МиГ-21ПФС, ПФМ - серийный истребитель с улучшенными взлетно-посадочными
характеристиками за счет применения системы сдува пограничного слоя (СПС) с
закрылка и стартовых пороховых ускорителей СПРД-99.
В соответствии с мартовским 1960 года постановлением правительства
конструкторским бюро Туманского и Мецхваришвили поручили разработку двигателя
Р11Ф-300 с отбором воздуха от компрессора. Спустя два года завершились
доводочные работы по двигателям РПФС-300 тягой 5750 кгс и Р-11Ф2С-300 тягой 6200
кгс. В 1962 году на МиГ-21ПФ (серийный No. 76210103, 76210101) исследовали систему
сдува пограничного слоя (СПС). Система СПС обеспечивала уменьшение посадочной
скорости самолета за счет увеличения подъемной силы крыла, достигаемого
эффективностью закрылка с которого сдувается пограничный слой.
Было изменено и расположение контейнера тормозного парашюта, который теперь
размещался в основании киля над хвостовым обтекателем сопла двигателя. Это
позволило производить выпуск парашюта не при касании земли колесами, как это
было при нижнем расположении, а на выравнивании при приближении колес к земле на
расстояние 0,5-1 м. Применении системы сдува пограничного слоя и
парашютно-тормозной системы увеличенной площади (парашют ПТ-5282-62 имеет
площадь 19 м², у парашюта нижнего расположения ПТ- 6152-59 площадь составляет 16
м²) позволили сократить длину пробега в среднем до 480м, а посадочную скорость
до 240 км/ч.
Для сокращения длины разбега была предусмотрена установка под углом 48º к
плоскости симметрии самолета двух стартовых ускорителей СПРД-99 (изделие 314-II)
с тягой по 2500 кГс каждый. Которые подвешивались на специальных замках с левого
и правого борта в нижней части фюзеляжа. Модернизированный подобным образом
истребитель был запущен в серию под обозначением (Е-7СПС, тип-94) МиГ-21ПФС.
Однако в связи с нехваткой двигателей 37Ф2С на части серийных самолетов
устанавливался двигатель 37Ф2, соответственно система СПС на этих машинах была
отключена. Закрылки отклонялись на 25º. Демонтированные агрегаты и детали
системы СПС консервировались и укладывались в одиночный комплект запасных частей
данного самолета.
В процессе производства МиГ-21ПФС постоянно совершенствовался. Так с самолета
No.
940709,940724, 940725 и с 940912 устанавливалось переднее колесо КТ-102 с шинами
типоразмера 500Х180А и дисковым тормозом вместо колеса КТ-38 с камерными
тормозами. В связи с этим усилена правая щека вилки передней стойки, изменен
монтаж воздушной и электрической проводки и изменена схема электроблокировки
растормаживания колес в случае появления "юза". Растормаживается только "заюзившее" колесо.
После отработка на МиГ-21ПФ No.76210725, с машины No. 941021 по 941025, с No. 941116
по 941125, с No. 941211 по 941225 и с No. 941301 для улучшения путевой устойчивости
установлен киль увеличенной площади 5,2 м² и несколько изменена его конструкция.
Еще одним серьезным нововведением было внедрение катапультного кресла СК-3
(КМ-1) и фонаря с неподвижным козырьком и открытием створки на правую сторону,
которые устанавливались с машины No. 941221 по 941225 и с No. 941314.
В связи с установкой сидения СК-3 (КМ-1) произведены следующее изменения:
введены новые бескаркасные пульты кабины, комплект кислородного оборудования
ККО-3 заменен на ККО-5, кран ПВД с левого пульта перенесен за правый верхний
щиток доски приборов, прицел ПКИ установлен на дужке козырька, пульт контроля
изделия 830М снят с левого пульта и установлен над правым верхним щитком кабины
Катапультное кресло КМ-1 обеспечивает спасение летчика с нулевой высоты при
скоростях от 130 км/ч на разбеге и пробеге и 1200 км/ч в горизонтальном полете.
Снаряжение летчика для высотных полетов состояло из высотно-компенсирующего
костюма ВКК-6, парашютного кислородного прибора КП-27М, гермошлема ГШ-6,
защитного шлема ЗШ-3 с кислородной маской КМ-32 и вентилируемого костюма ВК-3. В
состав кислородного оборудования ККО-3 (на самолетах с креслом СК-1) входит
высотно-компенсирующий костюм ВКК-4П, ВКК-3М, герметический шлем ГШ-4МС,
парашютный кислородный прибор КП-27М, противоперегрузочный костюм ППК-1.
Установлен генератор переменного тока ГО4П44 вместо генератора СГО-8 с машины
No.
94МА24. на фонарях, откидывающихся в бок, установлены замки с фиксаторами,
исключающими боковые смещения фонаря с No. 94АТ01.
Установлен радиовысотомер РВ-УМ, в связи с чем изменяются установки станций:
АРК-10, изделия 2000, РСИУ-5, РП-21М, изделия 40, изделия 023М. изменена
компоновка переднего отсека и компоновка приборов среднего щитка. Установлен
радиовысотомер АРК-10 с системой измерения дальности. На доске приборов
установлен счетчик дальности. Блок ЗДВ-30 станции "Лазурь" перенесен из кабины в
передний отсек для обеспечения установки счетчика ИСА в кабине с No. 94АЧ01 по
94АЧ03 и с No. 94МС01.
Установлено изделие 830М (РП-21М) вместо изделия 830 (РП-21), в связи с чем
снята лампа "прицеливания по внешнему кольцу" с No. 941123.
Для безопасного отделения изделий 314-II (СПРД-99) от самолета при сбросе на
изделии 314-II и фюзеляже введены упоры. На изделии 314-II аэродинамические
пластины смещены назад с No. 941601.
Для расширения тактико-технических характеристик МиГ-21ПФС на основании приказа
МАП от 12 марта 1966 года началась доработка истребителя, призванная обеспечить
возможность его вооружения двумя ракетами Х-66 класса "воздух-поверхность".
Комплекс требовалось предъявить заказчику на испытания в июле того же года, но
работа затянулась, и полеты начались в сентябре. Ракета со стартовым весом 278
кг и 103-кг боевой частью имела дальность (в зависимости от режима полета
самолета-носителя) от 3 до 10 км и запускалась на высотах от 500 до 5000 м.
Пуски опытных ракет выполнили летчики-испытатели промышленности М.М. Комаров,
П.М. Остапенко, А.Г. Фастовец и ГНИКИ ВВС Г.А. Горовой, B.C. Котлов, В.Г.
Плюшкин и М.И. Бобровицкий. в 1968 году Х-66 поступила на вооружение фронтовой
авиации, где под нее дорабатывались истребители МиГ-21ПФС
В литературе по истории МиГ-21 часто бытует ошибочное мнение, что МиГ-21ПФС и
Миг-21ПФМ это совершенно разные модификации самолетов. Многие исследователи
продолжают спорить, когда ПФС превратился в ПФМ? Одни утверждают, что с
установкой кресла КМ и соответственно с изменением фонаря кабины, другие с
установкой киля увеличенной площади, появления буквенной и цифровой нумерации в
обозначении серий, установкой модернизированной РЛС и т.д. МиГ-21ПФС и МиГ-21ПФМ
– это один и тот же самолет и свое новое обозначение МиГ-21ПФМ он получил уже
после 1966-67 года (когда серийный выпуск Е-7СПС для советских ВВС был
прекращен). Можно с уверенностью сказать превращение ПФС в ПФМ произошло – в
процессе его эксплуатации. Не найдено ни одного документа (до 1966 года) где
имелось бы обозначение самолета как МиГ-21ПФМ. С момента своего появления 1963
г. самолет имеет обозначение Е-7 (тип-94), оборудованный системой СПС и СПРД.
Уже после на книгах технических описаний Е-7СПС карандашом была сделана надпись
МиГ-21ПФМ.
МиГ-21ПФМ стал последним из семейства "двадцатьпервых", на которых летала
пилотажная группа военных летчиков из подмосковной Кубинки. На последующих
модификациях машины большой накладной бак затенял вертикальное оперение и
ухудшал маневренные характеристики истребителя.
В процессе эксплуатации МиГ-21ПФС/ПФМ заменялись более совершенными самолетами,
а не выработавшие свой ресурс перехватчики передавались в
истребительно-бомбардировочные полки. Так, например, бывшие перехватчики
МиГ-21ПФМ (около 30 машин), входившие в состав 136-го авиаполка
истребителей-бомбардировщиков и 50-го отдельного смешанного авиаполка,
участвовали в боевых действиях в Афганистане. Они выполняли задачи подавления
объектов ПВО, наносили удары по наземным целям противника (обычно двумя
осколочно-фугасными авиабомбами ОФАБ-250).
Комплектация экспортных самолетов осуществлялась в зависимости от страны
импортера. Так, из состава вооружения самолетов МиГ-21ПФ и ПФМ поставляемых в
страны народной демократии (вариант "А"), были исключены неуправляемые
реактивные снаряды С-24 и зажигательные баки, а из оборудования СРЗО-2 исключена
приставка "Заря".
Часть самолетов МиГ-2ПФ/ПФМ, снятых с эксплуатации, переделывали в мишени М-21,
предназначенные как для тренировки расчетов зенитно-ракетных комплексов, так и
для испытаний новых средств ПВО.
МиГ-21ПФС/ПФМ серийно строился с 1963-1966 г. в Горьком и в 1966-1968 в Москве
на экспорт.