенствованию истребителя продолжались даже после принятия на
вооружение более совершенного МиГ-21.
В частности проведенное
руководством страны и командованием вооруженных сил во второй половине
50-х гг. «увольнение в отставку по состоянию здоровья» штурмовой авиации
(подробнее см. AM №4/98 А.Медведь «Фронтовая ударная авиация на пороге
ракетной эпохи») отнюдь не сняло проблемы оказания сухопутным войскам
непосредственной поддержки на поле боя. Разрабатывавшиеся на замену
легендарным «горбатым» проекты истребителей-бомбардировщиков вязли во
множестве проблем и потому часть задач, которые в годы Великой
Отечественно войны решали Ил-2/Ил-10 возложили на истребители МиГ-15 и
МиГ-17. Не избежал этого поветрия и МиГ-19, имевший мощнейшую батарею из
трех 30-мм автоматических пушек НР-30, обладавших суммарным весом
секундного залпа 18 кг.
Однако для поражения
наземных целей (в первую очередь танков, бронемашин) этого было мало. И
потому в комплект вооружения практически всех модификаций фронтового
истребителя МиГ-19 входили бомбодержатели, а также 100- и 250-кг
фугасные бомбы. Но при бомбометании на малой высоте самолет неизбежно
входил в зону войсковой ПВО «вероятного противника», располагавшей к
этому времени различными ЗСУ калибром 12,7-40 мм, способных эффективно
поражать воздушные цели на высотах до 2500 м и дальности 3500-4000 м.
Сократить время пребывания в опасной зоне, и минимизировать вероятность
поражения атакующих самолетов должны были неуправляемые реактивные
снаряды (НУРСы).
Уже в 1955 г. для работы по
этой тематике горьковским заводом были выделены несколько серийных
истребителей МиГ-19. Первый из них (зав. №59210420, красный бортовой
№420), обозначенный как СМ-2/А, нес от двух до четырех блоков на
стандартных замках 396-Ш, с пятью 70-мм НУРС АРС-70 в каждом. При
подвеске четырех таких изделий, ПТБ с самолета снимались. Для ведения
прицельной стрельбы реактивными снарядами или из пушек был установлен
прицел АСП-5Н-В2, сопряженный с радиодальномером «Ра-даль-М». Впрочем,
по опыту недавней войны (кстати, подтвержденному проведенными
испытаниями) было известно, что малокалиберные реактивные снаряды имеют
малую дальность пуска, а самое главное обладают малоэффективной боевой
частью (БЧ). И потому в том же году к испытаниям подготовили СМ-2/Б
(зав. №59210406, бортовой №406). От своего предшественника он отличался
только двумя или четырьмя направляющими (в то время использовался термин
реактивных орудий - Прим. авт.) для 190-мм НУРСов ТРС-190. При подвески
четырех изделий, как и в случае с СМ-2/А использовать ПТБ было
невозможно.
В 1956 г. СМ-2/Б доработали
под подвеску двух НУРСов АРС-212М калибра 212 мм на авиационных пусковых
устройствах АПУ-5, крепившихся к замкам 369-Ш. При этом ПТБ решили
сохранить. Обозначенный как СМ-2/В он также принял участие в испытаниях
нового оружия. Позже (в 1957 г.) подвесные баки демонтировали, а на их
место поставили еще пару 212-мм ракет, одновременно, в очередной раз,
сменив обозначение самолета на СМ-21. В том же году был доработан
СМ-2/А, получивший четыре блока, в каждом из которых размещалось по
девять 85-мм снарядов ТРС-85 и новое обозначение СМ-2/Д. Блоки
размещались в тех же точках крепления под крылом. В процессе испытаний
на обеих машинах сохранялось пушечное вооружение, поскольку помимо
испытаний самих НУРСов, отрабатывалась и методика нанесения штурмовых
ударов по различным наземным целям.
Еще одним довольно
интересным вариантом МиГ-19 стал не реализованный проект оснащения
истребителя спецвооружением (ядерной бомбой малого калибра), получивший
обозначение СМ-9/9. Однако габариты боеприпасов с такой начинкой в то
время были еще довольно значительны и если
поднять ее на «девятнадцатом» проблемы не составляло, то из-за
повышенного лобового сопротивления нагрузки, скоростные характеристики
машины падали настолько, что терялись все преимущества перед фронтовым
бомбардировщиком.
Послужил МиГ-19 и для
отработки авиационного ракетного оружия для дальней авиации. В
частности, эта машина использовалась для отработки системы управления и
наведения ракеты Х-20, которая создавалась отделом «К» ОКБ-155 для
ракетоносца Ту-95К. Еще одним образцом работы над которым велись с
использованием «девятнадцатых» стал комплекс К-10 «Луга-С».
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-19 (СМ-2) |
Размах крыла, м |
9.04 |
Длина, м |
13.90 |
Высота, м |
3.88 |
Площадь крыла, м2 |
25.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4718 |
максимальная взлетная |
6820 |
топлива |
1825 |
Тип двигателя |
2 ТРД АМ-5 |
Тяга, кгс |
2 х 2000 |
Максимальная скорость, км/ч |
1153 |
Практическая дальность, км |
|
нормальная |
1620 |
с ПТБ |
2700 |
Скороподъемность, м/мин |
3846 |
Практический потолок, м |
15200 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
три 23-мм пушки НР-23 установки НУРС |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|