В 1969 году на аэродром выкатили МиГ-21МФ. Главным отличием от предшественника стал новый более мощный
двигатель Р13-300. Начиная с этой модификации, под створками подпитки двигателей появились щитки для их защиты от попадания посторонних предметов с ВПП, которые в процессе
ремонта устанавливались и на ранние модификации самолета. Вскоре МиГ-21 МФ, параллельно с МиГ-21М, непрерывным потоком стали покидать сборочный цех московского завода
"Знамя труда". До конца 1969 года построили 96 самолетов и все они в срочном порядке были отправлены в Египет.
В 1972 году, в соответствии с июльским постановлением правительства предстояла передача лицензии на производство
МиГ-21 МФ в Египет. Но смерть президента Г.А.Насера и приход к власти нового правительства во главе с А. Садатом круто изменили отношения Советского Союза с АРЕ.
В 1975 - 1976 годах к выпуску МиГ-21МФ подключили Горьковский авиазавод, где построили 231 истребитель. Но не
все МиГ-21МФ предназначались на экспорт. В течение двух лет, начиная с 1973 года, автору довелось работать на этой машине. В конце 1960-х начальник одной из кафедр
Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского генерал-майор Протопопов предложил новый метод прицеливания для стрельбы по наземным и воздушным целям. Суть его заключалась
в двойном наложении прицельной марки на объект атаки. Принципиальную схему прицела с аналоговым вычислителем, получившего шифр "Волк", разработали в
научно-исследовательской лаборатории академии под руководством В.Г. Катюшкина. Первым изготовили прицел, предназначенный для стрельбы по наземным целям, и приступили к
летным исследованиям на Су-7Б.
Вслед за ним подошла очередь для исследований прицела для стрельбы по воздушным целям. Его изготовление, а также
летные исследования и испытания поручили НИИ ВВС. Причем последние этапы проводились совместно с Липецким Центром боевого применения и переучивания летного состава. В
бригаду специалистов Научно-испытательного института ВВС вошли Ю.А. Любавин, Б.Н. Кравченко и автор. Как выяснилось позже, это была самая интересная и самая впечатлительная
работа за восемь лет, проведенных мной в стенах НИИ ВВС.
Для летной отработки "Волка", начатой летом 1973 года в Липецке, выделили один из первых серийных МиГ-21МФ.
Ведущим летчиком от Липецкого Центра, выполнившим большую часть исследовательской программы, был Иван Иванович Федоров. Много времени ушло на доводку прицела, подбор
всевозможных коэффициентов от которых зависел правильный "выбор" вычислителем упреждения для стрельбы. На первых порах в качестве цели использовался МиГ-21бис, на котором
летал летчик липецкого центра Александр Сметанин, отличный пилот и друг Федорова. В полетах перегрузки доходили до шести-семи единиц и, по образному выражению Саши,
создавалось впечатление, что голова отрывается от туловища. Зато, когда приступили к стрельбам в Ахтубинске, мишени удавалось сбивать четырьмя "болванками"(так называли
бронебойные снаряды) на дистанциях около 800 м и это при ручном вводе дальности в прицел.
К тому времени планер МиГ-21, а также большинство его систем и оборудование считались достаточно отработанными и
в их надежности сомневаться не приходилось. Мне запомнились лишь два случая, аварий связанных с эксплуатацией машины. В первом из них на пробеге разорвалось колесо одной из
основных опор шасси. Явление, в общем-то, нередкое и никакого отношения к эксплуатационной надежности не имеет. Дело в том, что в резиновом протекторе колес имеется
радиальное отверстие по глубине которого определяется изношенность колеса. В том полете запас протектора был небольшим и техник самолета, предупредив об этом Федорова,
попросил быть внимательнее на посадке. Но произошло непредвиденное. Машину закрутило на ВПП, однако все обошлось. В другом случае на левой консоли обнаружилась трещина.
Оказавшийся поблизости представитель промышленности сказал, что ничего опасного нет. Трещину засверлили и в таком виде на самолете выполнили всю программу исследований.
Но бывали случаи и халатного отношения к материальной части со стороны наземного персонала. Например, после
очередного регламентного осмотра специалист по радиооборудованию перепутал местами разъемы автоматического радиокомпаса, в итоге его индикатор показывал курс наоборот. В
этом случае оказался виноват "человеческий фактор"!
Другое происшествие, уже в мое отсутствие, чуть не привело к трагедии. После очередных стрельб на полигоне
каждый самолет заруливал в специальное место на аэродроме, где специалисты по вооружению проверяли остаток неизрасходованных патронов. Дело было в пятницу и, спешив домой,
все забыли о данном правиле, закатив самолет на стоянку. Не вспомнили об этом и в понедельник, когда предстояли очередные регламентные работы.
Современный самолет чрезвычайно насыщен различными приборами, кнопками, рычагами и тумблерами и у многих людей
оказывающихся в их окружении буквально "чешутся руки", от желания чем-то пощелкать. Так и получилось на этот раз. Механик по радиооборудованию, находясь в самолете,
подключенном к аэродромной электросети, вместо того, чтобы заниматься своей работой, откинул и нажал лапку боевой кнопки.
В обычной обстановке в этом ничего страшного нет, ведь управление пушкой блокировалось выпущенными шасси. Но на
машине выполнялись регламентные работы, и стволы орудия оказались в опущенном положении без блокировки. Прогремевший выстрел лишь чудом не привел к трагическим
последствиям, лишь благодаря тому, что снаряд застрял в переднем колесе. Были и другие истории, превратившиеся впоследствии в аэродромные байки, но обо всем в небольшой
книге не расскажешь.
В 1971 году февральским постановлением правительства завод "Знамя труда" обязали изготовить 15 модифицированных
МиГ-21 МФТ с увеличенным запасом топлива и двигателями Р13М-300 тягой 8800 кгс у земли при полете со скоростью звука. Двигатель этот так и не , а самолет построили с
накладным баком от МиГ-21 СМТ, но большого распространения он, как и машина с "Сапфиром", не получил.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-21МФ |
Размах крыла, м |
7.15 |
Длина, м |
14.90 |
Высота, м |
4.71 |
Площадь крыла, м2 |
23.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5350 |
нормальная взлетная |
8200 |
максимальная взлетная |
9300 |
топлива |
2200 |
Тип двигателя |
1 ТРДФ Р13-300 |
Тяга, кгс |
1 х 6490 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
2230 |
у земли |
1300 |
Практическая дальность, км |
|
с ПТБ |
1420 |
без ПТБ |
1050 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
12240 |
Практический потолок, м |
18200 |
Макси. эксплуатационная перегрузка |
8.5 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
встроенная 23-мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов). максимальная масса боевой нагрузки до 1300 кг на 4 узлах подвески:
до 4 УР К-13М, К-13, Р-60, Р-60М, а также НАР в блоках УБ-16 или УБ-32 свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 100 кг , зажигательные баки |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2009
|