С целью дальнейшего улучшения характеристик истребителей МиГ-21 и Су-15 зимой 1971 года вышло постановление правительства,
обязывавшее Уфимское МКБ "Союз" создать двигатель Р25-300 взлетной тягой 7100 кгс, а при полете у земли со скоростью звука - 9900 кгс. Так началась работа над МиГ-21бис
- последней серийной модификацией, производство которой развернулось на заводе в Горьком в этом же году. Кроме нового ТРДФ доработали топливную систему, при этом найденные
резервы (в основном за счет большего накладного топливного бака) позволили увеличить ее объем почти на 230 литров, что компенсировало потерю дальности из-за возросшего
расхода горючего. К чести моторостроителей, они выполнили задание. Р25-300 развивал тягу на чрезвычайном режиме - 7100 кгс, а на первом форсаже - 6850 кгс. Сохранив
габариты предшественника, сухой вес двигателя возрос незначительно и не превышал 1215 кг.
В действительности тяговые характеристики Р25-300 превзошли заданные, что позволило увеличить, например, скороподъемность
машины почти 1,6 раза, доведя ее до 235 м/с у земли (при скорости, соответствующей числу М= 0,9).
Следует отметить, что к тому времени практически все резервы планера, включая его внутренние объемы, были исчерпаны. Уровень
технологии приборостроения и элементная база радиоэлектронного оборудования (авионики) не позволяли тогда существенно улучшить параметры радиолокационного прицела столь
небольших размеров и расширить боевые возможности машины. Исключение составили лишь управляемые ракеты, но и здесь выбор был невелик.
В 1968 году на вооружение приняли ракету Р-55 с инфракрасной системой самонаведения и дальностью пуска до 10 км. Р-55 включили
в состав вооружения МиГ-21бис, но она так и не стала массовой, уступив место Р-60.
По сравнению с МиГ-21 предыдущих модификаций, на "бисе" модернизировали крыло, усовершенствовали бортовое оборудование,
значительно увеличили номенклатуру бортового вооружения. В состав оборудования самолета входили радиолокационный прицел "Сапфир-21"; оптический прицел АСП-ПФД-21;
пилотажно-навигационный комплекс ПНК "Полет-ОИ", включающий систему автоматического управления СВУ-23ЕСН; систему ближней навигации и посадки РСБСН-5С и антенно-фидернау
"Пион-Н". На самолете сохранились помехозащищенная линия связи "Лазурь", обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления "Воздух-1";
катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М, приемник воздушного давления ПВД-18.
В 1972-м Горьковский авиационный завод построил первые тридцать пять МиГ-21 бис, и в том же году самолет приняли на вооружение.
Истребитель завоевания превосходства в воздухе МиГ-21бис по сравнению самолетами предыдущих модификаций имеет лучшие маневренные и разгонные характеристики, большую
скороподъемность. Маневренность самолета приближается к соответствующим характеристикам зарубежных истребителей четвертого поколения F-15, F-16, "Мираж" 2000. ЭПР самолета
близка к аналогичному параметру истребителя F-16.
С 1972 по 1985 годы было выпущено 2013 МиГ-21бис в трех главных комплектациях: изделие "75" - для ВВС и авиации ПВО СССР,
"75А" - для социалистических стран и "75Б" для капиталистических и развивающихся государств. Но и здесь были вариации. Так, для ПВО машины комплектовались аппаратурой
наведения "Лазурь", другие - системой слепой посадки, допускавшей заход на ВПП при облачности высотой не ниже 100 м и видимости до 1000 м.Экспортные "бисы" комплектовались
РАС "Алмаз" (видимо, доработанная ЦД-30, разработанная на НПО "Алмаз", с возможностью применения ракет Р-ЗР и Р-13М) с дальностью обнаружения цели (ЭПР = 5 м2) 14 км и
автосопровождения - 10 км. Самолет допускал применение УР Р-55 и Р-60.
Единственной страной освоившей производство МиГ-21бис (тип "75Л") была Индия. Для начала туда поставили шесть самолетов этого
типа и 65 комплектов агрегатов и деталей для сборки на заводе корпорации HAL в городе Насик.
В середине 1982 года появилось предложение о включении в состав вооружения МиГ-21бис усовершенствованных самонаводящихся ракет
ближнего боя Р-60М.
На базе МиГ-21 было сделано немало летающих лабораторий для различных исследований. Не исключением стал и МиГ-21бис. Можно
отметить машину, предназначавшуюся для исследований воздухозаборного устройства. На самолете (заводской No. 75002198), в дополнение к штатным противопомпажным створкам, на
всей образующей обечайки воздухозаборника установили восемь секций регулируемых створок. Какова практическая польза от данного новшества неизвестно, но диссертацию кто-то
написал - это точно. МиГ-21бис и по сей день состоит на вооружении ВВС ряда стран.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-21бис |
Размах крыла, м |
7.15 |
Длина, м |
14.10 |
Высота, м |
4.71 |
Площадь крыла, м2 |
23.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5460 |
нормальная взлетная |
8726 |
топлива |
2390 |
Тип двигателя |
1 ТРДФ Р-25-300 |
Тяга, кН |
|
нефорсированная |
1 х 69.60 |
форсированная |
1 х 97.10 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
2175 |
у земли |
1300 |
Практическая дальность, км |
|
с ПТБ |
1470 |
без ПТБ |
1210 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
13500 |
Практический потолок, м |
17800 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8.5 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
встроенная пушка 23-мм ГШ-23Л (200 снарядов). максимальная масса боевой нагрузки до 1300 кг : до четырех УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, а также НАР калибром 57 и 240 мм и свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 500 кг .
возможна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2009
|