МиГ-27М стал единственной
модификацией семейства "двадцать седьмых", поставлявшейся на экспорт.
Помимо отечественных ВВС, получателем МиГ-27 стала Индия, которая долгое
время являлась одним из основных покупателей советского вооружения.
После получения в 1981-1982 годах большой партии МиГ-23БН индийцы
обратили свой взгляд и на более совершенный МиГ-27. В результате между
Москвой и Дели было подписано соглашение, которое предусматривало
лицензионное производство МиГ-27М в Индии.
В Советском Союзе главным подрядчиком стал Иркутский авиазавод, получивший
всю документацию по самолету из Улан-Удэ. Экспортный вариант, названный
МиГ-27МЛ ("32-29Л") был практически идентичен своему советскому
аналогу, и отличался лишь упрощенным составом вооружения п иными
ответчиками системы госопознавания. На машине установили ПрНК-44Л с БЦВМ
"Орбита-10-15-44Л".
Первый комплект частей для лицензионного МиГ-27МЛ (эти самолеты
обозначались как "32-29ЛК") был изготовлен в Иркутске в 1985 году, а 11
января 1986 г. индийский "двадцать седьмой" поднялся в небо.
Первоначально 50 машин собрали на заводе фирмы HAL в городе Насик из
советских частей, а в 1988 году началось изготовление МиГ-27МЛ, все узлы
которых были изготовлены уже местной промышленностью. В Индии самолеты
получили собственной имя "Бахадур" (в переводе - "Храбрец"). Их
производство продолжалось до 1996 года и закончилось с выпуском 150-го
МиГ-27МЛ. Темпы производства в Индии немногим уступали нашим, однако
сборка зависела от получения некоторых отечественных комплектующих
(оборудования, аппаратуры и агрегатов систем), замедлившемся с
наступлением экономического кризиса. За весь 1994 год заводом был выпущен
всего один МиГ-27МЛ из 17 запланированных, да и тот техническая комиссия
отказалась принимать из-за множества дефектов, вызванных плохим качеством
сборки.
В ходе эксплуатации в
жарком климате выяснилось, что отечественная резина колес КТ-163 не
всегда служит удовлетворительно и быстро выходит из строя. Индийцы
предприняли попытку использовать на МиГ-27МЛ покрышек местного отделения
фирмы "Данлоп", однако вскоре из-за экономических трудностей
производство собственных шин пришлось свернуть, вернувшись к пневматикам
российского производства. Кроме того, индийская сторона выражала
заинтересованность в оснащении своих самолетов двигателями семейства
АЛ-21Ф (такое пожелание высказывал и Главком ВВС Индии). Двигатели к
тому времени уже были разрешены к экспорту, однако ввиду ограниченного
объема производства лицензионных машин предпринимать дорогостоящее
переоборудование не стали.
В середине девяностых годов
велись работы по повышению эффективности этих машин как в ОКБ Микояна,
так и с индийской стороны. В целом МиГ-27МЛ понравился индийским военным,
но их несколько удивило то, что самолет с такими возможностями мало
несет современного вооружения (речь шла об экспортной модификации на
которой не использовались КАБы). Поэтому был проведен ряд работ по
частичной ликвидации такого положения. Индии предлагали вооружить
МиГ-27МЛ ракетами Х-31П и Р-73, более мощными и совершенными бомбами и
НАР. Изучались и некоторые варианты смешанного вооружения, которые не
применялись на советских МиГ-27. Прорабатывался и вопрос применения
подвесных контейнеров со станциями РЭБ. Все эти предложения должны были
финансироваться индийской стороной, поскольку ОКБ и Иркутский завод,
получившие экономическую самостоятельность, вместе со статусом
спецэкспортера приобрели и необходимость изыскания финансирования
подобных разработок.
Индийцы не были готовы к
такой постановке вопроса (прежде советская сторона не нуждалась в
заграничном инвестировании) и, помимо сотрудничества с микояновцами,
прорабатывали возможность доработки МиГ-27МЛ с участием собственных
фирм, западных стран и Израиля. Программой авиационного концерна HAL,
одобренной в 1996 году планировалось выделить около 200 млн. долларов на
модернизацию парка МиГ-27МЛ, дорабатывая каждый год по 50 машин.
Объемный комплекс доработок
по планеру и системам был призван обеспечить расширение радиуса действия,
повышение точностных характеристик и общей боевой эффективности за счет
установки системы дозаправки в воздухе, внедрения современной гибкой
архитектуры построения бортового оборудования при снижении
эксплуатационных расходов. В ходе модернизации парка
истребителей-бомбардировщиков на них предусматривалась установка
электроники западного и индийского производства - ответчика IFF-405A и
ARC-610A, радиостанции VUC-201A, радиовысотомера RAM-700А, современной
системы оповещения о радиолокационном облучении с автоматом постановки
помех и нового регистратора параметров полета. Бортовое оборудование
дополняли два многофункциональных дисплея, курсо-вертикаль на лазерных
гироскопах, комбинированная система спутниковой навигации GPS/Глонасс,
использующая как российские, так и американские спутники, цифровой ИЛС и
система защищенной связи INCOM-121OA. Самолет также предлагалось
оснастить беспереплетным козырьком фонаря и откидной частью выпуклой
формы, обеспечивающими обзор новой нашлемной системе целеуказания.
Помимо подвесного
контейнера с разведоборудованием британской фирмы Винтен "VICON 18",
включающим длиннофокусную камеру, МиГ-27МЛ планировалось оснастить
российской РЛС "Комар" в контейнерном исполнении. Предложенный НПО "Фазотрон-НИИР"
радар является облегченным вариантом многоцелевой РЛС "Супер-Копье",
используемой при модернизации индийских МиГ-21. Оборудование МиГ-27МЛ
радиолокационной системой обеспечило бы ему возможность боевого
применения в любую погоду и в любое время суток, позволяя вести борьбу с
воздушными и морскими целями.
Модернизация призвана была
также снизить нагрузку на летчика в полете и улучшить условия его работы,
как путем использования современных информационных систем, так и
повышения комфортности с учетом местных условий, для чего кабина
оборудовалась системой кондиционирования с мощным турбохолодильником. В
экипировку летчика вводились также очки ночного видения.
По опыту общения с фирмами
Запада и Израиля индийцы вскоре убедились, что широта обещаний не всегда
подтверждается реалиями, а расходы, напротив, имеют тенденцию к росту до
заоблачных высот. Существенно сократив планы модернизации, индийцы вновь
обратились к российской стороне, согласовав с ней планы необходимых и
достаточных доработок, с которыми современный уровень МиГ-27МЛ в
индийских ВВС сохранялся бы минимум до 2010 года.
В начале 2000-х оставшиеся на вооружении МиГ-27МЛ прошли модернизацию и получили
обозначение МИГ-27UPG. Модернизация направлене прежде всего на повышение их возможности по применению
высокоточного оружия и ведения РЭБ.
Известно точно, что ограниченную модернизацию прошли сорок самолетов строя. Проект модернизации разработало Defense
Avionics Research Establishment (DARE) – отделение государственной исследовательской структуры DRDO министерства обороны Индии. Руководители DARE говорят об
успешном завершении своей программы. Они утверждают, что "за небольшую цену" и "полностью используя национальные компетенции", самолеты разработки конца
семидесятых годов достигли современного уровня.
Соответствующий проект запустили в 2002 году. Первый самолет-демонстратор отправился в полет 25 марта, второй - 4 ноября 2004 года. Вместе на испытаниях они
налетали свыше трехсот часов. В июне 2006 года министерство обороны выдало DRDO – DARE предварительное одобрение Initial Operational Clearance. Оно открыло путь
для работ на самолетах строя. После модернизации ими укомплектовали две эскадрильи. Доработанные машины получили обозначение МиГ-27UPG.
От первоначальной заводской комплектации остались 40% бортовых систем, в основном "механического типа". Вместе с тем, на самолетах произведена частичная замена
устаревшего бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). При этом широко использовались различные технологии и компоненты, разработанные ранее в рамках
программ Су-30МКИ и модернизации самолетов строя Jaguar по программе DARIN-2. В частности, на МиГ-27UPG установлен компьютер CAC (Core Avionics Computer), ранее
прошедший проверки на истребителе ОКБ им. П.О. Сухого.
При проведении модернизации использовались принципы открытой архитектуры. Подключение различных элементов производится по шине передачи данных стандарта
MIL-STD-1553B. На самолете появилась интегрированная система управления полетом и вооружением IFWCS. Также, МиГи оснащены новыми средствами радиоэлектронной
борьбы, радиовысотомером, передовыми системами связи с защищенными каналами передачи данных, а также системой инерциальной навигации с коррекцией по
спутниковому сигналу INGPS.
Для корректировки траектории ракет и авиабомб с лазерным наведением используются системы Laser Designator Pod (LDP – подсветка цели для наведения ракет) и Laser
Ranger & Marked Target Seeker (LRMTS, определения дальности и первоначальное указание цели). Они в большой степени интегрированы, за счет чего расширились
возможности истребителя-бомбардировщика по атаке целей ночью. Для поражения наземных целей могут применяться авиабомбы ФАБ-250, ФАБ-500 и их иностранные
аналоги, а также корректируемые бомбы Griffin с наведением по лазерному лучу.
В распоряжении летчика появилась движущаяся карта местности. Изображение выводится на многофункциональный цветной индикатор (МФИ) фирмы Thales с матрицей
размером 5 на 5 дюймов, аналогичный используемым на Су-30МКИ и других типах самолетов ВВС Индии. Среди других новинок на борту - цифровая система записи
параметров полета.
Кабина самолета стала более "дружественной" летчику за счет упомянутого выше МФИ и индикатора на фоне лобового стекла El Op SU-967 израильской фирмы Elta
(близкий к ИЛС Су-30МКИ). Здесь также установлена система предупреждения об облучении РЛС Tarang Mk II. Имеется возможность дополнить их другими, используя
общую шину передачи данных.
В ходе разработки программного обеспечения для самолета МиГ-27UPG индийские специалисты создали программные пакеты с общим числом строк на языках
программирования полмиллиона. DARE и специализированные институты ВВС разработали алгоритмы навигации, расчета дальности и траектории полета средств поражения
после сброса, которые обеспечивают точное поражение целей различными типами бомб и ракет. На МиГ-27UPG также реализован автоматический полет по поворотным
точкам маршрута в памяти бортового компьютера.
Обеспечено сопряжение с израильским подвесным контейнером Litening выдачи целеуказания управляемому оружию израильской фирмы Rafael. А также использование
контейнера с разведывательной аппаратурой Vinten Vicon 18.
Самолеты строя дорабатывались на мощностях HAL Nasik Division. Соответствующая тема пошла следом после завершения в 2007 году программы модернизации 125
фронтовых истребителей МиГ-21бис в вариант МиГ-21бис UPG, который также известен под названием Bison. В ходе реализации проекта МиГ-27UPG осуществлялось
взаимодействие с частными компаниями TCS и ComAvia "с целью применения новейших технологий" в области микроэлектроники и вычислительной техники. В результате
проведенной модернизации МиГ-27МЛ "трансформировался в мощную ударную платформу с кабиной улучшенной эргономики", - отмечает DARE.
27 декабря 2019 года 29-я эскадрилья ВВС Индии "Скорпионы" на своих МиГ-27МЛ(UPG)
в последний раз прошли строем над своей авиабазой в Джхпуре. МиГ-27 ВВС Индии, которого ласково называют Bahadur ( Храбрец), спустя 35 лет завершил
сегодня свою службу в ВВС.