В 1971 году был выпущен вариант МиГ-21МТ (изд. 96Б). Самолет представлял собой
модификацию истребителя-перехватчика МиГ-21М с двигателем Р-13Ф-300. Запас
топлива на самолете был увеличен до 3250 л. Дополнительное топливо размещалось в
накладном 900 л. баке, который находился между кабиной пилота и килем.
Вооружение, РЛС, приборное и авиационное оборудование идентичны самолету
МиГ-21МФ, за исключением дополнительной приставки контрольного ответа СБКО-2
(изд-81, Заря). Которые, как известно на экспортных машинах не устанавливались.
На заводе "Знамя Труда" в 1971 г. построено 15 экземпляров. Вот что написал в своих воспоминаниях ветеран 234 гиап Георгий Аршакович Лалаев:
"...В 1971 году нашу эскадрилью (2 аэ 234 гиап) начали срочно переучивать на
самолет МиГ-21МТ (многотопливный). Высокие начальники хотели удивить Европу - из
Москвы долететь до Парижа с дружественным визитом без посадки. У этого самолета
был большой накладной бак на 900 литров (а обычный - 320 литров) и четыре
подвесных топливных бака (ПТБ) по 500 литров под плоскостями. Однако после
тренировок на дальность получалось, что после выработки подвесных баков их
необходимо сбросить, так как ПТБ давали дополнительное сопротивление и
увеличивался расход топлива. Предполагалось сбросить эти подвесные баки в озеро
Балатон в Венгрии. Начали осваивать пилотаж на МиГ-21МТ. Одиночный пилотаж крутить на нем было
возможно, так как был первый, второй и чрезвычайный форсаж, который увеличивал
тягу почти на 2 тонны. Но при групповом пилотаже, когда у ведущего обороты были
92% и Vп в верхней точке 350-400 км/ч, этот самолет из-за своего "горба",
который затенял хвост был очень неустойчив, а в полете на V ниже 500 км/час
самолет рыскал носом, пришлось отказаться от этой затеи. В итоге самолеты
МиГ-21МТ мы передали в полк истребителей-бомбардировщиков в Группу советских
войск в Германии (296 АПИБ Альтенбург). И каково было мое удивление, когда в 1980-1981 годах эти самолеты были переданы
в полк истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА) ВВС Ленинградского военного
округа (Вещево в/ч 61849): я не поверил, но все самолеты были целы. Я поехал в
полк, взял техническую документацию самолетов и нашел там фамилии летчиков из
Кубинки, в том числе и свою. Для ИБА МиГ-21МТ оказался прекрасным самолетом...."
Начиная с модификации МиГ-21Р, все боевые самолёты могли нести до трех подвесных
топливных баков. Два 490 л на внешних точках под крылом (устанавливались
специальные балочные держатели, лишь для баков - на них нельзя было вешать
авиационные средства поражения, там была исключительно электроцепь сброса баков)
и один под фюзеляжем (490 или 800 л). С сохранившегося МиГ-21МТ (с.н. 4015) временно был демонтирован балочный
держатель БД3-60-21Д1 (точка подвески No.1), с целью выяснить, можно на МиГ-21МТ
установить топливный БД для получения четырех точек подвески крыльевых топливных
баков. Оказалось, что под держателем (точка подвески No.1 ) на плоскости
отсутствует патрубок забора топлива. Следовательно, МиГ-21МТ имел стандартную
схему подвеса крыльевых топливных баков. И нести баки на внутренних точках
подвески No.1 и No.2 никак не мог.
То, что написал в своих воспоминаниях ветеран 234 гиап Георгий Аршакович Лалаев,
относительно четырех точек подвесок ПТБ под плоскостями, к сожалению просто не
соответствует действительности! Чем же был МиГ-21МТ? Скорее всего, это был просто экспортный вариант (тип СМТ на
экспорт) но, ни один так и не был экспортирован. По внешнему виду МиГ-21МТ
практически ничем не отличается от МиГ-21СМТ с большим накладным баком, за
исключением мелких деталей лючков, контроля уровня жидкости в гидробаке.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-21МТ |
Размах крыла, м |
7.15 |
Длина, м |
14.90 |
Высота, м |
4.71 |
Площадь крыла, м2 |
23.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5350 |
нормальная взлетная |
8200 |
максимальная взлетная |
9300 |
топлива |
2200 |
Тип двигателя |
1 ТРДФ Р-13Ф-300 |
Тяга, кгс |
1 х 6490 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
на высоте |
2230 |
у земли |
1300 |
Практическая дальность, км |
|
с ПТБ |
1420 |
без ПТБ |
1050 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
12240 |
Практический потолок, м |
17300 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8.5 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
Встроенная 23-мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов). Максимальная масса боевой нагрузки до 1200 кг на 4 узлах подвески: До 4 УР К-13М, К-13, а также НАР в блоках УБ-16 или УБ-32 свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 100 кг , зажигательные баки |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2011
|