Идея создания учебно-боевой машины на базе палубного истребителя МиГ-29К
возникла параллельно строительству первого экземпляра миговского палубника.
Первоначально для подготовки пилотов МиГ-29К в АНПК "МИГ" во второй половине
80-х гг. прорабатывался проект двухместной палубной учебно-боевой машины,
получившей название МиГ-29КУ (9-62). Изучение возможностей использования
сухопутного учебно-боевого самолета МиГ-29УБ для тренировки морских летчиков
показало, что обзор из задней кабины (инструктора) явно недостаточен для
обеспечения безопасной посадки на палубу. Поэтому кабины инструктора и
обучаемого на МиГ-29КУ выполнили раздельными по типу кабин самолетов МиГ-25РУ/ПУ.
Кресло в задней кабине установили с большим превышением относительно переднего,
за счет чего на посадке из обеих кабин обеспечивался практически одинаковый
обзор. Новое расположение кабин экипажа привело к изменению конструкции и
обводов носовой части корпуса самолета. В связи с приостановлением работ по
корабельному истребителю МиГ-29К рабочее проектирование его учебного варианта не
проводилось. Были лишь построены продувочная модель МиГ-29КУ и полноразмерный
макет головной части его корпуса.
Второй раз к этой идее вернулись после подписания 20 января 2004 года
Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) "МиГ" контракта на поставку
ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования.
Он предусматривает поставку 12 одноместных самолетов МиГ-29К и 4 двухместных
МиГ-29КУБ, а также обучение летчиков и технического персонала заказчика,
поставку тренажеров, запчастей и организацию сервисного обслуживания самолетов.
Также предусмотрен опцион еще на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 г. В
2005 г. в соответствии с указанным опционом был подписан контракт на поставку
вооружения для МиГ-29К/КУБ.
Летные испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ ведутся с 2002 г. Для
этого задействовано 8 самолетов МиГ-29 различных модификаций, на которых в
2002-2006 гг. выполнено около 700 полетов.
Одноместный МиГ-29К - многофункциональный истребитель корабельного
базирования, предназначенный для решения задач ПВО корабельных соединений,
завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей
управляемым высокоточным и обычным оружием днем и ночью в любых погодных
условиях.
Его учебно-боевой вариант МиГ-29КУБ предназначен для:
- тренировки и приобретения (совершенствования) навыков пилотирования и
самолётовождения;
- отработки элементов боевого применения;
- решения всех боевых задач, тождественных МиГ-29К.
При создании планера, силовой установки и бортового оборудования МиГ-29КУБ
использованы самые современные технологии. Доля композиционных материалов в
составе планера достигла 15%. Самолет оснащается новыми двигателями РД-33МК с
увеличенными тягой и ресурсом.
Бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО) МиГ-29К/КУБ построено по принципу
открытой архитектуры, что облегчает модернизацию самолета и наращивание его
арсенала.
На МиГ-29КУБ устанавливаются современные многофункциональные
импульсно-доплеровские радиолокационные станции "Жук-МЭ" и новейшие
оптико-электронные системы.
В определении облика МиГ-29КУБ самое активное участие приняли представители
Министерства обороны и ВМС Индии. По ряду позиций ими были заданы требования,
превышающие мировой уровень.
В соответствии с пожеланием Заказчика, БРЭО МиГ-29КУБ выполнено
интернациональным. В его создании помимо российских участвуют индийские,
французские и израильские компании.
Самолет МиГ-29КУБ спроектированы в Инженерном Центре "ОКБ им. А.И. Микояна",
который возглавляет заместитель Генерального директора - генерального
конструктора Барковский Владимир Иванович. Главный конструктор самолетов
МиГ-29К/КУБ - Бунтин Николай Николаевич.
Первый полет истребителя МиГ-29КУБ состоялся 20 января 2007 г. на аэродроме
Летно-исследовательского института им. М.М.Громова. Самолет поднял в воздух
экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова (руководитель программы
испытаний).