МиГ-21ФЛ (изделие 77) - экспортный вариант МиГ-21ПФ с увеличенным килем,
упрощенным вариантом РЛС, двигателем Р-11Ф-300 или модификация, созданная
специально по заказу Индии (как пишут некоторые источники) которые затем
строилась там по лицензии с 1966 г. Самолеты МиГ-21ФЛ в Индии строились на
заводе фирмы Хиндустан Эйрк-рафт ЛТД в Насике, а лицензионное производство
двигателей конструкции Туманско-го было налажено в Корапуте. Первые МиГ-21ФЛ
поступили на вооружение 28-й эскадрильи ВВС Индии. К декабрю 1971 г. на новую
технику было перевооружено восемь эскадрилий индийских ВВС.
В конце 1970-ых, Индия начала приобретать самолеты MиГ-21M, MФ, следовательно
значительную часть своих устаревших МиГ-21ФЛ поместили на базы хранения.
Однако в середине 1980-ых, эти ФЛ-ы были изъяты с баз хранения, доработаны в
Индии до стандарта OFTU, Operational Flying Training Unit (оперативная
летно-тренировочная часть) и стали продолжать службу.
Отличительной особенностью доработанных Миг-21ФЛ стало наличие четырех балочных
держателей под крылом и антенна ответчика IFF-400 в носовой части.
В советских ВВС МиГ-21ФЛ упоминаются в 234 ГИАП в частности в статье Геннадия
Кузнецова "Секретно пилотажный авиаполк" напечатанной в журнале Авиапарк 3-2009
г.
Однако статья не дает ответа на вопрос: как и почему в 234 "показательно
пилотажном" полку оказались самолеты МиГ-21ФЛ сделанные для Индии?
Ответ на этот вопрос мы нашли в статье Сергея Исаева "МиГ-21ФЛ в Кубинке",
предоставим ему слово:
Известно, что МиГ-21ФЛ (изделие "77") – это модификация "позднего" МиГ-21ПФ,
сделанная специально для Индии. Первые ФЛ отечественной постройки были
отправлены в Индию в 1964 году. В 1966-1973 годах индийцы сами строили эти
самолеты по советской лицензии (всего в Индии выпущено более 200 самолетов
МиГ-21ФЛ).
В этой связи меня всегда интересовал вопрос: как и почему в 234-м "пилотажном"
истребительном полку, дислоцированном в Подмосковье, оказались самолеты,
сделанные для Индии?!
Ответ на давно мучавший меня вопрос я услышал осенью 2008 года от бывшего
командира 234 гиап Геннадия Степановича Задвинского, который все свою летную
карьеру (от летчика до зам. командира 9 иад) прослужил в Кубинке.
Но сначала немного истории.
В 1965 году разразился очередной конфликт между Индией и Пакистаном. Советское
правительство предложило воюющим сторонам свои посреднические услуги для мирного
решения конфликта. В январе 1966 года в Ташкенте прошли переговоры
премьер-министра Пакистана Мохаммед Айюб Хана и премьер-министра Индии Лал
Бахадур Шастри, посредником на которых выступал председатель Совета министров
СССР А. Н. Косыгин.
После переговоров Индия и Пакистан подписали Ташкентскую декларацию, в
соответствии с которой стороны согласились на прекращение конфликта. СССР
выступал гарантом выполнения сторонами Ташкентской декларации.
В 1966 году для отправки в Индию была готова очередная партия МиГ-21ФЛ. СССР,
как посреднику на мирных переговорах и гаранту соблюдения достигнутых
договоренностей, было явно не с руки поставлять вооружение одной из сторон
конфликта. Поэтому было принято решение (наверняка по согласованию с Индией) не
отправлять эту партию в Индию.
В начале 1967 года не состоявшиеся "индийские" МиГ-21ФЛ были отправлены в
Кубинку в 234-й гвардейский авиаполк. 2-я авиационная эскадрилья получила 14
таких самолетов. И уже 9 июля 1967 года семь МиГ-21ФЛ в строю "ракета", ведомые
командиром 234 гиап полковником Медведевым Виктором Ивановичем, приняли участие
в грандиозном воздушном параде в Домодедово.
Летом 1975 года самолеты МиГ-21ФЛ из Кубинки были переданы в Харьковское ВВАУ
810 УАП Чугуев 1-я и 2-я авиационная эскадрилья. Двигатели большей частью уже
были Р-13-300. (После выработки ресурса двигателями Р-11Ф2-300 и Р-11Ф2С-300
вместо них разрешалось устанавливать двигатели Р-13-300
- на самолетах типа 76, 94 и 94Р по бюллетеням 21-1109ДМ-АБ и 95/107Э;)
МиГ-21ФЛ эксплуатировали в 810 УАП до 1981 года. Внешне от МиГ-21ПФ ФЛ отличался
широким килем, (как на поздний ПФС) но закрылки были выдвижного типа без системы
СПС.