С трудностями эксплуатации МиГов и их высокой аварийностью (по тем же причинам, что и в Индии) столкнулись и в других странах.
Например, Румыния в 1994 году потеряла четыре МиГ-21. В последующие годы ситуация ухудшилась. В стране имелось свыше сотни МиГ-21 различных модификаций со значительным
остаточным ресурсом. Именно это обстоятельство и желание сохранить необходимый уровень боеготовности румынской авиации, и привело к модернизации парка боевых машин.
В 1993 году израильская компания "Эркрафт Индастри" (IAI) заявила о намерении, совместно с румынской фирмой "Аэростар SA",
доработать МиГ-21 в вариант МиГ-21 -2000. К разработке оборудования привлекли ее дочернюю компанию "Элбит Систем", ставшую ведущей по модернизации истребителей в вариант "Лансер".
По мнению израильских специалистов, МиГ-21 имеет сравнительно высокие летно-технические характеристики, и после модернизации
будет располагать боевыми возможностями, не уступающими более дорогим современным западным истребителям.
"Я летал на МиГ-21 несколько раз, это добротный и простой в управлении самолет, - сказал М. Шмуль, - шеф-пилот фирмы IAI. Его
бортовые системы просты и функциональны, нет необходимости в их замене". В то же время, по мнению летчика, требуется некоторое усиление конструкции планера.
В ходе модернизации установили новую многорежимную импульсную доплеровскую РЛС EL/M2032 с дальностью обнаружения целей на
дистанции до 70 км (10 учебно-тренировочных "МиГов" оснастили радиодальномером EL/M-2001B) и станцию оповещения о радиолокационном облучении. В состав оборудования так же
ввели инерциальную навигационную систему LISA 4000, индикаторы на лобовом стекле и модем стандарта 1553.
В то же время сохранился ряд радиоэлектронных систем, например, аппаратура опознавания. Применение более компактного
оборудования позволило высвободить в фюзеляже дополнительные объемы, которые предполагалось использовать для увеличения запаса горючего, доведя его с учетом дополнительного
подфюзеляжного бака до 3000 литров
Основными направлениями модернизации стали: использование современных средств получения необходимой информации, повышение
эффективности взаимодействия "человек - машина" и живучести в условиях современного боя. Последнее должно было достигаться за счет улучшения переднего обзора и установки
новых систем предупреждения: о радиолокационном облучении и радиоэлектронной борьбы, звуковой сигнализации об угрозе пожара и о выходе на закритические углы атаки.
Согласно договоренности, доработке подверглись свыше 100 румынских МиГ-21МФ, которым продлили ресурс планера и силовой
установки. Первая партия из 50 машин была доработана к осени 1998 года. В июне того же года Эфиопия в связи с пограничным конфликтом с Эретрией просила Румынию поставить ей
десять "Лансеров" в варианте ударного самолета.
Опытный образец модернизированного истребителя совершил первый полет в Израиле 24 мая 1995 года, а обновленного МиГ-21У - в мае
1996 года. Теперь румынские МиГи могут нести современное российское и западное вооружение. На одной из выставок в Фарноборо демонстрировалась машина с российской ракетой
Р-73 и французской УР "Питон" с инфракрасными ГСН, а также с неуправляемыми авиационными ракетами в блоках УБ-32 и управляемой бомбой "Офер" фирмы "Элбит". Конструкция
новых балочных держателей, предусматривает установку в них электронных блоков сопряжения подвешиваемых боеприпасов и системы управления вооружением. Кроме этого,
подфюзеляжная точка, ранее использовавшаяся исключительно для дополнительного топливного бака, теперь допускает подвеску вооружения.
Для Лансера разработаны новые уникальные пилоны, позволяющие подвешивать, как НАТОвское вооружение (ракеты
"воздух-воздух" - AIM-120C AMRAAM, AIM-9X Sidewinder, AIM-7
Sparrow, AIM-54 Phoenix, Skyflash, ASRAAM, MICA, Meteor, ракеты
"воздух-поверхность" - Maverick, HARM, Harpoon, даже Pegasus и бомбы GBU 500, 1000 и 2000 lbs
LGBs, JDAM 500, 1000, 2000, Mk82 (500 lbs), Mk83 (1000lbs), Mk84 (2000lbs), Mk85), так и
российского производства (ракеты "воздух-воздух" -
Р-27, Р-73, Р-77, ракеты "воздух-поверхность" –
Х-31П и др., и 250, 500 и 1000 кг. бомбы). Подфезюляжный пилон теперь, кроме ПТБ, способен нести бомбы
Mk83 или LDP, ECM, ARP контейнеры.
Большинство аналоговых приборов были заменены двумя многофункциональными дисплеями (12.7x12.7cm). Первый цветной
устанавливается на всех версиях и используется для навигации, управления вооружением и других функций. Второй монохромный устанавливается на Лансерах С (хотя возможна установка и на других модификациях) и используется для отображения воздушной обстановки (с радара). HUD может использоваться в трех режимах
"воздух-воздух", "воздух-поверхность" и "навигационный". Кроме того, информация может отображаться и на шлеме летчика, причем, в гораздо большем объеме, чем у МиГа-29. На самолете установлен новый бортовой многофункциональный компьютер MMRC, разработанный Elbit.
Румынский "МиГ" также оснащен нашлемным целеуказателем DASH фирмы "Элбит" и системой предупреждения о радиолокационном
обнаружении "Элисра" (SPS-20). Под хвостовой частью фюзеляжа подвешиваются две кассеты для ложных целей в инфракрасноми радиодиапазонах и другое современное оборудование.
Самолет оснащается также системой видеорегистрации.
И все же попытка израильтян занять нишу мирового рынка модернизации МиГ-21 не удалась. По оценке специалистов эффективность
румынских истребителей по критерию "эффективность-стоимость" оказались хуже российских, тем более, что российские предприятия, участники модернизации самолета, могут
гарантировать безопасность машины и, продлевая ее ресурс, сопровождать в эксплуатации.
Несмотря на замену оборудования более легким, вес самолета снизился незначительно, поскольку для обеспечения требуемой
центровки пришлось добавлять балласт. Предполагавшаяся модернизация силовой установки с целью увеличения ресурса двигателя Р13-300 так и не проводилась.
В ноябре 2006 года на западе Румынии потерпел катастрофу один из "Лансеров", совершавший тренировочный полет. Пилот
катапультировался, но при приземлении получил небольшие ранения.
В октябре 1998 года с аэродрома фирмы "Авиастар" ушел в первый испытательный полет МиГ-21 бис, модернизированный опять же с
помощью израильтян. Пилотировал машину летчик - испытатель фирмы "Элбит" Е. Шафир. Доработка "биса" была аналогична МиГ-21МФ.
Кроме Индии и Румынии, намеревалась модернизировать свои МиГи Кампучия. Израильская фирма IAI в 1995 году заключила контракт с
Кампучией на доработку 15 МиГ-21бис, при этом будут продлены ресурсы планера и двигателя, а также претерпит незначительные изменения авионика.
В зависимости от требований заказчика интерьер кабины может быть различный, а название самолетов модернизируемых в Израиле,
видимо, останется без изменения - МиГ-21-2000.
Заинтересовалось румыно-израильским вариантом модернизации истребителей и правительство Хорватии, заключившее договор на
доработку в "Лансер"Ш двенадцати МиГ-21 бис и пары МиГ-21УМ.
Занимаются ремонтом и модернизацией МиГ-21 и в Украине. В частности, на предприятии "ОдессаАвиаРем-сервис" освоена технология
превращения МиГ-21 в самолет МиГ-21МУ, соответствующий 4-му поколению боевых машин. При этом независимо от модификации самолета устанавливаются двигатель Р25-300 и
радиолокационный прицел "Сапфир-21М", претерпевают изменение козырек фонаря кабины пилота и прицел АСП-ПФД-21, механические индикаторы и экран РЛС заменяются двумя
многофункциональными цветными жидкокристаллическими.
В состав вооружения, свойственного МиГ-21 бис, вводятся ракеты ближнего Р-60М и Р-73, дальнего боя Р-27Р-1 и Р-77, а также
противорадиолокационные УР Х-25МП. Не забыты и зарубежные УР "Мажик-2", "Питон-2" и "Питон-3", корректируемые авиабомбы Mk82 LGB. Не забыли и об аппаратуре для постановки
активных и пассивных помех. Есть и другие, менее заметные отличия от серийных машин. Система предупреждения об облучении СПО-10 заменяется "Березой" (СПО-15). В то же время
сохранились радиосистема ближней навигации РСБН-5, автоматический радиокомпас АРК-10, авиагоризонт АГД-10, радиостанция Р-832М, ответчик СОД-57, запросчик-ответчик СРЗО-2М,
радиовысотомер РВ-УМ, курсовая и ряд других систем.
В заключение надо отметить, что истребитель МиГ-21 был принят на вооружение ВВС Советского Союза почти полвека назад. С тех пор
его функциональные возможности существенно расширились, МиГ превратился в многоцелевую машину. К сожалению, изменение политической карты мира самым неблагоприятным образом
отразились и на "биографии" МиГ-21. Совершенно незаслуженно однодвигательный самолет в угоду мнимого повышения безопасности полетов был снят с вооружения ВВС Российской
Федерации. Последующий же опыт, показал, что модернизированные МиГи могут постоять за себя в бою, а их эксплуатация и поддержание личного состава ВВС в "летной форме"
обошлись бы государству значительно дешевле, чем на существующих самолетах четвертого поколения. МиГ-21 можно по праву считать выдающим творением советских инженеров.