Для расширения боевых возможностей истребителя МиГ-29 при действии по
наземным целям в 1984 г. ММЗ им. А.И.Микояна разработал проект модификации,
получившей название МиГ-29 (изд. «9-14»), От предыдущих вариантов самолет
отличался новой системой управления вооружением, в которую была включена
лазерно-телевизионная прицельная система (ЛТПС) «Рябина» в подвесном контейнере
(такую аппаратуру планировалось применить и на модернизированных
истребителях-бомбардировщиках МиГ-27М, а также на перспективных легких
штурмовиках «101» ММЗ им. А.И.Микояна и Як-58 ММЗ «Скорость»). Состав вооружения
«9-14» был дополнен управляемыми средствами поражения наземных целей - ракетами
Х-25МЛ, Х-25МП, Х-29Л, Х-29Т и Х-31П, корректируемыми бомбами КАБ-500Кр и
КАБ-500Л, а максимальная бомбовая нагрузка самолета возросла до 4500 кг (были
введены две дополнительные точки подвески вооружения под крылом и одна - под
фюзеляжем, что позволило подвешивать на истребитель до девяти бомб ФАБ-500).
Обнаружение и распознавание наземных целей планировалось осуществлять
телевизионным каналом ЛТПС «Рябина», измерение дальности до них - входящим в ее
комплект лазерным дальномером. Для целеуказания полуактивным головкам
самонаведения ракет Х-25МЛ, Х-29Л и корректируемых бомб КАБ-500Л предполагалось
использовать лазерный канал ЛТПС «Рябина», а пассивным ГСН
противорадиолокационных ракет Х-25МП и Х-31П - аппаратуру управления
«Прогресс-Н», размещаемую в подфюзеляжном контейнере вместо ЛТПС «Рябина».
Прототипом МиГ-29 типа «9-14» должен был стать переоборудованный в конце 1984
г. серийный МиГ-29 №0707, получивший №407. Доработанный самолет выкатили на
аэродром 27 декабря 1984 г., и 13 февраля 1985 г. летчик-испытатель
Т.О.Аубакиров поднял его в первый полет. Поскольку новая система управления
вооружением еще не была готова, машину решено было использовать в соответствии с
программой испытаний истребителя МиГ-29 типа «9-13». Особое внимание уделялось
определению характеристик поперечной управляемости самолета с увеличенным гротом
и блоками пассивных помех перед форкилями при полете на больших углах атаки. По
результатам этих испытаний была доработана система автоматического управления:
уменьшен угол отклонения элеронов при углах атаки более 18° и увеличен до ±8°
угол отклонения рулей направления от автономных рулевых машинок (АРМ). Летом
1985 г. на истребителе выполнили несколько полетов по теме «9-14»: 1 июля МиГ-29
№407 впервые взлетел, имея на подвеске девять бомб ФАБ-500, а спустя месяц, 9
августа, - массогабаритный макет контейнера ЛТПС «Рябина». Однако до испытаний
на боевое применение дело не дошло. Поскольку с середины 80-х гг. ОКБ уже
интенсивно работало над созданием модернизированного истребителя МиГ-29М, в
состав вооружения которого также включались средства высокоточного поражения
наземных целей, решено было отказаться от продолжения программы «9-14», а
единственный построенный прототип использовать для дальнейших испытаний в
интересах улучшения характеристик серийных истребителей.
В 1986 г. МиГ-29 №407, приведенный к стандарту типа «9-13», участвовал в
испытаниях по оценке влияния дифференциального отклонения консолей стабилизатора
и секций поворотных носков крыла (внутренние секции выпускались на угол -30°,
внешние - на угол -10°) на характеристики бокового движения самолета при полете
на углах атаки более 25°. Изучалась возможность увеличения углов «антизависания»
элеронов до -10° и -15°, а также углов отклонения рулей направления от АРМ до
±15°. По результатам этих исследований в САУ были внесены необходимые изменения,
что позволило добиться расширения диапазона допустимых углов атаки, при которых
сохраняется удовлетворительная боковая устойчивость и поперечная управляемость
самолета. Поэтому самолет №407 можно считать одним из прототипов
модернизированного истребителя МиГ-29С (о нем речь пойдет далее), максимально
допустимый угол атаки которого достиг 28°.
В декабре 1989 г. на МиГ-29 №407 было выполнено несколько испытательных
полетов на штопор. К началу 1991 г., когда 407-й впервые решили показать на
международной выставке, на нем совершили уже более 500 полетов. Зарубежная
премьера самолета состоялась на авиасалоне на Филиппинах. Перелет в Манилу был
выполнен 4 марта 1991 г. Вернувшись в Россию, истребитель опять начал летать по
программам оценки устойчивости и управляемости при различных вариантах настройки
САУ. В сентябре 1992 г. «без отрыва от производства» МиГ-29 №407 вновь стал
участником зарубежной выставки - на этот раз в Фарнборо. Интенсивные полеты на
машине продолжались до лета 1993 г. (к 12 июля 1993 г. на ней совершили 698
полетов), однако и по сей день она остается в летном состоянии. В конце 1997 г.
на МиГ-29 №407 был выполнен первый взлет с мобильного аэродромного трамплина
(см. главу «В строю»). В начале 1998 г. самолет оснастили усиленным шасси с
колесами КТ-209, обеспечивающими посадку с увеличенной до 16200 кг массой (в
интересах создания модернизированного истребителя МиГ-29СМТ).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МиГ-29 |
Размах крыла, м |
11.36 |
Длина самолета со штангой ПВД, м |
17.32 |
Высота самолета, м |
4.73 |
Площадь крыла, м2 |
38.06 |
Масса , кг |
|
пустого самолета |
11400 |
нормальная взлетная |
15800 |
максимальная взлетная |
18600 |
Топливо, л |
|
внутренее |
4540 |
ПТБ |
3800 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ РД-33 |
Тяга, кгс: |
|
форсированная |
2 х 8300 |
максимальная |
2 х 5040 |
Максимальная скорость, км/ч. |
|
на высоте |
2450 (М=2,3) |
у земли |
1500 |
Практическая дальность, км. |
|
на малой высоте |
710 |
на большой высоте |
1500 |
с ПТБ |
2160 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
19200 |
Практический потолок, м |
18000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
9 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одноствольная
30-мм пушка ГШ-301
боевая нагрузка - 4500 кг на шести подкрыльевых узлах две ракеты средней дальности Р-27Р и
до 6 ракет ближнего воздушного боя Р-73 или Р-60М бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ НАР 80 С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2006
|