Россия проводила переговоры о модернизации МиГ-21 со многими странами, в том числе и с Румынией. Поэтому неприятное удивление вызвало сообщение, что в начале 1993 г. было подписано
румыно-израильское соглашение на эту же тему. Фирма Israel Aircraft Industries (IAI) и концерн Elbit обязывались подготовить документацию и комплекты
оборудования для доработок, а румынская фирма Aerostar (бывшая IAR Brasov) должна монтировать это оборудование на самолеты. По условиям контракта,
доработке подлежат около 100 МиГ-21 ВВС Румынии.
Новый самолет получил обозначение МиГ-21-2000. Его первый экземпляр представляет собой доработанный МиГ-21бис, купленный Израилем в Нигерии. В ходе
переделок большая часть радиоэлектронного оборудования самолета была заменена.
На Парижском авиасалоне в 1993 году экспозиции Израиля появился самолет МиГ-21. На самолете надпись: "MiG-21 2000".
Два флага: израильский и... румынский. Надпись "IAI" - израильская авиационная промышленность и "Aerostar" -
соответствующая структура Румынии. Оказывается, владелец самолета - Румыния.
Директор испытательного центра IAI, он же шеф-пилот фирмы, или, как у нас
называют, старший летчик-испытатель Шмул Менахем рассказал: "Я летал на разных модификациях "двадцать первого" "МиГа". И на мой взгляд, это
выдающийся самолет своего времени, скоростной и для наших дней. Практически все его системы достаточно просты и надежны. Однако созданный в конце
50-х годов самолет безнадежно устарел по вооружению, авионике и некоторым своим параметрам. Так как он находится в строю многих стран мира, в основном не имеющих
больших денег на покупку новых дорогих машин, возникла идея его модернизации. Вот "IAI" и решила заняться этим делом. Задача
была такая: сделав небольшие доработки при проведении очередного планового ремонта по планеру, системам гидравлики, шасси, колесам - за счет
изменения вооружения, авионики и, возможно, силовой установки создать из обычного МиГ-21 самолет, способный выполнять современные задачи не хуже
более поздних и, соответственно, дорогих машин. В первую очередь необходимо было заменить примитивный для нашего времени локатор с прямым
визированием, имеющий дальность действия около 12 морских миль (20 км). Вместе с установкой нового многоцелевого радара М 2032 пришлось заменить всю
электросистему самолета. Фактически новая кабина пилота с интегрированной системой авио-ники оборудована тремя дисплеями и дополнительной верхней
передней панелью, предназначенной для упрощения контроля всех электронных систем. Управление радаром на ручке управления и РУДе. Импульсный
доплеровский радар EL./M 2032 МиГа-21 2000 обеспечивает обзор вниз. Его можно будет эффективно использовать для атак по наземным целям, даже,
несмотря на ограниченную бомбовую нагрузку".
Дисплей "Elbit" дополняет и нашлемный целеуказатель, производимый в "IAI",
который упрощает пилоту МиГ-21 2000 выполнение боевой задачи и позволяет ему засечь цель для поражения ее ракетой "воздух-воздух". Это устройство не включает в себя
систему "свой-чужой" с дальностью распознавания вне прямой видимости. Однако фирма дает понять, что западная система "свой-чужой"
скорее всего не будет широко использоваться в странах Восточной Европы. Основная компьютерная система управления огнем с выводом информации на
дисплей является самой последней разработкой Израиля и может выполнять все функции, которые, раньше на израильском штурмовике Лави обеспечивали
восемь компьютеров. Система управления вооружением сочетается с новейшей электронной системой навигации, фактически полностью освобождающей пилота
от штурманских обязанностей в любое время суток. Дальнейшие возможности развития МиГ-21 2000 заключены в адаптации западных цифровых систем
управления вооружением.
На МиГ-21 стоит одноконтурный, двухвальный двигатель семейства Р11-300.
Современные моторы этой размерности более экономичны, и в случае их установки самолет существенно улучшит свои данные. Из-за уменьшения габаритов
авионики и связанного с ней оборудования в МиГ-21 2000 освободилось достаточно места для размещения дополнительных 200 л топлива внутри самолета. В
итоге суммарный запас топлива - 3000 л. С учетом; подвесного топливного бака на 1200 л эксплуатационный боевой радиус действия самолета увеличится
почти на 50% по сравнению с исходным вариантом. Интерес представляет использование бомб с лазерным наведением "Гриффон" МК-82. Разработанная
Израилем система совместима со многими стандартными западными ВВС. В качестве основного оружия воздушного боя можно применять израильский Питон-3 -
многоцелевую ракету воздух-воздух. Наличие мощной станции EL/M 2032 в комбинации с такой ракетой создают систему, имеющую боевую дальность вне
предела прямой видимости. Имеются варианты вооружения с инфракрасным наведением.
Электрооптический контейнер фирмы Рафаэль-Израиль (не путать с французским
Рафалем) может работать в любое время суток в режиме; лазерного распознавания и сопровождения цели. Для использования МиГ-21 2000 в разведывательных
целях применяются съемные контейнеры с аппаратурой, в том числе и для тепловизорного наблюдения. Кроме того, МиГ-21 2000 получает новое катапультное
кресло. Односегментный фонарь МиГ-21 2000 на 50% прочнее (что важно при столкновении с птицей) и обеспечивает намного лучший обзор, чем обычный
фонарь "двадцать первого", состоящий из трех частей с относительно широкими металлическими переплетами. Создатели МиГ-21 2000 предоставляют
потенциальным заказчикам надежное сервисное обслуживание, обучение летного и технического состава. Предлагаются тренажеры и инструкторы.
Работа IAI по модернизации МиГ-21 имеет, очень существенный недостаток: в ней
не принимала участие фирма-разработчик. Это нонсенс. Директор по маркетингу и сервисному обслуживанию государственной компании IAI Д.Леванок
считает, что для модернизации лучше всего подходят МиГ-21бис и МиГ-21МФ. Из более чем 5000 "МиГов"-21, находящихся в настоящее время на вооружении в
различных странах сейчас могут быть модифицированы от 200 до 500 машин. В зависимости от степени модернизации ее стоимость будет от двух до пяти
миллионов долларов.
На
момент выставки истребитель еще не достиг летного состояния и предполагалось, что его первый взлет состоится в конце 1994 -
начале 1995 гг. Стоимость доработки одного самолета оценивалась примерно в 4 млн. USD. Однако уже к концу 1994 г. информация о израильско-румынском МиГе
исчезла. Напротив, в 1995 г. появилось сообщение, что под названием МиГ-21-2000 значится третий модернизированный "двадцать первый", предоставленный ВВС
Камбоджи. Первый вылет этой машины состоялся 24 мая 1995 г. От первого варианта МиГ-21-2000 машина отличается составом оборудования кабины пилота.
Кстати, на Мосаэрошоу-92 в ряду "МиГов" стоял МиГ-21И - наша модернизация "двадцать первого". Работники ОКБ имени Микояна неохотно отвечали на вопросы: было видно, что они не очень верили в реализацию этой затеи. Однако
предложенный ими вариант выглядел весьма заманчиво: новый радиолокационный прицел "Копье" с дальностью обнаружения цели - 45 км, совмещенный с
бортовой ЦВМ, превосходные авионика и вооружение. Для улучшения ЛТХ предлагалось установить новую модификацию двигателя РД-33. Но, к сожалению,
после этой демонстрации МиГ-21И мы не видели.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MiG-21-2000 |
Размах крыла, м |
7.154 |
Длина, м |
15.76 |
Высота, м |
4.71 |
Площадь крыла, м2 |
23.0 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5350 |
нормальная взлетная |
8825 |
максимальная взлетная |
10500 |
Тип двигателя |
1 ТРД МНПК Союз (Туманский) Р-25-300 |
Тяга, кН |
|
нефорсированная |
1 х 40.26 |
форсированная |
1 х 69.63 |
Максимальная скорость , км/ч |
2230 (М=2.10) |
Крейсерская скорость , км/ч |
1300 (М=1.06) |
Практическая дальность, км |
1800 |
Боевой радиус действия, км |
350-750 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
15250 |
Практический потолок, м |
18500 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8.5 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
две 23-мм пушки ГШ-23Л Боевая нагрузка - 1500 кг на 5 узлах подвески УР Pyton-4 или аналогичные 3 или 4 поколения, управляемые бомбы с лазерным и оптическим наведением, НУР. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2009
|