Для массового переучивания на МиГ-23 летного состава требовался двухместный вариант истребителя. Разработка учебно-боевого
варианта МиГ-23 была задана постановлением Совета Министров СССР в ноябре
1967 г. Постройка прототипа такого самолета началась в 1968 г. и
завершилась к концу 1969 г. Самолет получил обозначение МиГ-23УБ
(23-51, изд.23У, изд.2У) - двухместный учебно-боевой вариант истребителя
МиГ-23М с двигателем Р27Ф2М-300 тягой 10000 кгс, без РЛС и ракет средней
дальности Р-23 (система вооружения включает автоматический стрелковый
прицел АСП-23Д, аппаратуру наведения ракет Х-23 "Дельта-НМ" и фотопулемет,
ракеты Р-3С и Р-13М).
Как и первые серийные МиГ-23С, МиГ-23УБ оснащался крылом первой редакции,
двигателем Р27Ф2-300 и системой вооружения С-21М с РЛС "Сапфир-21М" (в
дальнейшем от применения РЛС на "спарке" отказались из-за ненадежной
(именно на этой модификации) работы радара - его иногда снимали и заменяли
весовым балансиром.). Вторая кабина была размещена в измененной носовой
части фюзеляжа за счет сокращения объема топливного бака № 1 и
перекомпоновки носового отсека оборудования. Для компенсации сокращения
запаса топлива в хвостовой части фюзеляжа был установлен бак № 4 (как на
МиГ-23 типа "23-21" и МиГ-23М). С целью обеспечения безопасности полета на
самолете внедрены система ограничения и индикатор углов атаки,
пилотажно-навигационный комплекс "Полет-1И-23" с системой автоматического
управления САУ-23УБ, система сигнализации опасных режимов. Органы
управления имелись в обеих кабинах, однако "приоритетом" пользовалась
задняя, где размещался инструктор, снабженный для улучшения обзора при
взлете и посадке убирающимся перископом.
Первый полет на прототипе МиГ-23УБ (23-51/1, бортовой номер 251) был
выполнен 10 апреля 1970 г. летчиком-испытателем М.М. Комаровым. В том же
году самолет был запущен в серийное производство на Иркутском авиазаводе.
Позже был создан вариант МиГ-23УМ, конструктивно близкий к
МиГ-23МЛ. Серийное производство МиГ-23УБ и МиГ-23МЛ осуществлялось на
Иркутском авиазаводе в 1970-78 гг.
С 1971 г. серийные МиГ-23УБ оснащались крылом III редакции, обеспечивавшим
применение ПТБ, и двигателем Р27Ф2М-300 тягой 10000 кгс. По боевым
возможностям "спарка" значительно уступала одноместным машинам из-за
отсутствия БРЛС, теплопеленгатора и ракет "воздух-воздух" средней
дальности. Производство МиГ-23УБ в Иркутске для ВВС Советского Союза
продолжалось до 1978 г., а на экспорт - до 1985 г., всего было построено
свыше 1000 "спарок".
В 1998 г. АНПК "МИГ" разработаны предложения по модернизации самолета
МиГ-23УБ (МиГ-23УБ-99), предусматривающие внедрение современных систем
диалога с экипажем, цифровой вычислительной техники, нового вооружения, за
счет чего должен резко возрасти боевой и учебный потенциал самолета.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-23УБ |
Размах крыла, м |
|
минимальный |
7.78 |
максимальный |
13.97 |
Длина, м |
16.70 |
Высота, м |
4.82 |
Площадь крыла, м2 |
37.27 |
Масса, кг |
|
пустого |
10920 |
нормальная взлетная |
15080 |
максимальная взлетная |
18000 |
-топлива |
3520 |
Тип двигателя |
1 ТРДФ Р-27Ф2М-300 |
Максимальная тяга, кгс |
1 х 10200 |
Максимальна скорость, км/ч: |
|
у земли |
910 |
на большой высоте |
2200 |
Перегоночная дальность, км |
1550 |
Практическая дальность, км |
1210 |
Скороподъемность, м/мин |
8700 |
Практический потолок, м |
15800 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
7 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 23-мм пушка ГШ-23Л ( боекомплект 200 патронов),
боевая нагрузка - 1600 кг на узлах подвески: УРВВ Р-3С и Р-13М,
УРВП Х-23, НАР и свободнопадающие бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|