Опыт эксплуатации МиГ-21ФА за рубежом позволил выявить как положительные, так и негативные стороны машины. Пилоты, отмечая
высокую маневренность истребителя и легкость его управления, сетовали на слабость вооружения, в том числе и на отсутствие встроенных пушек, а также на примитивный прицел.
Многие доработки пришлось делать уже в ходе войны во Вьетнаме. В то же время, идя навстречу пожеланиям развивающихся стран, во второй половине 1960-х годов ОКБ-155
приступило к проектированию многоцелевого МиГ-21М (получившего обозначение сначала как изделие "94М", затем "96").
Конструкторы, сохранив двигатель Р11Ф2С-300 и доработав радиолокационный прицел в вариант РП-21МА, значительно расширили состав
вооружения истребителя. Прежде всего, в нижней части фюзеляжа разместили пушку ГШ-23Л с боезапасом 200 патронов, для чего пришлось пожертвовать одним топливным баком. При
этом конструкцию фюзеляжа в районе шпангоутов No. 11 - 16 пришлось изменить и усилить, используя новые узлы в качестве лафета орудия. Изменили расположение
турбохолодильника системы кондиционирования кабины пилота.
В пространстве между обшивкой фюзеляжа и каналом воздухозаборника проложили тракт питания пушки патронами и отвода и сбора их
звеньев. Перед обрезом стволов пушки фюзеляж обшили жаропрочным листом.
Для компенсации снизившейся дальности полета заменили накладной бак более объемным, таким же, как на МиГ-21 С. Заимствовали и
крыло с четырьмя узлами подвески. Кроме УР Р-ЗС в состав арсенала истребителя ввели, ранее запрещенные к поставкам за рубеж, ракеты РС-2-УС. Коллиматорный прицел ПКИ-1
заменили на АСП-ПФ-21, отработанный на опытном Е-7М.
Номенклатура боевой нагрузки и количество ее вариантов значительно возросли. Кроме управляемых ракет могли применяться
неуправляемые авиационные ракеты С-57 в блоках УБ-16 и УБ-32, а также С-24, авиабомбы калибра от 100 (до четырех на многозамковом бомбодержателе МБД-2-67) до 500 кг (на
держателях БДЗ-60-21Д). Для фотоконтроля стрельбы предусмотрели прибор СШ-45-1-100-ОС, фиксировавший изображение на отражающем стекле прицела АСП-ПФ-21. Как и на МиГ-21 М
одновременное применение пушки и других видов вооружения было невозможно.
Дополнительное увеличение дальности достигалось подвеской трех 500-литровых или двух 500- и одного 800-литрового сбрасываемых
баков, при этом на свободных узлах допускалось размещение как ракет, так и бомб.
Существенно доработали систему управления машины. Кроме автопилота АП-155 и новых рулевых агрегатов установили "ломающуюся"
ручку управления в канале тангажа. Вообще-то ручка не ломалась, но внутри ее смонтировали четыре концевых микровыключателя, предназначенных для коммутации параметров работы
автопилота. Эти микровыключатели срабатывали при положении ручки у упоров, улучшая управляемость самолетом. Естественно были и другие изменения, направленные на повышение
эксплуатационной и боевой эффективности самолета.
Заводские летные испытания МиГ-21М начались в 1968 году и в этом же году завод No. 30 построил первые девять машин, а в
следующем - Болгария, ГДР, Египет, Польша, Сирия, Румыния, ЧССР и Югославия получили 195 самолетов. Из них больше всего пришлось на долю Египта - 61 истребитель.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-21М |
Размах крыла, м |
7.15 |
Длина, м |
14.90 |
Высота, м |
4.71 |
Площадь крыла, м2 |
23.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5350 |
нормальная взлетная |
8200 |
максимальная взлетная |
9300 |
топлива |
2200 |
Тип двигателя |
1 ТРДФ Р-11Ф2С-300 |
Тяга, кгс |
1 х 6175 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
2230 |
у земли |
1300 |
Практическая дальность, км |
|
с ПТБ |
1420 |
без ПТБ |
1050 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
12240 |
Практический потолок, м |
17300 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8.5 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
Встроенная 23-мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов). Максимальная масса боевой нагрузки до 1200 кг на 4 узлах подвески: До 4 УР К-13М, К-13, а также НАР в блоках УБ-16 или УБ-32 свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 100 кг , зажигательные баки |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2011
|