Сформированные в июне 1992 г. Военно-воздушные силы Республики Беларусь получили в свое распоряжение практически
всю авиационную технику ВВС бывшего Советского Союза, базировавшуюся к этому времени на белорусской территории. В число этого советского 'наследия' вошло и более 80 истребителей МиГ-29 типа '9-12' и
'9-13'. Чуть более полусотни их базировалось на аэродроме Береза и ранее входило в состав 921-то истребительного авиаполка бывшей 26-й воздушной армии ВВС Советского Союза, теперь преобразованного в
927-ю авиабазу ВВС Республики Беларусь. Еще три десятка таких машин поступило в 1992 г. на авиабазу Россь из состава расформированного 787-го истребительного авиаполка ВВС Советского Союза,
входившего в состав Западной группы войск, дислоцировавшейся в Германии. Последние потом были переведены в Барановичи. где на базе бывшего 61-го истребительного авиа-полка 2-й отдельной армии ПВО
Советского Союза сформировали 61-ю авиабазу ВВС Республики Беларусь. К середине 90-х гг. в ее составе числилось 30 истребителей МиГ-29 и 23 более тяжелых Су-27П, еще 52 'МиГа' эксплуатировалось 927-й
авиабазе в Березе.
Значительное сокращение потребной численности военной техники в Вооруженных силах Республики Беларусь в течение 90-х гг. высвободило немалое количество достаточно современных самолетов, часть из
которых решено было продать за границу. В результате, в 1996 г. 18 истребителей МиГ-29 (включая две 'спарки' МиГ-29УБ) было поставлено Белоруссией по контракту в Перу. Еще 31 самолет этого типа в
течение 1999-2002 г. обрел нового владельца в лице ВВС Алжира. Первые 16 белорусских МиГ-29 прибыли в эту африканскую страну в 1999 г., в следующем году за ними последовали еще 11, а две
заключительные пары 'МиГов' Беларусь поставила в Алжир в 2001 и 2002 гг. (все данные - согласно официально опубликованным протоколам ООН об экспорте вооружений и военной техники).
В итоге, к началу нового века в составе ВВС Республики Беларусь осталось чуть более 40 истребителей МиГ-29 на авиабазах в Березе и Барановичах. Часть из них решено было подвергнуть модернизации с
использованием российского опыта, полученного во второй половине 90-х гг. при создании первых вариантов МиГ-29СМТ. И хотя российские партнеры по программе белорусской модернизации официально не
называются, анализируя идеологию и конкретные технические решения доработки белорусских 'МиГов', нетрудно сделать вывод о том, что в этих работах широко участвовали специалисты российского ОКБ
"Русская авионика". Разработки именно этого коллектива были внедрены на борт первых опытных самолетов по программе МиГ-29СМТ, поступивших на испытания в 1997 г. В дальнейшем, правда, ВВС России
решили отказаться от предложенного варианта модернизации МиГ-29, переориентировавшись на другого исполнителя работ по комплексированию обновленного 'борта'. Аналогичную судьбу постигло и
совместное предложение 'Русской авионики' и ИАПО по модернизации истребителей типа Су-27 и Су-30: воплотившие подобные доработки опытные Су-27УБМ и Су-30КН не нашли дальнейшей поддержки в России.
Модернизация строевых истребителей Су-21 ВВС России с 2003 г. проводится по другому 'сценарию' и другим составом исполнителей. А обновленная российская программа МиГ-29СМТ пока так и не увидела
реального воплощения в ВВС страны (возможно, к ней удастся все же приступить в 2006-2007 гг., но сейчас модернизированные МиГ-29СМТ выпускаются исключительно на экспорт по контрактам с Йеменом и
Эритреей).
Тем не менее, полученные 'Русской авионикой' наработки не пропали даром: в начале нынешнего десятилетия ими заинтересовались белорусские военные, поставившие задачу модернизации части парка своей
авиационной техники. В результате, в короткие сроки силами 558-го 558-го АРЗ в Барановичах при активном участии российских специалистов было переоборудовано и испытано сразу три образца
модернизированных самолетов и вертолетов - истребители МиГ-29БМ и Су-27УБМ1, а также многоцелевой транспортно-боевой вертолет Ми-8MTKO1. Испытания МиГ-29БМ (самолет '9-11') были успешно завершены к
июлю 2003 г., и завод в Барановичах начал поставки первых модернизированных 'МиГов' ВВС Республики. Самолеты берутся непосредственно из строевой части и после доработки возвращаются обратно в
состав 61-й авиабазы, одновременно, в соответствии с действующей эксплуатационной документацией, на них выполняются необходимые ремонтные работы.
Стоит заметить, что 558-й АРЗ имеет богатый опыт ремонта истребителей МиГ-29: с момента его освоения в 1994 г. за десять лет в Барановичах было отремонтировано и возвращено в строй 86 самолетов
данного типа. Здесь же прошли необходимую подготовку перед поставкой на экспорт 'МиГи', поменявшее 'гражданство' с белорусского на перуанское и алжирское.
На воздушном параде в честь 60-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков 3 июли 2004 г. в полете впервые публично было продемонстрировано уже звено из четырех МиГ-29БМ, названных
президентом Беларуси Александром Лукашенко 'суперсовременными самолетами'. 'За два года мы сделали уникальные машины, превратив их из истребителей в штурмовики. Они могут работать и по земле, и по
воздуху', - прокомментировал появление МиГ-29БМ на параде в Минске президент республики.
А весной нынешнего года белорусские модернизированные МиГ-29БМ снова появились в сводках информационных агентств: летчики ВВС Беларуси и 558-го АРЗ установили на двух машинах данного типа целую серию
мировых авиационных рекордов.
Основные направления модернизации истребителя МиГ-29 до уровня МиГ-29БМ связаны с доработкой существующего и установкой нового оборудования, значительным расширением номенклатуры вооружения и
внедрением системы дозаправки топливом в полете. Благодаря этому самолет обретает ряд новых качеств. Во-первых, в состав оружия класса 'воздух-воздух' дополнительно вводятся ракеты средней дальности РВВ-АЕ, Р-27ЭР и Р-27ЭТ (до этого на МиГ-29 обеспечивалось применение только ракет средней дальности Р-27Р и Р-27Т, а также ракет ближнего боя Р-73 и Р-60М). Ракеты РВВ-АЕ имеют инерциальный принцип
наведения с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение на конечном участке. На МиГ-29БМ их может быть подвешено до шести штук. 'Энергетические' ракеты Р-27ЭР и Р-27ЭТ имеют
увеличенную (по сравнению с Р-27Р и Р-27Т) дальность пуска. Первая имеет инерциальное наведение с радиокоррекцией на начальном участке полета и полуактивное радиолокационное самонаведение на
конечном, вторая оснащается тепловой головкой самонаведения. Обе мо-гут быть подвешены на модернизированный истребитель по две штуки (на внутренние подкрыльевые пилоны).
Вторым новым качеством МиГ-29БМ является введение в номенклатуру вооружения высокоточных средств поражения наземных (морских) целей. Среди них ракеты Х-29Т (ТД) с телевизионными го-ловками
самонаведения, Х-29Л и Х-25МЛ с полуактивными лазерными головками самонаведения, противорадиолокационные Х-31П и противокорабельные Х-31А, а также корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-500Л. Всего на
МиГ-29БМ может быть размешено две ракеты 'воздух-поверхность' и две-четыре корректируемые бомбы. Аппаратура Л-150-22, предназначенная для управления и целеуказания ракетам Х-31П, размещается в
контейнере. До адаптации к самолету специального оптико-электронного прицельного контейнера применение с МиГ-29БМ управляемого оружия с лазерными полуактивными головками самонаведения (Х-29Л,
Х-25МЛ, КАБ-500Л) возможно только при внешнем целеуказании - лазерном подсвете цели с другого самолета (вертолета) или с земли.
В-третьих, в радиолокационном прицельном комплексе модернизированного истребителя МиГ-29БМ реализуется ряд новых режимов работы. Модернизированный РЛПК Н019П этого самолета дополнительно
обеспечивает обзор земной и водной поверхности с обнаружением одиночных и групповых, точечных и протяженных наземных и надводных радиоконтрастных целей с ЭОП от 10 до 5000 м2, выдачу координат
обнаруженных целей для формирования целеуказания и применение новых типов управляемого оружия, в т.ч. ракет 'воздух-воздух' РВВ-АЕ и противокорабельных ракет Х-31А. В соответствии с расширением
номенклатуры вооружения дорабатывается штатная система управления оружием (СУО) 20ПМ6.
В-четвертых, существенно расширяются возможности навигационного комплекса истребителя. Теперь он обеспечивает ввод и хранение данных о 99 промежуточных пунктах маршрута (ППМ), аэродромах и
радиомаяках (ранее было всего шесть), формирование и хранение данных о восьми маршрутах полета (ранее не обеспечивалось), определение координат самолета с погрешностью менее 80 м (было 700 м),
определение путевой скорости с погрешностью 0,2 м/с, возможность работы с международной системой навигации VOR/ILS. В состав нового навигационного комплекса N-911 входят навигационный вычислитель
МВК-НВГ, приемник спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС / NAVSTAR, радиотехническая система ближней навигации (РСБН) А-323, аппаратура навигации и посадки VOR/ILS и DME. При этом на борту сохраняется серийный информационный комплекс вертикали и курса Ц-050, система воздушных сигналов СВС-П-72-3-2и, радиовысотомер А-037, система
ограничительных сигналов СОС-3-1, командно-пилотажный и
плановый навигационный приборы (КПП и ПНП-72-12), а система автоматического управления самолетов САУ-451-04 дорабатывается.
Модернизации подвергается информационно-управляющее поле кабины летчика. Вместо устаревшего монохромного телевизионного индикатора прямого видения ИПВ-2, на который на серийных МиГ-29 выводилась
прицельная информация от РЛПК и КОЛС, на МиГ-29БМ устанавливается многофункциональный цветной жидкокристаллический индикатор МФИ-55 с размером рабочего поля 5x5 дюймов и кнопочным обрамлением. На
него в графической форме выводится навигационная, обзорно-прицельная и параметрическая информация, а также изображение местности и целей, получаемое телевизионными головками самонаведения
управляемых ракет Х-29Т (ТД) и корректируемых бомб КАБ-500Кр. Электронная система отображения информации (СОИ) обеспечивает также выдачу в систему управления вооружением (СУВ) и БРЭО информации,
необходимой для формирования режимов работы комплекса от кнопочного обрамления индикатора МФИ-55. Помимо СОИ с МФИ-55 на МИГ-29БМ сохраняется штатная система единой индикации СЕИ-31-1. но без ИПВ-2.
которая обеспечивает формирование прицельной информации на индикаторе на фоне лобового стекла ИЛС-51.
Доработкам подверглись также применяемые на самолетах МиГ-29 системы контроля, предупреждения экипажа и регистрации параметров. Система контроля и предупреждения экипажа 'Экран-ОЗМ' доработана в
части обеспечения контроля вновь установленных систем и выдачи информации по цифровой линии связи о состоянии самолетных систем в аппаратуру информационно-аналитической системы реального времени (ИАСРВ)
'Аист'. Применение такой аппаратуры впервые предусмотрено для самолетов МиТ-29БМ, при этом на наземный пункт управления в реальном масштабе времени передается и накапливается там информация как о
параметрах полета, так и о местонахождении самолета в воздушном пространстве и обнаруженных им целях.. Кроме того, на МиГ-29БМ внедрен комплекс контроля двигателей и систем самолета, который
осуществляет регистрацию и накопление на твердых носителях до 1 Gb полетной информации от систем 'Тестер-УЗЛ', 'Экран-ОЗМ', БПК-88 сер.ЗКМ и СОК, ее обработку и экспресс-анализ. Дополнительно на
борт истребителя устанавливается также УКВ-радиостанция Р-800Л2.
Наконец, еще одним существенным (в т.ч. внешним) отличием МиГ-29БМ от серийного МиГ-29 является внедрение на нем системы дозаправки топливом в полете. В головной части фюзеляжа, по левому борту,
устанавливается легкосъемная, не-убирающаяся в полете штанга дозаправки с универсальным приемником топлива ГПТ-2Э, которая обеспечивает стыковку с танкерами как российского, так и зарубежного
производства. Система обеспечивает дозаправку в воздухе как внутренних баков МиГ-29БМ, так и подвесных - подфюзеляжного и двух подкрыльевых. Она может выполняться днем в простых метеоусловиях, при
визуальном обнаружении самолета-заправщика, в диапазоне высот от 2000 до 8000 м при скорости полета 400-600 км/ч (число М не более 0,85). В результате одной дозаправки топливом в воздухе дальность
полета истребителя МиГ-29БМ возрастает на величину до 80%, существенно увеличивается также продолжительность полета. Наличие неубирающейся штанги не накладывает ограничений на пилотирование и решение
боевых задач.
В целом в процессе переоборудования строевого самолета МиГ-29 по типу МиГ-29БМ в состав его БРЭО вводится 23% новых блоков, а еще 6% подвергается доработкам. По оценкам авторов модернизации, в
результате внедряемых усовершенствований комплекса оборудования и расширения номенклатуры вооружения боевой потенциал самолета МиГ-29БМ при решении задач 'воздух-воздух' возрастает по сравнению с
серийным МиГ-29, на 809^' а при решении задач 'воздух-поверхность' - в 4 раза. Суммарный боевой потенциал (50% задач 'воздух-воздух' и 50% - 'воз-дух-поверхность') увеличивается в 2,9 раза, при этом
МиГ-29БМ даже несколько превосходит современные зарубежные истребители EF2000 'Тайфун' (коэффициент боевого потенциала относительно серийного МиГ-29 - 2,8), 'Рафаль' (2,65) и JAS39 'Грипен'
(2,05). Несколько уступая 'Еврофайтеру' и 'Рафалю' в задачах 'воздух-воздух' (боевой потенциал относительно серийного МиГ-29 соответственно 2,1 и 1,9, у МиГ-29БМ - 1,8), но значительно превосходя
'Грипен' (1,1), МиГ-29БМ безоговорочно лидирует перед всеми западными аналогами при поражении наземных (морских) целей (коэффициенты боевого потенциала 4,0, 3,4, 3,5 и 3,0 соответственно).
Для наземной тренировки и обучения летного состава выполнению полетов и боевому применению модернизированного истребителя МиГ-29БМ силами 558-го АРЗ и ОКБ 'Русская авионика' разработан и изготовлен
комплексный тренажер этого самолета, первый комплект которого уже передан ВВС Беларуси и находится в эксплуатации на 61-й авиа-базе в Барановичах. Он позволяет производить подготовку и тренировки
пилотов истребителей МиГ-29БМ для полетов днем и ночью в различных географических и погодных условиях в соответствии с руководством по летной эксплуатации самолета и курсом боевой подготовки.
В состав комплексного тренажера самолета МиГ-29БМ (КТС-МиГ-29БМ) входят неподвижный макет кабины с полным комплектом приборного оборудования, система визуализации закабинного пространства, рабочее
место инструктора-оператора, вычислительный комплекс и вспомогательный настольный тренажер. Макет кабины КТО МиГ-29Б М по информационно-управляющему полю соответствует реальной кабине самолета,
имеет регулируемое по высоте кресло летчика, ручку управления самолетом и педали с механизмами загрузки, триммирования и регулирования управления, рычаги управления двигателями, штатные пульты,
табло и индикаторы, а также имитаторы пилотажно-навигационных приборов и приборов контроля систем с реальными внешним видом и индикацией.
Проекционная система визуализации закабинного пространства обеспечивает отображение наблюдаемого летчиком воздушного пространства, земной поверхности, наземных и воздушных объектов и целей, а также
применения оружия на сегмент сферы с угловыми размерами 120° по азимуту и 30-40° по углу места.
С рабочего места инструктора-оператора осуществляется включение и управление режимами работы КТС-МиГ-29БМ. На нем отображается тактическая обстановка с картой местности, траектория полета
самолета, целей и ракет, закабинное пространство с изображением экрана ИЛС, пилотажные приборы и положения командных рычагов управления самолетом, двигателями и системами, экран МФИ-55, информация об
отказах бортовых систем.
Вычислительный комплекс обеспечивает взаимодействие систем тренажера, моделирование динамики полета и работы систем самолета, в т.ч. имитацию полета самолета, тактической обстановки и движения
целей, работы СУВ, системы индикации, навигации, СУО, применения управляемого и неуправляемого оружия, включая стрелково-пушечное, бортовых отказов.
Вспомогательный настольный тренажер представляет собой автоматизированное рабочее место летчика, позволяющее осуществлять подыгрыш при отработке на тренажере действий в паре и имитации управляемой
оператором цели.
Комплексный тренажер самолета МиГ-29БМ позволяет летчикам тренироваться в решении всех пилотажно-навигационных задач и вопросов боевого применения, определяемых руководством полетной эксплуатации
самолета и курсом боевой подготовки. Моделирование закабинной обстановки осуществляется с высокой степенью реалистичности дли всех этапов полета и боевого применения и включает моделирование
различных ландшафтов на основе цифровых карт местности и данных аэрофотосъемки, различных времен года, времени суток и метеоусловий, неподвижных наземных (морских) объектов и виртуальных подвижных
объектов (самолеты, ракеты и т.п.).
Для тренировки боевого применения самолета МиГ-29БМ тренажер позволяет отрабатывать операции с РЛС, КОЛС и другим оборудованием истребителя, всеми видами применяемого реальным самолетом оружия
(управляемого и неуправляемого) по воздушным и наземным целям, а также тактические приемы ведения боевых действий одиночно и в составе пары (с использованием виртуальных партнеров и противников),
режимы картографирования земной (водной) поверхности, вывод самолета в район дозаправки в воздухе, сближение с танкером, стыковку с ним и осуществление дозаправки.
4 и 10 марта 2005 г. три военных летчика ВВС Республики Беларусь установили на двух самолетах МиГ-29БМ (бортовые №06 и 07) целую серию мировых авиационных рекордов скорости и скороподъемности.
Рекордные полеты были предприняты по инициативе Федерации авиационного спорта (ФАС) Республики Беларусь и включали попытки установления мировых рекордов времени набора высоты 3000, 6000. 9000 и 12
000 м без нагрузки и с нагрузкой в 1000 и 2000 кг. а также по достижению скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 100, 500 и 1000 км без груза. Всего было выполнено четыре полета, в
которых удаюсь установить 15 мировых авиационных рекордов. При этом мировые рекорды по времени набора высоты 12 000 метров без нагрузки и скорости полета по замкнутому 100-, 500- и 1000-км маршруту
без груза в данном классе самолетов ранее не устанавливались.
12 мировых рекордов по времени набора высоты установил 4 и 10 марта старший инспектор службы безопасности полетов ВВС и войск ПВО Республики Беларусь летчик первого класса подполковник Вячеслав
Бровченко. Два рекорда максимальной скорости на замкнутом маршруте протяженностью 100 и 500 км установил 10 марта начальник станции летных испытаний 558-го АРЗ летчик-снайпер полковник Александр
Бочка-рев, а аналогичный рекорд на замкнутом 1000-км маршруте в тот же день добился штурман 61-й истребительной авиационной базы Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО
Республики Беларусь летчик первого класса майор Юрий Ковалев. Именно он спустя два месяца возглавил звено истребителей МиГ-29 на воздушном параде в честь 60-летия Победы 9 мая 2005 г. в Минске (см.
'Взлёт' №6/2005, стр. 28).
Параметры рекордных полетов бело-русских летчиков на МиГ-29БМ зарегистрировали спортивные комиссары ФАС России, которые были аккредитованы ФАС Республики Беларусь в соответствии с требованиями
Спортивного кодекса международной авиационной федерации FAI. Достигнутые результаты были признаны соответствующими требованиям FAI для данного класса самолетов. Результаты объективного контроля
после обработки представили в FAI для официального утверждения.
Неожиданно прибывший на МАКС-2005 из Барановичей МиГ-29БМ с бортовым №06 стал одной из сенсаций авиасалона. Достаточно закрытая Белоруссия решила наглядно продемонстрировать и во всеуслышание заявить
о том, что республика способна в короткие сроки и с относительно небольшими финансовыми затратами создавать высокоэффективные авиационные комплексы, способные на равных противостоять современным западным аналогам. Появление МиГ-29БМ в Жуковском не осталось не замеченным многочисленными зарубежными делегациями, побывавшими на выставке. Это не удивительно: учитывая опыт, которые получили за
последние десять лет белорусские авиационные специалисты при подготовке и поставках бывшей советской военной авиационной техники за границу (в т.ч. и истребителей МиГ-29), вполне вероятно, что
потенциальным зарубежным заказчикам может быть предложен аналогичный вариант модернизации их 'МиГов'. По боевым возможностям прошедшие модернизацию в Барановичах МиГ-29БМ довольно близки к
предлагаемым ныне РСК 'МиГ' на экспорт МиГ-29СМТ, а по цене могут оказаться существенно дешевле. При этом, в отличие от российского МиГ-29СМТ, 'белорусские модернизированные' уже несколько лет
реально несут службу в ВВС своей страны, что в ряде случаев является важным аргументом у заказчика, выбирающего то или иное предложение на рынке.
Хотелось бы в этой связи надеяться, что демонстрация МиГ-29БМ на МАКС-2005 и 'PR-акция' с мартовскими рекордными полетами не остались незамеченными и руководителями российского Министерства обороны,
которое вот уже более пяти лет никак не договорится с не раз менявшимся за это время руководством РСК 'МиГ' об окончательном 'техническом лице' модернизированного МиГ-29СМТ для ВВС России и не найдет
средств для доработки самолетов строя.