Уголок неба ¦ МиГ МиГ-35/МиГ-29М2

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация истребители
   МиГ-35/МиГ-29М2
       
Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: Россия
Первый полет: 2002
Тип: Многоцелевой истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


МиГ-29М2 - многоцелевой истребитель-бомбардировщик, разработанный в РСК МиГ. Экспортная обозначение самолета - MиГ-29MRCA.

Одноместная и двухместная версии самолетов МиГ-29М / МиГ-29М2 являются принципиально новыми машинами с повышенной дальностью полета, современным бортовым оборудованием, четырехкратно резервированной трехканальной цифровой электродистанционной системой управления, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.

В кабинах установлены жидкокристаллические многофункциональные индикаторы. Реализован принцип HOTAS.

Комплексная система управления вооружением включает модифицированный радиолокационный прицельный комплекс с новой БРЛС "Жук-МЭ", оптико-локационную станцию и нашлемную систему целеуказания.

На внешних узлах подвески истребители могут нести управляемые ракеты "воздух-воздух" РВВ-АЕ, Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27Р1, Р-27Т1, Р-73Э, ракеты "воздух-поверхность" Х-29Т, Х-29Л, Х-31А, Х-31П, Х-35Э, корректируемые бомбы КАБ-500КР (ОД), КАБ-500Л, а также неуправляемое ракетное и бомбовое вооружение. Кроме того, самолет оснащен встроенной пушкой ГШ-301.

БРЛС самолета позволяет обнаруживать воздушные цели на дальностях до 120 км, сопровождать десять из них и одновременно атаковать четыре цели. При работе по надводным целям типа эсминец дальность обнаружения составляет 250 км, по целям типа ракетный катер - 150 км.

Самолеты МиГ-29М/М2 отличает:

  • Высокая боевая эффективность в сложных условиях применения;
  • Отличные летно-технические характеристики;
  • Отличные эксплуатационные характеристики, показатели надежности и безопасности;
  • Совершенная логистика, низкая стоимость эксплуатации;
  • Система дозаправки топливом в полете;
  • Электродистанционная цифровая система управления самолетом - 3-х канальная, с 4-х кратным резервированием;
  • Новые архитектура бортового комплекса оборудования, информационно-управляющее поле кабины, HOTAS (унификация с МиГ-29К и МиГ-29СМТ);
  • Комплексная система управления вооружением, включающая модифицированный радиолокационный прицельный комплекс с новой БРЛС "Жук-МЭ" с увеличенными дальностями действия, многоканальным обстрелом и современными режимами "воздух-поверхность", оптико-локационную станцию и нашлемную систему целеуказания;
  • Новые системы навигации, радиосвязи, радиопротиводействия, контроля и регистрации, контейнеры с системами оптроники и разведки.
  • Система вооружения, включающая управляемые ракеты "воздух-воздух" РВВ-АЕ, Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27Р1, Р-27Т1, Р-73Э, встроенную пушку ГШ-301, управляемое вооружение "воздух-поверхность" Х-29Т(ТЕ), Х-29Л, Х-31А, Х-31П, Х-35, КАБ-500КР(ОД), КАБ-500Л, неуправляемое ракетное и бомбовое вооружение.

На самолетах может быть установлено оборудование и вооружение нероссийского производства.

"Сегодня во всем мире четко просматривается тенденция к использованию двухместных многоцелевых самолетов. И это понятно. Работая в режиме "воздух - земля", особенно при полетах на малых высотах, летчику одноместного истребителя приходится действовать в крайне напряженной обстановке: на больших скоростях управлять сложнейшим авиационным комплексом, обнаруживать подвижные и неподвижные наземные цели и поражать их. В силу этого создатели боевой авиатехники пришли к выводу, что многоцелевые истребители с расширенными ударными функциями должны иметь двухместный экипаж, в котором бы один летчик уделял основное внимание пилотированию машины и навигации, а второй работал с opужиeм. Такая связка представляется наиболее эффективной. Малайзийские ВВС, которые уже не один год эксплуатируют самолеты нашей корпорации, заинтересовались двухместными многоцелевыми истребителями. Hо поскольку наш двухместный МиГ-29УБ является практически учебным самолетом, то руководство РСК "МиГ" приняло в октябре прошлого года решение о создании спарки, имеющей полный комплект оборудования и системы вооружения боевого самолета. При этом руководство корпорации учитывает и то, что мы, согласно планам научно-технического сотрудничества между Россией и Индией усиленно работаем над программой оснащения авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" палубными самолетами МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Таким образом, за счет собственных средств и в предельно сжатые сроки нам предстояло на базе истребителя МиГ-29М создать двухместный многоцелевой самолет с расширенными ударными функциями. И менее чем за год такая машина была создана.

Основная тяжесть легла на коллектив опытного завода Инженерного центра во главе с В.С.Павловым. Люди работали, как говорится, с горячего листа и во внеурочное время, и по выходным дням. Сложность задачи состояла в том, чтобы оптимально подобрать параметры двухместного самолета, грамотно пристыковать все системы, сохранить хороший обзор из кабины. Головную часть изготовили по чертежу корабельной спарки самолета МиГ-29КУБ, а затем соединили ее с боевым истребителем МиГ-29М, отрезав от него головную часть одноместной машины. Если учесть, что МиГ-29М и МиГ-29К практически одинаковы по конструкции планера, с составом бортового оборудования, то такой симбиоз - головная часть от корабельного, а остальное от МиГ-29М - оказался в принципе  идеальным, поскольку палубная машина МиГ-29К создавалась в свое время на базе самолета МиГ-29М. В итоге нам удалось решить двойную задачу: создать самолет, который интересует малазийские ВВС, и одновременно сделать шаг вперед в направлении создания корабельной спарки - двухместного учебно-боевого самолета для крейсера "Адмирал Горшков". До МАКСа, который проходил в августе, нам не удалось поднять новую машину в воздух - МиГ-29М2 демонстрировался на статической стоянке.  Hо то, с каким вниманием осматривали прототип учебно-боевого самолета корабельного базирования представители Малайзии и Республики Индии, свидетельствовало о многом.

Повторю еще раз, что двухместный МиГ-29М2 по составу бортового оборудования и вооружения полностью соответствует одноместному самолету. Он оборудован БРЛС "Жук-М" и имеет широкую номенклатуру вооружения "воздух-воздух", "воздух-поверхность" и "воздух-море". Единственное отличие от одноместной машины состоит в том, что в новом самолете несколько уменьшен запас внутреннего топлива (на 360 литров) за счет размещения места второго летчика. А по конструкции, вплоть до подфонарной рамы, самолеты совершенно одинаковы. Для серийного завода это чрезвычайно важно, так как ему не придется перестраивать производство на выпуск разнотипных самолетов. Hа очень большой стадии готовности истребителя он может изменить выпуск одноместного на двухместный. Кроме того, сохранение высокого уровня унификации позволит серийному заводу в будущем на базе МиГ-29К производить сухопутные самолеты, которые отличаются от палубных лишь отсутствием гака, облегченными шасси и нескладывающимся крылом. 

Сейчас мы продолжаем работы по совершенствованию новой машины. После возвращения из Малайзии предстоит оценить характеристики ее устойчивости, управляемости, летно-технические характеристики и тд. А на первом опытном самолете МиГ-29КУБ, постройка которого началась сейчас на опытном заводе ИЦ "ОКБ им. А.И.Микояна" (в стапель заложена головная часть боевой машины), будет отрабатываться весь комплекс боевого оборудования и системы вооружений. Если МиГ-29М2 оценивали в основном по аэродинамическим характеристикам, то МиГ-29КУБ будет работать по программе оснащения ВМС Индии этим истребителем.

Головную часть машины предстоит изготовить инженерному центру, а все остальное - Производственному центру имени П.А.Воронина и Луховицкому авиационному производственно-испытательному комплексу. При этом сборку первых опытных машин - как одноместной, так и двухместной "корабелки"- будет осуществлять опытный завод ИЦ. Hа этих самолетах, в которых будут собраны все лучшие достижения отечественной конструкторской мысли, мы должны провести большой комплекс испытаний на земле, в воздухе и на авианесущем крейсере "Адмирал Горшков".

В конце 2006 года самолет МиГ-29М2 получил коммерческое обозначение МиГ-35. Презентация МиГ-35 будет проводится в рамках маркетинговой подготовки Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" к тендеру на закупку индийскими ВВС 126-ти истребителей на сумму более $9 млрд.

Почему МиГ-35, ведь внешне машина сохраняет фамильное сходство с МиГ-29? С таким вопросом  обратились к главному конструктору самолета Николаю Николаевичу Бунтину.

"Практически это новый самолет, - ответил Николай Николаевич. - В свое время по техническому заданию ВВС мы сделали самолет МиГ-29М. На его базе разработали самолет корабельного базирования МиГ-29К. Эти машины прошли первый этап испытаний совместно с ВВС РФ, получили предварительные заключения.

На базе "корабелки" был разработан экспортный вариант - самолет МиГ-29К для ВВС Индии. В свою очередь он послужил основой для сухопутного варианта - МиГ-29М2. Поскольку это абсолютно новый самолет, он стал называться МиГ-35".

Чем же отличается МиГ-35 от своих предшественников?

"Как летательный аппарат МиГ-35 максимально унифицирован с самолетом МиГ-29К. Конструкция планера, силовая установка, система управления самолетом, кабины пилотов и всех самолетных систем практически одинаковы. Разница состоит в том, что на МиГ-35 установлено облегченное шасси, вместо посадочного гака установлен тормозной парашют, консоли крыла не складываются. Как самолет МиГ-35 - это фактически "корабелка" наземного базирования, более легкая по весу планера. Антикоррозионная защита конструкции выполнена по корабельным стандартам, для того чтобы максимально унифицировать производство.

Но МиГ-35 значительно отличается от МиГ-29К по авионике. На нем установлена радиолокационная станция с активной фазированной решеткой, развитый комплекс обороны на основе комбинации рациотехнических, оптических систем и систем пассивной защиты. Кроме того, в состав оборудования входит универсальный оптический контейнер, который решает три задачи: навигация, целеуказание и разведка.

Самолет МиГ-35 обладает повышенной боевой устойчивостью за счет установки комплекса обороны, пониженной радиолокационной и тепловой заметности, возможности обнаруживать и обстреливать цели с применением пассивных систем обнаружения целеуказания, за счет способности выполнять посадку на необорудованных и неосвещенных аэродромах, а также за счет автономности базирования".

Очень большое внимание уделено надежности самолета. Как и на МиГ-29К, практически все системы на МиГ-35 дублированы. Продублирована вычислительная система: на борту стоят две взаимозаменяемые БЦВМ, одна из которых находится в режиме ожидания. Каждый двигатель приводит в действие свою выносную коробку агрегатов, которая обеспечивает самолет электроэнергией, гидравлической энергией и энергией топливного насоса. Система электроснабжения полностью дублирована: самолет МиГ-35 имеет четыре генератора вместо двух на истребителе МиГ-29. Внедрен также так называемый режим энергоузла, когда стартеры приводят в действие коробку самолетных агрегатов при неработающих двигателях. Это позволяет без включения двигателей и без внешних источников электроэнергии полностью проверить все системы на земле. На самолете установлена также бортовая кислорододобывающая установка. Все это дает МиГ-35 практически полную автономность, способность работать на необорудованных аэродромах.

Двигатели РД-33МК унифицированы с двигателями МиГ-29К, но по требованию заказчика могут быть установлены двигатели с соплами с отклоняемым вектором тяги. Каждый, кто видел полеты Павла Николаевича Власова на самолете МиГ-29ОВТ, восхищался мастерством пилота и необычайными качествами машины. Это, конечно акробатика, но с точки зрения безопасности полета, с точки зрения маневренного воздушного боя, это уже не так.

Кабина МиГ-35 полностью "стеклянная", с тремя многофункциональными индикаторами и широкоугольным индикатором на лобовом стекле. Она соответствует кабине самолета МиГ-29К, которая получила хорошие отзывы летчиков. МиГ-35, как и МиГ-29К, разрабатывается и в одноместном и в двухместном вариантах. Во второй кабине устанавливаются четыре многофункциональных индикатора, на один из которых передается информация с индикатора на лобовом стекле из первой кабины. При этом двухместная и одноместная машины отличаются только тем, что на месте второй кабины устанавливается дополнительный вкладной топливный бак. В остальном самолеты одинаковы, в том числе и по оборудованию, что существенно упрощает эксплуатацию и существенно снижает ее стоимость.

МиГ-35 и МиГ-29К чрезвычайно просты в летной эксплуатации, что позволяет летчику легко "пересесть" с МиГ-29 на новые самолеты этого семейства. Кроме того, РСК "МиГ" имеет новые предложения по "учебной линии". После создания тренажера боевого применения нового поколения СТБП-29 (для замены тренажера КТС-21) началась работа над еще более совершенным тренажером ПТС-29К для корабельной машины. Сегодня РСК "МиГ" вышел на лидирующие позиции в России по современным системам обучения наземных и летных экипажей. Кроме тренажеров, созданы интерактивные учебные классы и новые методики обучения, поддержания и повышения мастерства экипажей, построенные на компьютерных технологиях. Таким образом, корпорация теперь может предложить заказчикам уникальное комплексное решение.

Есть у МиГ-35 и еще одно преимущество - эксплуатационное. Безусловно, проще и дешевле эксплуатировать и ремонтировать во многом унифицированный парк самолетов, поскольку МиГ-29К и МиГ-35 очень близки по конструкции планера, по двигателям, по оборудованию, средствам наземного обслуживания. Безусловно, есть преемственность в эксплуатации и с МиГ-29, хотя на МиГ-29К и МиГ-35 количество контрольно-проверочной аппаратуры и средств наземного обслуживания сведено к минимуму.

МиГ-29К и МиГ-35 имеют значительный потенциал дальнейшей модернизации и способны оставаться востребованными на рынке примерно до 2040 г.

Демонстратором технологий МиГ-35 в Бангалоре стал самолет "154". Он позволит показать работу нового оборудования, получить представление о возможностях будущего самолета.

Поставки первой партии МиГ-29К из 16 самолетов начнутся в конце 2007 г. и будут завершены в начале 2009 г. К концу 2010 г. налет самолетов МиГ-29К в ВМС Индии составит примерно 10 тысяч летных часов. К этому времени РСК "МиГ" завершат выполнение контрактных обязательств по гарантированной надежности корабельных машин. Самолет будет хорошо освоен в производстве и эксплуатации. Таким образом, если Индия выберет многофункциональный истребитель МиГ-35, она получит новый самолет с новой авионикой, но самолет достаточно проверенный в условиях суровой эксплуатации в ВМС Индии и стоящий на конвейере в производстве.





 ЛТХ:
Модификация   МиГ-29М2
Размах крыла, м   12.00
Длина, м   17,32
Высота, м   4.73
Площадь крыла, м2   38.00
Масса, кг  
  пустого самолета   11000
  нормальная взлетная   17800
  максимальная взлетная   22700
Тип двигателя   2 ТРДДФ РД-33 сер.3М
Тяга, кгс  
  форсированная   2 х 8800
  нефорсированя   2 х 5300
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   2400
  у земли   1400
Практическая дальность, км:  
  без ПТБ   1800
  с тремя ПТБ   3000
  с одной дозаправкой   6000
Практический потолок, м   17500
Эксплуатационная перегрузка   9
Экипаж, чел   2
Вооружение:

  30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 100 патронов),
 Боевая нагрузка - 4500 кг на 9 узлах подвески (в перегрузочном варианте, с уменьшенным запасом топлива) - не свыше 9000 кг.:
 УР класса воздух - воздух средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ, ракет малой дальности Р-73, противокорабельных Х-31А и Х-35, противорадиолокационных Х-31П,
 ракет класса воздух - поверхность Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением, свободнопадающих бомб и авиационных мин.


 Доп. информация :


 Фотографии:

 МиГ-29М2     © Алексей Михеев
 МиГ-29М2   © Алексей Михеев
 МиГ-29М2   © Алексей Михеев
 МиГ-29М2
 МиГ-29М2
 МиГ-29М2
 Антена РЛС "Жук-М" МиГ-29М2
 Кабина пилота МиГ-29М2
 МиГ-35 на выставке  Air India 2007     ©  Pilot.strizhi.info
 МиГ-35   ©  РСК МиГ, Pilot.strizhi.info
 МиГ-35   ©  РСК МиГ,  Pilot.strizhi.info
 МиГ-35 на выставке  Air India 2007     ©  Pilot.strizhi.info
 МиГ-35   ©  РСК МиГ,  Pilot.strizhi.info
 МиГ-35 на выставке  Air India 2007     ©  Pilot.strizhi.info
 Кабина пилота МиГ-35  ©  Pilot.strizhi.info

 



 

Список источников:

РСК МИГ. Многофункциональные истребители МиГ-29М / МиГ-29М2
Авиация и Космонавтика. Андрей Юргенсон. Шанс на победу. МиГ-35
МАКС 2003. Иван Кристинов. Новая модификация - МиГ-29М2

Авиация и Время. Валерий Мигунов. Великолепная "Девятка"
Авиация и Время. Сергей Мороз. "Девятка" на 4+. Многофункциональность
Крылья Родины. А.Белосвет, Ю.Полушкин. МиГ-29? Нет, МиГ-33!
Блог Pilot'а. Аэро Индия 2007
Фотоработы Алексея Михеева


Уголок неба. 2008 



 

  Реклама: